Федеральный закон о гражданской обороне. Описание и комментарии

 

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий; гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

 

Министр по ГО и ЧС В.Шойгу

 

 

Правовые основы

 

В ряду правовых актов, регламентирующих деятельность по обеспечению национальной безопасности, важное место занимает закон «О гражданской обороне». Он определяет силы и средства гражданской обороны в Российской Федерации, ее содержание и задачи, устанавливает правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Необходимость этого закона была продиктована изменением структуры органов управления, формированием рыночной экономики, демократическими преобразованиями в стране, стремлением Российского государства, с одной стороны, сделать открытой для граждан России эту сферу деятельности и, следовательно, доступной для гражданского контроля. С другой стороны, закон приводит ее в соответствие с общепризнанными в мировом сообществе принципами и правилами. Он устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора; военнослужащим войск гражданской обороны выдаются международные отличительные знаки гражданской обороны.

 Основная направленность закона определяется содержанием гражданской обороны, которая понимается как система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Нет необходимости доказывать гуманистический смысл этих мероприятий, строго вписывающихся в демократические рамки оборонного строительства, обеспечения безопасности личности, общества и государства и соответствующих нормам международного гуманитарного права. В то же время, закон в основном отражает подходы к организации гражданской обороны применительно к широкомасштабной войне, а само понятие гражданской обороны достаточно жестко привязано именно к состоянию войны. «Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, - говорится в нем, -начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях». В связи с этим, многие особенности, которые могут быть присущи организации гражданской обороны в условиях локальных, в том числе внутренних вооруженных конфликтов, остаются упущенными. Между тем, закон допускает использование войск гражданской обороны не только в ходе ведения войны, но и при стихийных бедствиях, катастрофах и в других случаях, требующих проведения аварийно-спасательных работ.

В законе не оговорены условия защиты прав личности при решении задач гражданской обороны, а обязанности граждан определены, одновременно, и как их права. Спорным является вопрос о допустимости в этих условиях безусловного приоритета прав государства над правами личности. Подход, допускающий ущемление прав личности при решении органами управления и организациями функций гражданской обороны, противоречит закону «О безопасности», предусматривающему безусловный приоритет интересов личности над интересами государства. Что же касается принципов организации и ведения гражданской обороны, то они достаточно полно учитывают все особенности, связанные с переходом к рыночной экономике, хотя полномочия организаций в этой области и сформулированы независимо от форм их собственности. Но этот подход вполне оправдан, в первую очередь для предприятий, связанных с опасным производством. Закон обязывает их создавать гражданские организации гражданской обороны, предусматривая возможность возмещения их затрат на проведение мероприятий гражданской обороны.

В целом же, закон «О гражданской обороне» законодательно закрепляет достаточно стройную  иерархическую структуру всей системы гражданской обороны, сохраняющую весь богатый опыт ее организации, накопленный в Советском Союзе, и учитывает основные особенности, связанные с проведением экономических реформ и демократических преобразований в стране. С учетом того, что в рамках преобразования военной организации страны планируются значительные изменения и по оптимизации всех структур, связанных с проведением спасательных работ и работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, следует ожидать и внесения изменений в действующий закон «О гражданской обороне». На этом этапе будет возможность устранить имеющиеся в нем недостатки.

 

 

Задачи в области гражданской обороны

 

Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно- спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Правовое регулирование в области гражданской обороны

1.     Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

 

Принципы организации и ведения гражданской обороны

 

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально - производственному принципу

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 

 

Полномочия Президента Российской Федерации

 

Президент Российской Федерации: определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ) утверждает План гражданской обороны Российской Федерации; вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

 

 

Полномочия Правительства Российской Федерации

 

Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны; руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны; определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ) определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ) определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

 

Полномочия организаций в области гражданской обороны

1.                     Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

 

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

 

Принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

 

 

Занятие по гражданской обороне

 

Руководство гражданской обороной

 

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Начальники гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право: вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны; принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

 

 

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

 

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны; структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

 

Службы гражданской обороны

 

1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций. 2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями. Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

 

Спасательные службы

Спасательные службы должны включать в себя органы управления и некомбатантные формирования различного предназначения, которые не могут непосредственно участвовать в военных действиях. Их личный состав должен иметь отличительные знаки гражданской обороны, расположенные на видном месте. Некомбатантные формирования комплектуются из числа работников организаций. Возможность зачисления последних в спасательные службы оговаривается в коллективных и индивидуальных трудовых договорах на основании статьи 10 Федерального закона "О гражданской обороне". При выполнении задач по защите населения, материальных и культурных ценностей, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера спасательные службы могут использоваться только для обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе аварийно-спасательных работ; выполнения специфических задач согласно своему предназначению, а также неотложных работ в случае объявления войны, начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения эти службы будут участвовать в осуществлении всего комплекса мероприятий ГО. Спасательные службы могут быть как общего назначения, так и специальные. Первые из них состоят из команд и отрядов спасательных работ и технических групп и команд. Ко вторым следует отнести службы оповещения и связи, медицинскую, охраны общественного порядка, торговли и питания, противопожарную, коммунально-техническую, убежищ и укрытий, специальной обработки, транспортную, ритуальных услуг, защиты растений и животных. Необходимость создания тех или иных из них определяют руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с учетом объема и характера задач, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения. Порядок же создания спасательных служб устанавливается Правительством Российской Федерации

Работники службы защиты растений и животных

 

Силы гражданской обороны

 

Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. 2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации. 3. Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Основы деятельности войск гражданской обороны

1.                      На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

 

 

Сфера деятельности

 

В Федеральном законе " О гражданской обороне", как известно, нет теперь понятий "службы ГО", "гражданские организации ГО", "начальники служб ГО". Но, тем не менее, одна из важнейших составляющих сил гражданской обороны - службы по существу остались, просто их название приведено в соответствие с решаемыми ими задачами по линии ГО. Ныне сфера деятельности гражданской обороны расширена: она призвана решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это отражено и в наименовании основного планирующего документа в области ГО, который сейчас называется "План гражданской обороны и защиты населения". И для выполнения названных задач необходимо создавать, оснащать и обучать соответствующие спасательные службы (как территориальные, так и объектовые), а в организациях, имеющих (эксплуатирующих) потенциально опасные производственные объекты, важные оборонные объекты или предприятия, представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, - еще и нештатные аварийно-спасательные формирования. При этом нам представляется, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм должны обязательно создавать спасательные службы на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, и на категорированных предприятиях. На других территориях и объектах решение об их создании, оснащении и подготовке принимают соответствующие руководители исходя из задач, определенных планами гражданской обороны и защиты населения.

 

Гражданские организации гражданской обороны

 

1.Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.