Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

10 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.,

под редакцией первого заместителя министра МЧС России

Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2004-382 с. ил.

 

Этап 1 (1 – 2 четверти)

 

Москва

2007 г.

 

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2004-382 с. ил.

Небольшая часть представленных ЦОРов предназначена для преподавателей, а остальные могут быть полезны как для преподавателей, так и обучающимся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

 

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОР-ы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эти презентации можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и таблицы.

Изображение в формате Photographic Express Grouping  – .jpg – диаграммы.

Изображение в формате Graphics Interchange Format– . gif  – диаграмма.

Видеофильм в формате Audio Video Interleave – avi.

 

Образовательные типы ЦОР-ов

В данном наборе представлены ЦОР-ы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, чаще всего со звуком. Озвученные презентации рекомендуем прослушать с начала до конца, не прерывая, если учитель считает нужным использовать ЦОР в качестве лекции, раскрывающей часть темы урока. Если же будет нужно вернуться к какому либо слайду или использовать презентацию без звука – это можно будет сделать при помощи параметров программы MS PowerPoint.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Практикум – презентация, в которой показана последовательность действий, для какой-то определенной цели. Работая с таким ЦОРом, ученики получают знания о том, что, и в какой именно последовательности следует делать в определенной ситуации. Например, как правильно оказать первую медицинскую помощь, как правильно надеть противогаз и т.д.

Воспитание примером – ЦОР-ы этого типа рассказывают о чем-либо достойном подражания. О знаменитых людях, совершивших полезные для человечества деяния.

Примеры из истории – тексты или презентации, приводящие примеры из истории, описание важных событий, которые имеют отношение к безопасности жизнедеятельности человека.

Иллюстрированная схема – презентация, в которой приведена схема (иногда, разбитая на несколько частей) и иллюстрации к ней.

Иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Иллюстрированный текст – материал к уроку в формате MS Word,  включающий в себя иллюстрации.

Вопросы для контроля – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

 

 

Поурочное распределение ЦОР-ов

 

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

 

Урок 1

§ 1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

 

 

ЦОР 1. Вынужденная автономия в природе

ЦОР 2. Ориентирование по солнцу

ЦОР 3. Ориентирование по звёздам

ЦОР 4. Ориентирование по местным признакам

ЦОР 5. Магнитный азимут. Движение по азимуту

ЦОР 6. Вопросы по ориентированию

 

Тема этого урока уже знакома учащимся из предыдущих классов, поэтому для этого урока предлагается просмотр первых пяти ЦОРов, каждый из которых представляет собой слайд-шоу со звуком. Образовательный тип этих ЦОРов - лекции. Эти ЦОРы учитель может останавливать в произвольном месте, дополнять показанный материал, задавать учащимся вопросы, затем продолжить просмотр. Можно демонстрировать эти ЦОРы после раскрытия материала учителем для его закрепления.

В ходе раскрытия вопроса «Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие» используется ЦОР 1, описывающий самые первые шаги, которые необходимо сделать попавшему в автономную ситуацию, если он хочет выжить. Длительность – 0:03:46.

Для раскрытия второго вопроса урока предназначены ЦОРы 2, 3 и 4. В ЦОРе 2 наглядно показано, как можно определить стороны света с помощью часов, и дана таблица, в которой указано где находится солнце в различное время дня в разное время года. После просмотра ЦОРа можно попросить учеников определить направление солнца по таблице, а потом определить направление на север при помощи часов. Затем сравнить эти показания. В ЦОРе 3 рассказывается о способах ориентирования по звездам, а точнее по Полярной звезде, по созвездию Орион Южному кресту и Летнему треугольнику. А с помощью ЦОРа 4 ученики могут вспомнить местные признаки, по которым можно ориентироваться. После демонстрации ЦОРа можно спросить учеников, какие методы ориентирования они могут предложить в дополнение к перечисленным. Или попросить их рассказать о случаях из жизни, когда им пришлось ориентироваться по этим признакам, когда они им помогли, или, наоборот – дали ошибочную информацию. Длительность ЦОР 2 – 0:01:22. Длительность ЦОР 3 – 0:06:57. Длительность ЦОР 4  – 0:04:11.

ЦОР 5 дающее понятие азимута, магнитного и истинного меридиана, описывающее 5 приемов движения по азимуту. Этот ЦОР несет в себе еще одну образовательную функцию – определение. В ЦОРе даются определения таких понятий, как: азимут, магнитный меридиан, географический меридиан, магнитный азимут, истинный азимут. После просмотра ЦОРа можно провести практическое занятие и начертить на карте вашей местности азимуты и подготовить карту для будущего похода. Длительность  – 0:04:08.

Последний ЦОР данного урока включает в себя иллюстрированный гипертекстовый тест, а также вопросы к уроку и домашнее задание. Этот ЦОР предназначен для самостоятельной работы учеников, но и учитель может выбрать эти вопросы по своему усмотрению, как для урока, так и для контрольных работ или экзаменов.

 

 

Урок 2

§ 1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

 

ЦОР 7. Что необходимо делать, чтобы не стать жертвой преступников

ЦОР 8. Понятие терроризма индивидуального, организованного международного

ЦОР 9. Примеры терроризма и их виды

ЦОР 10. Телефонный терроризм

ЦОР 11. Вопросы к параграфу

 

После раскрытия перового и второго вопросов урока демонстрируется ЦОР 7. Это слайд-шоу со звуком, образовательный тип – лекция. В этом ЦОРе приводятся правила поведения в различных случаях возможной или реальной криминогенной обстановки, чтобы не стать жертвой преступников. Главный вывод для каждого из учеников – возможность избежать непосредственного контакта с человеком, который может нанести ему какую-либо травму – физическую, психическую, или духовную. После просмотра можно устроить ролевую игру. Учитель раздает ученикам роли на отдельных бумажках, так, чтобы участники игры не знали роли друг друга. После чего разыгрываются ситуации в подъезде, в лифте, а очереди и так далее. Те школьники, которые не участвуют в игре, после каждой игры анализируют действия играющих, оценивают их и указывают на допущенные ошибки. Длительность  – 0:04:20.

