Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

(отрывки и комментарии)

От 5 декабря 1995 г.

 

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности.

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

Балаковская АЭС

Рисунок 1. Балаковская АЭС

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.

Радиационная безопасность обеспечивается:

 

Глава II. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

Чернобыльская АЭС в первые дни после взрыва

Рисунок 2. Чернобыльская АЭС сразу после взрыва

 

 

Глава III . Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности.

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, конструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

 

Рисунок 3. Бытовой дозиметр

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органами государственной власти или организациями в пределах их полномочий.

 

Глава IV. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности.

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды.

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.

2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения.

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

Глава V. Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии.

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

Рисунок 4.Чернобыль сегодня

 

Контроль

По инициативе российских общественных организаций проводились встречи начальника Госатомнадзора России с делегацией представителей общественных организаций во главе с академиком А.В. Яблоковым. Обсуждались проблемы ядерной и радиационной безопасности: экологические вопросы, связанные с эксплуатацией ПО "Маяк", модернизация стареющих АЭС, строительство плавучих АЭС, вопрос безопасности переработки радиоактивных металлических отходов на "Экомет-С", проблемы ввоза и хранения зарубежного ОЯТ и другие.

Наибольший интерес представители СМИ и общественности проявили к информации по следующим вопросам:

·               ядерная и радиационная безопасность в условиях угрозы терроризма (безопасность функционирования объектов использования атомной энергии, их физическая защита, безопасность хранения и транспортировки ядерных материалов и ОЯТ в условиях международного терроризма);

·               нераспространение ядерных материалов;

·               система учета и контроля ядерных и радиационных материалов;

·               переработка отработавшего ядерного топлива и его хранение;

·               возобновлении лицензии ФГУП "ПО "Маяк" на право эксплуатации комплекса с ядерными материалами, предназначенного для радиохимической переработки облученного ядерного топлива (завода 235);

·               безопасность при обращении с РАО;

·               позиция Госатомнадзора России по вопросу строительства хранилища РАО на Курильских островах;

·               загрязнение водоемов и рек вблизи хранилищ РАО в Уральском и Сибирском регионах;

·               проекты строительства Южно-Уральской АЭС и плавучей атомной теплоэлектростанции;

·               изменение состояния ядерной и радиационной безопасности на исследовательских реакторах, расположенных в г. Москве;

·               международная программа по утилизации оружейного плутония.

 

Глава VI. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности

Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации.

Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков.

1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Информирование

Информирование об изменении ядерной и радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии, государственное регулирование безопасности которых осуществляет Госатомнадзор России, проводилось в 2002 году как на федеральном, так и на региональном уровнях по двум направлениям: информирование органов государственной власти путем представления Госатомнадзором России соответствующих докладов и справок; информирование населения и общественности через средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение), через международную коммуникационную сеть Интернет (официальный сайт Госатомнадзора России www.gan.ru), а также при непосредственном общении руководителей и специалистов Госатомнадзора России с отдельными гражданами, представителями общественности и СМИ.

 

 Информирование на региональном уровне осуществлялось межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России, а на федеральном - центральным аппаратом Госатомнадзора России и Межрегиональным территориальным округом информатизации и защиты информации Госатомнадзора России.

Ежемесячно под рубрикой "Госатомнадзор России сообщает" в ведущие информационные агентства России: ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА-Новости направлялись сообщения о случаях срабатывания автоматической защиты на блоках атомных электростанций, исследовательских ядерных реакторах, ядерных энергетических установках судов; сведения о возникновении нештатных ситуаций на объектах ядерного топливного цикла, предприятиях и в организациях народного хозяйства, эксплуатирующих радиационные источники. Информационные агентства использовали сообщения Госатомнадзора России в Интернет новостях.

 

Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:

выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.

 

 

 

 Глава VII. Ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности

Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности.

1. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.

 

Льготы и компенсации

Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется предоставление следующих льгот и компенсаций:
1) бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей) в пределах перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также порядок и объем оказания медицинской помощи и приобретения лекарств определяются Правительством Российской Федерации;
2) обязательное специальное медицинское наблюдение
(диспансеризация) в течение всей жизни;
3) первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (при наличии заболеваний, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации), а в случае невозможности предоставления путевки - выплата денежной компенсации в размере ее средней
стоимости. Порядок обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, а в случае невозможности предоставления путевки – выплаты денежной компенсации в размере ее средней стоимости определяется Правительством Российской Федерации;
4) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
5) пользование при выходе на пенсию и перемене места работы поликлиниками, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию или перемены места работы;
6) ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 200 рублей на приобретение продовольственных товаров;
7) скидка в размере 50 процентов стоимости проезда до места лечения один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным и водным транспортом по территории Российской Федерации;
8) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется организациями до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
9) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на санаторно-курортное лечение, врачебную консультацию в другой населенный пункт;
10) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы в организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации данной организации;
11) назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
12) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
13) первоочередная установка телефона;
14) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики);
15) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
16) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
17) оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством), в том числе и членами их семей, проживающими с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (за исключением спутниковых) и их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.