Федеральный Закон

«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Описание и комментарии

 

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

  

Техника спасательных служб

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Управление гражданской обороной по ЧС

Несколько видоизменилась структура ГО. Она строится таким образом, чтобы при необходимости можно было обеспечить использование людских и материальных ресурсов для успешного решения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС с наименьшим отрывом сил и средств от производственной деятельности, а также гибкость управления при сохранении жесткой его вертикали.

В целом структура и организация повседневного управления гражданской обороной с учетом положений Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ выглядит следующим образом:

а) Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий - определяет основные направления единой государственной политики в области ГО, утверждает и, если это необходимо, вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждает структуру, состав войск ГО и положение о них;

б) Правительство РФ руководит организацией и ведением гражданской обороны;

в) МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, реализует государственную политику в данной сфере, выполняет надзорные и контрольные функции, возглавляет систему органов, осуществляющих повседневное управление гражданской обороной;

г) федеральные органы исполнительной власти организуют и проводят мероприятий в области ГО в соответствующих сферах деятельности и контролируют их реализацию в бюджетных организациях, находящихся в их ведении. Для этого в структурных подразделениях указанных органов создаются органы управления ГО, уполномоченные на решение её задач, а в подведомственных бюджетных организациях - структурные подразделения, уполномоченные на их решение, и силы гражданской обороны; д) органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местно го самоуправления и предприятия организуют выполнение и осуществляют мероприятий ГО, На территориях субъектов РФ, муниципальных образований и в организациях гражданской обороной руководят главы органов исполнительной власти субъектов, руководите ли органов местного самоуправления и организаций. При этом управление гражданской обороной на территориях осуществляют: главы органов исполнительной власти субъектов РФ - через главные управления МЧС России по субъекту (это закреплено соглашениями между МЧС и органами исполнительной власти субъектов о передаче друг другу выполнения части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий; руководители муниципальных образований - через органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и в сфере гражданской обороны, создаваемые при органах местного самоуправления (что определено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 в редакции постановления от 27 мая 2005 года №335);руководители организаций - через структурные подразделения (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО (порядок их создания закреплён постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года №782 в редакции постановления от 2 декабря 2004 года №724).Таковы основные изменения в законодательстве по вопросам гражданской обороны.

Спасательные службы

Спасательные службы должны включать в себя органы управления и некомбатантные формирования различного предназначения, которые не могут непосредственно участвовать в военных действиях. Их личный состав должен иметь отличительные знаки гражданской обороны, расположенные на видном месте. Некомбатантные формирования комплектуются из числа работников организаций. Возможность зачисления последних в спасательные службы оговаривается в коллективных и индивидуальных трудовых договорах на основании статьи 10 Федерального закона "О гражданской обороне".При выполнении задач по защите населения, материальных и культурных ценностей, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера спасательные службы могут использоваться только для обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе аварийно-спасательных работ; выполнения специфических задач согласно своему предназначению, а также неотложных работ. В случае объявления войны, начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения эти службы будут участвовать в осуществлении всего комплекса мероприятий ГО.

Спасательные службы могут быть как общего назначения, так и специальные. Первые из них состоят из команд и отрядов спасательных работ и технических групп и команд. Ко вторым следует отнести службы оповещения и связи, медицинскую, охраны общественного порядка, торговли и питания, противопожарную, коммунально-техническую, убежищ и укрытий, специальной обработки, транспортную, ритуальных услуг, защиты растений и животных. Необходимость создания тех или иных из них определяют руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с учетом объема и характера задач, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения. Порядок же создания спасательных служб устанавливается Правительством Российской Федерации.

Спасательные службы

 

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в   соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Российской Федерации:

к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Информирование о ЧС

Изменения в структуре ГО

Упразднен институт начальников гражданской обороны. Это продиктовано сложившейся практикой реализации полномочий в решении экономических, социальных, правовых, оборонных, мобилизационных и других задач руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций. Анализ показывает что изменения, внесенные в статью 11 Федерального закона "О гражданской обороне", не только не уменьшили ответственность руководителей разных уровней за организацию и осуществление мероприятий ГО, а значительно повысили ее. Ведь там сказано: "Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения".

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.