Следующие три ЦОРа 8, 9 и 10 посвящены терроризму. ЦОР 8 и ЦОР 9 – это презентации со звуком. ЦОР 8 (определение) описывает понятия «терроризм», «террористический акт», описывается цель и суть терроризма, а также объекты насилия. Дается классификация терроризма. Длительность  – 0:06:24.

ЦОР 9 рассказывает о различных видах терроризма, и приводятся примеры терроризма, начиная с его истоков – французской революции и наполеоновских воин, и заканчивая последними трагическими событиями, которые известны школьникам. Эти события могут быть темой для обсуждения и выражения своего отношения. Длительность  – 0:11:01.

ЦОР 10 – слайд-шоу со звуком, в котором рассказано о телефонном терроризме и приведены примеры такого терроризма. Почему разработчики выделили этот вид терроризма в отдельный ЦОР? Потому что этот вид терроризма для школьников является самым доступным и многие из них им увлекаются, видимо, не осознавая какой вред они могут нанести этим как отдельным личностям, так и государственным учреждениям. Кроме того, они считают, что их «шуточки» останутся безнаказанными. Поэтому мы настоятельно рекомендуем показать и обсудить этот ЦОР с учениками. Длительность  – 0:06:55.

ЦОР 11 содержит в себе вопросы к пройденному параграфу. Эти вопросы разделены на две части, вопросы, которые, по нашему усмотрению, можно задать во время урока, и домашние задания. Учитель, если посчитает нужным, может использовать эти вопросы по своему усмотрению: задать на дом, включить в контрольную работу или число экзаменационных вопросов. Последний ЦОР каждого урока принадлежит этому типу, поэтому в дальнейшем мы не будем их описывать, чтобы не повторяться.

 

 

Урок 3

§ 1.3. Правила поведения в условиях ЧС природного и технического характера

 

 

ЦОР 12. Понятие о чрезвычайной ситуации (ЧС) и действия по сигналу «Внимание всем»

ЦОР 13. Действия в ЧС природного характера

ЦОР 14. Действия при химической опасности (авария с выбросом АХОВ)

ЦОР 15. Защита от радиационной опасности

ЦОР 16. Вопросы к параграфу

 

Все ЦОРы к этому уроку представляют собой слайд-шоу со звуком.

В начале урока демонстрируется ЦОР 12. Этот ЦОР раскрывает основное содержание вопроса № 1 урока. В нем дается определение чрезвычайной ситуации (ЧС), объясняется значение сигнала «Внимание всем» и приводится перечень действий, которые необходимо выполнять после того, как вы услышали этот сигнал. ЦОР может быть использован как для раскрытия части вопроса, так и в качестве иллюстрации к изложению вопроса преподавателем. Он может остановить демонстрацию после определения ЧС и дополнить его примерами, попросить учеников привести примеры ЧС. Затем продолжить демонстрацию. Можно рассказать, какого типа сигналы могут быть поданы в этой конкретной школе или в городе (поселке, селе и др.). Длительность  – 0:04:04.

Для раскрытия второго вопроса демонстрируется ЦОР 13, который полностью охватывает материал, необходимый для понимания ситуации при ЧС природного характера и самостоятельного выполнения последовательности действий для выживания в зоне стихийного бедствия. В нем приводятся факторы выживания человека в зоне стихийного бедствия, и действия в следующих природных ЧС: при землетрясении, оползне, урагане, смерче, буре, во время грозы, сильной метели, наводнения, пожара. Преподаватель может просто показать этот ЦОР и не раскрывать вопрос сам. Длительность  – 0:08:58.

ЦОРы 14 и 15 раскрывают третий вопрос урока. В ЦОРе 14 подробно описан порядок действий во время аварии с выбросом АХОВ, а также рассказано, как можно оказать первую медицинскую помощь при поражении СДЯВ. Длительность  – 0:04:11.
ЦОР 15 посвящен защите при радиационной аварии. Он содержит определения следующих понятий: радиационная авария, эвакуация населения, специальная обработка, дезактивация. В ЦОРе рассказывается о мерах предупреждения и защиты при радиационной опасности, которые включают в себя эвакуацию населения, специальную обработку, дезактивацию, йодную профилактику, профилактику в зависимости от дозы облучения, а также описываются дозиметрические приборы для населения. Кроме того, в нем приводятся способы самозащиты от радиации. После демонстрации этих ЦОРов можно разделить класс на две группы: первая будет показывать и описывать действия при аварии с выбросом АХОВ, а вторая – действия при радиационной аварии. Каждая группа оценивает работу другой и указывает на сделанные ошибки. Можно попросить учеников найти действия, которые должны быть выполнены в при обеих авариях и, наоборот, действия характерные для каждой из аварий. Длительность  – 0:07:04.

 

 

Урок 4

§ 1.4. Законы и другие нормативно – правовые акты РФ по обеспечению безопасности

§ 1.6. Уголовная ответственность несовершеннолетних

 

ЦОР 17. Конституция РФ о безопасности

ЦОР 18. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Описание и комментарии

ЦОР 19. ФЗ «О радиационной безопасности».

ЦОР 20. ФЗ «О гражданской обороне». Описание и комментарии

ЦОР 21. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Описание и комментарии

ЦОР 22. Понятие о преступлении, состав преступления и преступное поведение.

ЦОР 23. Перечень преступных деяний.

ЦОР 24. Умышленное преступление, преступление, совершённое по неосторожности. Примеры

ЦОР 25. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

ЦОР 26. Вопросы к параграфу

 

ЦОРы с 17 по 24 представляют собой иллюстрированные тексты. Представленная в них информация может быть использована преподавателем - для подготовки к уроку, учениками – для подготовки докладов или выступлений на уроке.

ЦОРы 17 – 21 предлагаются для раскрытия первого вопроса урока. ЦОР 17 включает в себя те статьи из Конституции РФ, в которых говорится о безопасности личности, природы, общества и государства. ЦОР 18 содержит текст Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и дополнения в виде пояснений, которые выделены другим цветом, и зрительно отличаются от самого закона. ЦОР 19 содержит в себе отрывки из Федерального закона «О радиационной безопасности». К некоторым из статей закона приводятся комментарии, необходимые для лучшего его понимания. ЦОР 20 содержит в себе определение гражданской обороны, которое дал Министр по ГО и ЧС В.К. Шойгу. Приведены правовые основы для разработки закона о Гражданской Обороне, раскрыты задачи в области гражданской обороны, затем даны описания отдельных понятий из закона и комментарии к некоторым статьям. В ЦОР 21 приведены описания некоторых статей ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», а также приведена дополнительная информация об управлении гражданской обороной по ЧС, информировании о ЧС, изменениях в структуре ГО, спасательных службах.

Первый вопрос урока предлагается раскрыть силами самих учеников. Для этого на предыдущем уроке разделить класс на 5 групп, каждой из который дать задание, совместными усилиями группы составить доклад на 3 минуты на одну из тем:

·     Деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией РФ (используется ЦОР «Конституция РФ о безопасности»).

·     Основное содержание ФЗ «о воинской обязанности и военной службе» *ст. 59. О выполнении конституционного долга по защите Отечества (используется ЦОР «ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Описание и комментарии»).

·     Основное содержание ФЗ «О безопасности», который закрепляет  правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства (используется ЦОР «ФЗ «О безопасности»).

·     Краткое содержание ФЗ «О гражданской обороне». Задачи, права и основные полномочия органов власти. Организаций и граждан в области ГО (используется ЦОР «ФЗ «О гражданской обороне». Описание и комментарии»).

·     Краткое содержание ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Данный закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, от ЧС природного и техногенного характера (используется ЦОР «ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». (Описание и комментарии)

Для выполнения домашнего задания ученики должны суметь решить задачу учебного сотрудничества и разделения работ. Во время урока классу представляются все доклады, докладчики отвечают на вопросы одноклассников. В случае необходимости учитель комментирует доклад и вносит поправки.

Для раскрытия второго вопроса урока могут быть использованы материалы ЦОР 22, в котором даны: описания таких понятий, как «правонарушение» и «состав преступления», «преступное деяние» и их причин. В ходе разбора ЦОР, делается вывод, что при наличии всех признаков состава преступления для конкретного преступного деяния является необходимым и достаточным условием для привлечения лица, совершившего его, к уголовной ответственности. Для более глубокого понимания вопроса рассматриваются материалы ЦОРов 23 и 24. В ЦОРе 23 рассматривается статья 15 из УК РФ 1996 г., в которой приведена классификация преступных деяний. Затем рассмотрена история вопроса о делении преступных деяний по их наказуемости. В ЦОРе 24 даны определения умышленного преступления (с прямым умыслом, с косвенным умыслом), даны признаки прямого умысла, приведены примеры тех и других. Затем даются определения и описания с примерами преступлений, совершенных по неосторожности, по легкомыслию и по небрежности. ЦОРы 22-24 предназначены для преподавателя, для использования представленных в них материалов при подготовке к уроку. Однако их можно предложить и особо интересующимся законодательством и юриспруденцией ученикам.

ЦОР 25, который демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока, представляет собой озвученную презентацию, в которой перечисляются преступления (с ссылками на статьи закона), за совершение которых уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14 лет ко времени совершения преступления. Затем перечислены предусмотренные в УК виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Если преподаватель посчитает недостаточным информацию, представленную в ЦОРе, он может дополнить ее после демонстрации. Длительность  – 0:3:15.

 

 

Урок 5

§ 1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (PCЧC)

Структура и задачи

 

ЦОР 27. Основание для создания РСЧС

ЦОР 28. Основные задачи РСЧС

ЦОР 29. Структура РСЧС

ЦОР 30. Органы управления по делам гражданской обороны и ЧС

ЦОР 31. Вопросы к параграфу

 

Для раскрытия темы этого урока предлагается набор ЦОРов, соответствующий последовательности изложения материала. В дополнение к материалу учебника ЦОРы определяют главную задачу МЧС России по организации и обеспечению выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, и организацию защиты населения и территории при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. Пояснительные тексты, схемы и иллюстрации в достаточной степени раскрывают основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структуру и задачи.

ЦОР 27 – это текст с иллюстрациями, который предназначен для подготовки преподавателя к уроку, хотя может быть рекомендован и ученикам для ознакомления. В ЦОРе рассмотрены: нормативно-правовая основа создания РСЧС, законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования территориальных и функциональных подсистем РСЧС,

 предпосылки создания РСЧС. Кроме того, в тексте говорится, что создание РСЧС – это государственная задача. А также рассказано о предшественниках РСЧС.

Для раскрытия третьего вопроса урока, в качестве иллюстрации к рассказу преподавателя, демонстрируется ЦОР 28, в котором иллюстрированы основные задачи РСЧС, которые установлены Постановлением о РСЧС, утвержденным постановлением правительства РФ.

ЦОРы 29 и 30 включают в себя схемы и пояснительный текст к ним. Текст может быть использован преподавателем для подготовки к уроку, а схемы могут послужить иллюстрацией к рассказу учителя. В ЦОРе 29 приведена схема Структуры РСЧС, а в ЦОРе 30 – две схемы: Органы управления по делам гражданской обороны и ЧС и Органы повседневного управления по делам гражданской обороны и ЧС.

В конце урока учитель может опросить учащихся с использованием ЦОР «Вопросы к параграфу». Часть вопросов может быть использована для домашнего задания.

 

 

 

 

Глава 2. Гражданская оборона – составная часть

обороной способности страны

 

Урок 6

§ 2.1. Гражданская оборона: основные понятия определения и задачи

 

ЦОР 32. Зарождение системы противоздушной обороны (ПВО)

ЦОР 33. Основные понятия гражданской обороны, силы гражданской обороны: а) службы ГО. б) Невоенизированные формирования

ЦОР 34. Основные задачи гражданской обороны

ЦОР 35. Вопросы к параграфу

 

При изучении вопроса № 1 демонстрируется ЦОР 32, который рассказывает об истории системы противовоздушной обороны (ПВО), которая являлась предшественницей гражданской обороны. ЦОР охватывает период от конца 19 века до сегодняшних дней. ЦОР представляет собой озвученную презентацию, которую рекомендуем демонстрировать в начале урока. Длительность  – 0:6:12.

При раскрытии второго и третьего вопросов урока в качестве иллюстрации демонстрируется ЦОР 33, и могут быть использованы изображения из ЦОРа 34. ЦОР 33 – это презентация, в которой представлены: основные цели и задачи комплекса стандартов гражданской обороны, службы гражданской обороны, невоенизированные формирования гражданской обороны. Материалы ЦОР 34 – иллюстрированного текста, включают в себя определение ГО и перечень основных задач ГО, которые помогают осознать необходимость этой системы. Текст содержит яркие иллюстрации, демонстрирующие работу служб ГО. Этот ЦОР может быть использован преподавателем для подготовки к уроку, или ученикам, для своих творческих работ.

 

Урок 7

§ 2.2. Современные средства поражения и их порождающие факторы, мероприятия по защите населения

§ 2.2.1. Ядерное оружие и его поражающие факторы

§ 2.2.2. Химическое оружие

 

ЦОР 36. Оружие массового поражения (ОМП) и его характеристики

ЦОР 37. Виды ядерных взрывов

ЦОР 38. Поражающие факторы ядерного оружия

ЦОР 39. Классификация видов химического оружия

ЦОР 40. Индивидуальные противохимические средства защиты

ЦОР 41. Первая помощь потерпевшему от химического оружия.

ЦОР 42. Вопросы к параграфу

 

Почти все ЦОРы, предложенные к этому уроку, за исключением ЦОРа 39, представляют собой презентации, которые могут быть использованы в качестве иллюстраций к раскрытию темы урока учителем. А также они могут быть просмотрены учениками при подготовке к уроку или для своих творческих работ.

В ходе изучения первого вопроса урока используется ЦОР 36, из которого ученики узнают обо всех видах ОМП, об их поражающих действиях и характеристиках. В ЦОРе 36 можно увидеть множество изображений различных видов ОМП.

В ЦОРе 37 рассмотрены виды ядерных взрывов, даны определения различных видов ядерных взрывов, приведено множество изображений взрывов различных видов, описаны поражающие факторы ядерных взрывов. В ЦОРе 38 подробно описываются поражающие факторы ядерного оружия: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Как и предыдущие ЦОРы, здесь много изображений взрывов. ЦОРы 37 и 38 могут быть использованы при раскрытии второго и третьего вопросов урока.

При изучении вопросов о химическом оружии в качестве иллюстрации используется ЦОР 39, который представляет собой схему классификации боевых отравляющих веществ.

В ЦОРе 40 описаны такие индивидуальные противохимические средства защиты, как противогаз, респиратор, защитный костюм, индивидуальный противохимический пакет (ИПП) и особо подробно описана аптечка индивидуальная и ее содержимое. Этой информации вместе с иллюстрациями вполне достаточно для того, чтобы ученики узнали, когда и для каких целей можно использовать различные препараты аптечки.

Первая помощь потерпевшему от химического оружия зависит от того, каким именно отравляющим веществом заражен человек. Как правильно оказать первую помощь от каждого типа отравляющих веществ, описано в ЦОРе 41. После просмотра ЦОРа можно устроить беглый опрос по теме оказания первой помощи потерпевшему от химического оружия следующим образом. Назвать вещество, которым отравлен потерпевший, и попросить показать препарат из аптечки, которым можно спасти потерпевшего.

 

 

Урок 8

§ 2.2. Современные средства поражения и их порождающие факторы, мероприятия по защите населения

§ 2.2.3. Бактериологическое оружие

§ 2.2.4. Современные обычные средства поражения

 

ЦОР 43. Бактериологическое (биологическое) оружие и его виды

ЦОР 44. Объекты применения бактериологического (биологического) оружия

ЦОР 45. Признаки применения бактериологического (биологического) оружия

ЦОР 46. Очаг бактериологического поражения, карантин и обсервации

ЦОР 47. Современные обычные средства поражения

ЦОР 48. Вопросы к параграфу

 

Все ЦОРы к этому уроку являются презентациями, которые могут служить иллюстрациями к раскрытию вопросов урока. Текст, приведенный в презентациях, может быть полезен учащимся для самостоятельных занятий и как дополнительный материал к уроку.

ЦОР 43 знакомит учащихся с бактериологическим оружием и его видами. Изображения презентации показывают примеры бактериологических средств. После демонстрации ЦОРа можно попросить учеников привести примеры бактериологических средств. Вспомнить случаи, которые могли бы быть следствием применения бактериологического оружия. ЦОР 44 рассказывает о примерах применения бактериологического оружия во время военных действий, начиная с заражения индейцев оспой в 1763 году американцами и заканчивая использованием биологических средств против Кубы, опять-таки, американцами. Этот материал может быть интересен и ученикам, и преподавателю ОБЖ. Этот ЦОР может быть использован, как дополнительный материал, также и на уроках Истории, при преподнесении тем о Первой и Второй мировых войнах. ЦОР можно предложить ученикам просмотреть самостоятельно и обсудить его на уроке.

В ЦОРе 45 рассказывает об особенностях бактериологического оружия и признаках его применения, рассказано о способах заражения этим оружием, и приведены примеры конкретных БС. Кроме того, приведены способы защиты от БО и описано понятие очага бактериологического поражения. После просмотра, можно попросить учеников вспомнить о птичьем гриппе, рассказать, что им известно о борьбе против заражения этой болезнью.

ЦОР 46 представляет собой презентацию – определение, в которой дается определение очага биологического поражения, карантина и обсервации, В ней также приводятся характеристики очага биологического поражения.

ЦОР 47 – презентация, в которой представлено так называемые современные обычные средства поражения и, необходимые для них, боеприпасы. Вся информация ЦОРов вместе с текстом учебника достаточно полно объясняют содержание урока.

 

 

Урок 9

§ 2.3. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного

и мирного времени

§ 2.4. Организация инженерной защиты населения от порождающих факторов ЧС мирного и военного времени

 

ЦОР 49. Оповещение населения о ЧС

ЦОР 50. Убежища. Классификация и характеристики

ЦОР 51. Устройство противорадиационных укрытий

ЦОР 52. Простейшие укрытия

ЦОР 53. Вопросы к параграфу

 

Все ЦОРы к этому уроку, кроме ЦОРа 51, являются презентациями, которые могут служить иллюстрациями к раскрытию вопросов урока. Текст, приведенный в презентациях, может быть полезен учащимся для самостоятельных занятий и как дополнительный материал к уроку.

В ЦОРе 49 рассказывается том, кто отвечает за организацию оповещения населения в различных случаях, кто принимает решение об оповещении, как осуществляется оповещение и что входит в состав системы оповещения. Это ЦОР может быть использован при раскрытии первого и второго вопроса урока.

В ЦОРе 50 рассматриваются средства инженерной защиты, а именно, убежища, противорадиационные укрытия, быстровозводимые убежища. Довольно подробно рассмотрены вопросы жизнеобеспечения убежищ, их конструкции и вместимости. Рассказано, где они строятся и какими бывают по времени построения.

ЦОР 51 – это схематическое изображение противорадиационного укрытия, которое можно устроить в погребе в сельском доме, для одной семьи или во дворе городского многоэтажного дома, но тогда его нужно сделать вместительнее. ЦОР предлагается в качестве иллюстрации при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 52 рассказывает о таком простейшем укрытии, как щель, описывает способ ее сооружения и ее размеры. После демонстрации ЦОРа можно спросить у учеников, зачем нужен в щели водосборный колодец? Почему щели делают под углом друг к другу?

 

 

Урок 10

§ 2.5. Средства индивидуальной защиты

 

ЦОР 54. Средства индивидуальной защиты

ЦОР 55. Средства защиты органов дыхания, их назначение и правила пользования

ЦОР 56. Гражданский противогаз ГП -7 Определение размера маски противогаза

ЦОР 57. Надеваем противогаз

ЦОР 58. Положения противогаза: «походное», «боевое», «наготове»

ЦОР 59. Средства защиты кожи, их назначение и правила пользования

ЦОР 60. Надеваем общевойсковой защитный комплект

ЦОР 61. Медицинские средства индивидуальной защиты

ЦОР 62. Вопросы к параграфу

 

В начале урока в качестве иллюстрации демонстрируется ЦОР 54, который является презентацией, включающей в себя 3 иллюстрированные схемы: общая схема средств индивидуальной защиты (СИЗ), схема по принципу защитного действия СИЗ и схема СИЗ по назначению. Данный ЦОР предназначен в качестве иллюстрации к первому вопросу урока – описанию СИЗ.

ЦОР 55 представляет собой слайд-шоу со звуком, описывающее различные средства защиты органов дыхания: противогазы разных типов, респираторы, самоспасатели, назначение каждого из них и их отличия друг от друга. Следующий ЦОР 56 рассматривает конкретный противогаз - ГП -7 и его модификации. Этот ЦОР тоже является озвученным слайд-шоу, в котором сначала описывается назначение противогаза ГП-7 и его преимущества, а затем показывается, как можно определить необходимый размер противогаза. Приведена таблица определения размера противогаза сделанным меркам. Эту таблицу ученики могут переписать в свои тетради. Длительность  ЦОР 55 – 0:03:58. Длительность ЦОР 56  – 0:03:15.

После ЦОРа 56 рекомендуем показать ЦОР 58, а потом провести виртуальный практикум с ЦОРом 57. Длительность  – 0:03:15.

ЦОР 58 – слайд шоу со звуком, демонстрирующее три положения противогаза, походное, наготове и боевое и описывающее случаи, когда противогаз должен быть в каждом из этих положений.  Длительность  – 0:01:14.

После демонстрации этого ЦОРа можно предложить ЦОР 57, с помощью которого ученики практикуются выполнять действия по надеванию противогаза в правильном порядке, и ничего не пропуская. Можно после работы с ЦОРом, если такая возможность есть, проверить полученные навыки и закрепить их, надевая настоящие противогазы, предварительно подобрав их по своему размеру.

ЦОР 59 – еще одно слайд-шоу, предложенное для демонстрации на этом уроке. Оно дает определение средств защиты кожи (СЗК), описывает различные их виды: общевойсковой защитный комплект, общевойсковой комплексный защитный костюм, импрегнированное обмундирование и защитный костюм Л-1. Кроме того, ЦОР знакомит учеников и с простейшими средствами защиты кожи, которые можно сделать самостоятельно. В ЦОРе представлены правила использования этих средств. Длительность  – 0:05:03.

После просмотра ЦОРа 59, ученики начинают работать с ЦОРом 60, получая навыки использования комплекта. ЦОР 60 – это презентация – практикум, в которой показаны два способа надевания общевойскового защитного комплекта, а также рассказано как правильно подобрать по размеру детали этого комплекта. Если есть такая возможность, то можно устроить проверку полученных знаний по надеванию защитного костюма. Надевание этого костюма на время можно ввести в соревнования по ОБЖ, если таковые проводятся в школе.

В конце урока демонстрируется ЦОР 61, в котором описывается индивидуальная аптечка АИ-2, ее устройство, содержимое и назначение каждого препарата. Рассказывается об индивидуальных противохимических пакетах, в том числе об индивидуальном дегазирующем пакете порошковом модернизированном и об индивидуальном противохимическом пакете ИПП-10 и способах их применения. Длительность  – 0:03:26.

 

 

Урок 11

§ 2.6. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

§ 2.6.1. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

§ 2.6.2. Санитарная обработка людей

 

ЦОР 63. Организация и ведение разведки в зоне ЧС

ЦОР 64. Санитарная обработка людей: а) частичная. б) полная

ЦОР 65. Пункты специальной обработки

ЦОР 66. Дезактивация

ЦОР 67. Дегазация

ЦОР 68. Дезинфекция

ЦОР 69. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 63 – это презентация, в которой описываются различные виды разведки сил РСЧС, такие, как общая разведка, специальная разведка, радиационная и химическая разведка, инженерная разведка, пожарная разведка, медицинская и санитарно-эпидемиологическая разведка, биологическая (бактериологическая) разведка. Так как разведка является одним из основных видов работ по обеспечению действий РСЧС, то ученики должны иметь понятие о разведке. С этим ЦОРом они могут ознакомиться самостоятельно, или преподаватель может включить это ЦОР в качестве иллюстрации, если будет рассказывать о разведке при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 64 – это слайд-шоу со звуком, в котором дается определение санитарной обработки, дается понятие частичной и полной санитарной обработки, рассказывается о порядке их проведения в различных случаях. После просмотра ЦОРа ученики должны понимать разницу между частичной и полной санитарной обработкой и запомнить, что для прохождения полной санитарной обработки необходимо посетить санитарно-обмывочный пункт. Длительность  – 0:06:40. Подробнее об этом пункте ученики узнают из ЦОРа 65.

В ЦОРе 65, представляющем собой презентацию, дается определение специальной обработки, после чего описываются санитарно-обмывочные пункты (СОП), стационарные и передвижные. Также описывается последовательность действий до специальной обработки и после нее. ЦОР может быть использован в качестве иллюстрации к рассказу преподавателя, или для самостоятельных занятий обучающихся.

О способах обеззараживания и предотвращения поражения людей расскажут ЦОРы 66 – 68. Данный материал формирует общее представление учащихся по организации санитарной обработки людей. Эти три ЦОРа тоже являются презентациями, которые могут быть использованы в качестве иллюстраций к рассказу преподавателя, или для самостоятельных занятий обучающихся.

 

 

Урок 12

§ 2.6. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

§ 2.6.3. Эвакуация – основное мероприятие по защите людей

§ 2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

 

ЦОР 70. Эвакуация и рассредоточение.

ЦОР 71. Что брать с собой при эвакуации? Упаковка и метки.

ЦОР 72. Собираемся в эвакуацию

ЦОР 73. Планирование мероприятий ГО в школе

ЦОР 74. Организация и проведение «Дня защиты детей»

ЦОР 75. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 70 представляет собой презентацию, в которой дается определение понятий «эвакуация» и «рассредоточение». Описаны производственный и территориальный принципы эвакуации и рассредоточения. Рассказано, как организуются эвакуации и рассредоточения. ЦОР может быть использован в качестве иллюстрации к рассказу преподавателя, или для самостоятельных занятий обучающихся.

ЦОР 71, который тоже является презентацией, описывает события, предшествующие эвакуации: оповещение населения об эвакуации, сборы, упаковка вещей, которые нужно взять с собой. В том числе рассказано, что все вещи должны быть маркированы специальными бирками. Особое внимание уделено подходящей для эвакуации одежде и обуви. И этот ЦОР, как предыдущий, может быть использован в качестве иллюстрации к рассказу преподавателя, или для самостоятельных занятий обучающихся.

ЦОР 72 – это презентация-практикум, с его помощью учащиеся научаться собирать нужные вещи, отправляясь в эвакуацию. Работать с этим ЦОРом мы рекомендуем следующим образом: учитель показывает слайды поочередно, а ученики, в своих тетрадях составляют список вещей своих собственных вещей, необходимых именно им. В конце работы с ЦОРом у них будет готовый список, который они смогут использовать в случае реальной эвакуации.

ЦОР 73 – это текст с иллюстрациями, в котором предложен один из вариантов организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций общеобразовательного учреждения, который помогает понять, что образовательные учреждения организационно входят в функциональную подсистему РСИС Министерства образования и науки РФ. В ЦОР перечислены задачи общеобразовательных учреждений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и даны способы решения этих задач. Этот ЦОР предназначен для преподавателя, но может заинтересовать и учеников в качестве дополнительного материала.

ЦОР 74 – это тоже текст с иллюстрациями, в котором приведены основные задачи проведения «Дня защиты детей» в школе. В организации этого праздника принимают участие Отдел по делам ГО администрации района и Управление образования администрации района. В ЦОРе описаны и их задачи для организации праздника. Кроме того, в тексте приводится список мероприятий, которые можно организовать в этот день. ЦОР предлагается преподавателю для внеклассной работы при организации праздника.

 

 

Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

 

Урок 13

§ 3.1. Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества

 

ЦОР 76. Понятие о здоровье и показатель здоровья населения страны

ЦОР 77. Наиболее распространенные болезни РФ

ЦОР 78. Современные демографические проблемы России

ЦОР 79. Средняя продолжительность жизни в России и других странах

ЦОР 80. Детская смертность в России и других странах

ЦОР 81. Влияние экологических факторов на общественное здоровье. Примеры

ЦОР 82. Вопросы к параграфу

 

К ЦОР 76 больше всего  подходит характеристика презентация – определение, потому что в нем приведено множество определений, касающихся здоровья. Это индивидуальное здоровье, групповое здоровье, региональное и общественное здоровье и еще другие определения. Кроме этого в ЦОРе описаны показатели здоровья человека и факторы, влияющие на здоровье. ЦОР может быть предложен ученикам для самостоятельного изучения до урока, или использованы учителем в виде иллюстрации при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 77 – это диаграмма, на которой представлены данные по самым распространенным болезням в России. Он предлагается как иллюстрация к первому вопросу урока.

ЦОР 78 представляет собой иллюстрированный текст, адаптированные отрывки из выступления на дискуссии члена корреспондента РАН, директора ИСЭПН РАН Римошевской Натальи Михайловны о современных демографических проблемах России. Текст предназначен в качестве дополнительного материала к уроку. Преподаватель может воспользоваться им при подготовке к уроку. ЦОР можно предложить для чтения и ученикам.

ЦОР 79 – это презентация, включающая в себя 2 графика, отражающих среднюю продолжительность жизни в России и других странах отдельно для мужчин и женщин. Это еще одна иллюстрация к первому вопросу урока.

ЦОР 80 – еще одна диаграмма, отражающая детскую смертность в России и в других странах (на 1000 детей). Этот ЦОР тоже предназначен в качестве иллюстрации к первому вопросу урока.

ЦОР081 – презентация, описывающая отрицательное влияние плохой экологической обстановки на здоровье людей и, в первую очередь, детей и беременных женщин. Также рассмотрены методы улучшения медико-демографического статуса территории. ЦОР может быть представлен как учащимся для самостоятельных занятий, так и преподавателю, для демонстрации на уроке в качестве иллюстрации. После просмотра ЦОРа можно обсудить информацию, полученную на данном уроке.

 

 

Урок 14

§ 3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

§ 3.2.1. Эпидемии. Инфекционные заболевания и их классификация.

Пути передачи инфекции

§ 3.2.2. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания и их возбудители

 

ЦОР 83. Эпидемии. Примеры из истории

ЦОР 84. Пандемия. Примеры

ЦОР 85. Микробы – возбудители инфекционных заболеваний.

ЦОР 86. Основные механизмы передачи инфекции

ЦОР 87. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания

ЦОР 88. Насекомые, распространители инфекционных заболеваний.

ЦОР 89. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 83 и ЦОР 84 предлагаются для подготовки учителя к уроку, материалы из них он может использовать в уроке. Кроме того, можно эти ЦОРы предложить учащимся в качестве дополнительного чтения. Оба этих ЦОРа представляют собой тексты с иллюстрациями.

В ЦОРе 83 дается определение понятия «эпидемия», и приводятся примеры губительных эпидемий из истории и настоящего времени. Кроме того, в ЦОРе рассказано о том, что влияет на возникновение и течение эпидемии, и об основных путях распространения инфекций и эпидемий.

В ЦОРе 84 дается определение понятия «пандемия» и приводятся примеры таких пандемий из истории, как пандемии чумы 6 и 14 веков, холеры в 19 веке, сыпного тифа в начале 20 века, оспы 18 века и гриппа 20 века.

ЦОР 85 – это озвученная презентация, рассказывающая о микробах, об их классификации, местах обитания и устойчивости к окружающей среде. Этот ЦОР содержит достаточно информации для раскрытия части первого вопроса, касающейся микроорганизмов. Длительность  – 0:5:58.

ЦОР 86 тоже является озвученной презентацией. В ней дается определение инфекции и механизма передачи инфекции, говорится о необходимых условиях для возникновения инфекционного заболевания, после чего рассматриваются основные виды передачи инфекции с примерами причин передачи инфекции и болезней, передающихся этим путем. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока. Длительность  – 0:04:31.

ЦОР 87 – это круговая диаграмма, отражающая данные о наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваниях в России. Предлагается для демонстрации в качестве иллюстрации к уроку.

На завершающем этапе урока предлагается ЦОР 88 (озвученная презентация), где показывается, что каждая инфекционная болезнь вызывается специфическими возбудителями. Здесь рассматриваются такие переносчики инфекций, как комары, мухи, вши, блохи, москиты, мошки и клопы. На изображениях, приведенных в ЦОРе, ученики смогут увидеть увеличенные во много раз фотографии насекомых. Предлагается для демонстрации в качестве иллюстрации к уроку. Длительность  – 0:08:45.

 

 

Урок 15

§ 3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

§ 3.2.3. Факторы риска инфекционных заболеваний

§ 3.2.4. Понятие об иммунитете и профилактических прививках

§ 3.2.5. Профилактика инфекционных болезней

 

ЦОР 90. Основные факторы риска – пути передачи инфекционных начал

ЦОР 91. Состояние невосприимчивости к отдельным видам возбудителей

ЦОР 92. Антитела и антитоксины

ЦОР 93. Вакцины. История открытий (Пастер, Дженнер и др.)

ЦОР 94. Профилактика инфекционных болезней.

ЦОР 95. Правила личной и общественной гигиены

ЦОР 96. Вопросы к параграфу

 

Первые два ЦОРа, предложенные к данному уроку – это тексты с иллюстрациями, которые могут быть использованы учителем при подготовке к уроку, а также могут быть заданы на дом учащимся в качестве дополнительного материала.

ЦОР 90 – это текст с иллюстрациями, в котором рассказано о необходимых условиях возникновения инфекционного заболевания. А также рассказано о путях передачи инфекционных начал.

ЦОР 91 рассказывает о различных видах иммунитета, это врожденный и приобретенный, естественный и искусственный, активный и пассивный, антимикробный и антитоксический, стерильный и нестерильный, общий и местный

Следующие два ЦОРа – это озвученные презентации, которые можно демонстрировать во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 92 дает определение понятия «антитела» и описаны шесть видов антител, в том числе и антитоксинов. Рассмотрены следующие виды антител: «Антитела-свидетели заболевания», аутоагрессивные антитела, аллореактивные антитела, гетерологичные антитела, антитоксические антитела (антитоксины), антиинфекционные или антипаразитарные антитела. Длительность  – 0:04:26.

ЦОР 93 рассказывает о знаменитых врачах - иммунологах, которые своими открытиями спасли человечество от инфекционных заболеваний. Это врачи Эдвард Дженнер, Луи Пастер, Эмиль Беринг, Роберт Кох, Пирке и Манту. Длительность  – 0:03:33.

ЦОР 94 – это схема с гиперссылками, по которым можно переходить к более подробному описанию каждого из методов профилактики инфекционных заболеваний. В схеме представлены определения таких понятий, как «профилактика инфекционных болезней», «повышение сопротивляемости организма», «дезинфекция», «ограничение контактов», «иммунизация», «химиопрофилактика», «изоляция», «карантин».

ЦОР 95 – презентация, в которой описаны правила личной и общественной гигиены. В презентации говорится о том, что в правила личной гигиены, кроме соблюдения чистоты и ухода за телом, полостью рта, волосами, одеждой и обувью, входят: занятие физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, режимное соблюдение физического и умственного труда, полноценный сон. У ЦОРе говориться, что немаловажным правилом личной гигиены является здоровый образ жизни, включающий в себя закаливание организма. ЦОР предназначен для самостоятельных практических занятий учащихся или в качестве иллюстрации к рассказу учителя. Можно также работать с ЦОРом следующим образом: учитель последовательно демонстрирует слайды презентации, рассказывающие о гигиене тела, волос, полости рта и т.д. и спрашивает учеников, что они могут добавить к приведенной информации, какие средства ухода используют они и почему.

 

 

 

Глава 4. Основы здорового образа жизни

 

Урок 16

§ 4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания

§ 4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни.

 

ЦОР 97. Основные составляющие здорового образа жизни

ЦОР 98. Поощрение и требования к ответственности человека за сохранение здоровья в разных странах

ЦОР 99. Составляющая здорового образа жизни - питание

ЦОР 100. Здоровое питание для жителей различных регионов земного шара

ЦОР 101. Графики некоторых биологических ритмов человека

ЦОР 102. Знаменитые «совы» и «жаворонки»

ЦОР 103. Как составить правильный распорядок дня.

ЦОР 104. Гигиена сна

ЦОР 105. Способы повышения работоспособности.

ЦОР 106. Вопросы к параграфам

 

ЦОР 97 – это презентация, в которой описано, что включает в себя здоровый образ жизни и на что он направлен. Особое внимание уделено хорошему самочувствию в разных сферах. ЦОР может быть использован для иллюстрации раскрытия первого вопроса урока или для самостоятельных занятий учащихся.

ЦОР 98 – это текст с иллюстрациями, в котором раскрываются проблемы восстановительной медицины в России, воспитания у населения ответственности за свое здоровье. Говорится о том, как решаются подобные вопросы в других странах. ЦОР предназначен для преподавателя, как материал для подготовки к уроку, и для учащихся, как материал для дополнительного чтения.

ЦОР 99 – презентация об одном из составляющих здорового образа жизни – питании. В данном ЦОРе ученики узнают правила здорового питания, которых следует придерживаться при составлении своего рациона. ЦОР может быть использован учениками во время самостоятельных занятий, а может быть показан в качестве иллюстрации ко второму вопросу урока.

ЦОР 100 – это текст с иллюстрациями, в котором рассказано о том, как относятся к питанию китайцы, американцы, азиаты и европейцы. Также приведено описание системы здорового питания Шаталовой. Сравнивается питание первобытного человека и современных людей, дается понятие ферментов и их необходимость для здорового пищеварения. ЦОР предназначен для преподавателя, как материал для подготовки к уроку, и для учащихся, как материал для дополнительного чтения.

ЦОР 101 – это презентация, в которой рассказано о биологических ритмах человеческой жизни и особое внимание уделено процессам, происходящим во время сна. ЦОР дает достаточную информацию для раскрытия третьего вопроса урока. ЦОР предлагается для самостоятельного рассмотрения учениками, после чего информация, полученная из ЦОРа, обсуждается с учениками. К третьему вопросу урока предлагается еще один ЦОР – ЦОР 102, в котором дается объяснение того, почему есть люди «совы» и «жаворонки» и приводятся примеры знаменитых людей «сов» и «жаворонков». ЦОР может быть использован как дополнительная информация к вопросу. Его просмотр можно поручить ученикам в качестве домашнего задания.

Следующие три ЦОР-а предлагаются для проведения виртуальных занятий учениками.

В ходе изучения четвертого вопроса урока используется ЦОР 103, при работе с которым ученики совместно с учителем составляют распорядок дня, учитывая при этом принципы режима труда и отдыха и периодичность труда и отдыха, предложенные в ЦОРе. Ученики составляют один общий распорядок дня, а потом детальный распорядок дня на следующий день, при этом стараются не забывать о мелочах.

ЦОР 104 содержит правила хорошего здорового сна. Советуем работать с этим ЦОРом следующим образом. Учитель (или ученики при самостоятельной работе с ЦОРом) открывает последовательно слайды с правилами, а ученики в своих тетрадях ставят номер правила и плюс или минус в зависимости от того, действуют ли они по этому правилу или нет. В конце ученики могут увидеть по количеству плюсов и минусов, что мешает их здоровому сну. И узнают, что нужно делать, чтобы улучшить свой сон.

ЦОР 104 предназначен для самостоятельно изучения. В этом ЦОРе приведены несколько советов для повышения своей работоспособности.

 

 

Урок 17

§ 4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма

для здоровья человека

 

ЦОР 107. Нормы активной деятельности человека

ЦОР 108. Гиподинамия – одна из причин избыточного веса

ЦОР 109. Комплекс упражнений для утренней гимнастики

ЦОР 110. Как правильно выбрать подходящий для себя вид спорта.

ЦОР 111. Закаливание водой и воздухом

ЦОР 112. Купание в проруби и «С легким паром!» (О банях)

ЦОР 113. Вопросы к параграфу

 

Первые два ЦОРа, предложенные для этого урока являются текстами с иллюстрациями. Эти ЦОРы можно предложить и учителям, для подготовки к уроку, и ученикам в качестве дополнительного чтения. А также можно предложить ученика подготовить доклад к уроку с использованием материалов из этих текстов. Тогда ученики сами буду раскрывать два первых вопроса урока, а учитель дополнит их выступление в случае необходимости.

В ЦОРе 107 рассказывается об исследованиях различных врачей о нормах активной деятельности людей различного возраста. Кроме того, говорится о различном уровне физической подготовки у людей одного возраста.

В ЦОРе 108 дается определение гиподинамии, говорится о ее вреде для здоровья человека, и объясняются причины гиподинамии у современных людей. Также представлены методы преодоления гиподинамии.

После рассмотрения этого ЦОРа мы предлагаем его обсудить с учениками. Можно спросить у них, как они борются с гиподинамией, занимаются ли они спортом, каким именно видом спорта? Может у них другие способы борьбы с гиподинамией, или они безразличны к этому вопросу.

После этого можно показать ЦОР 110 – это презентация, представляющая принципы подбора подходящего характеру и физическим возможностям вида спорта. После просмотра ЦОРа ученики, основываясь на представленных в нем принципах, подбирают вид спорта для тех из своих одноклассников, которые не занимаются спортом. Или наоборот, подбирают по этим принципам подходящий вид спорта для одноклассников-спортсменов и определяют, насколько выбранный вид спорта близок тому виду спорта, каким занимается спортсмен.

ЦОР 109 предлагается ученикам для самостоятельного просмотра. Это слайд-шоу со звуком, в котором показан комплекс утренней гимнастики и несколько других упражнений для лица, шеи, ног, живота и т.д. Желательно, чтобы они выполняли эти упражнения по утрам. Длительность  – 0:03:51.

ЦОР 111 рассказывает о пользе закаливания и дает рекомендации, как правильно осуществлять закаливание водой и воздухом. ЦОР представляет собой презентацию и может быть использован как иллюстрация к раскрытию последнего вопроса урока преподавателем и для самостоятельного изучения учениками.

Еще два вида закаливания представлены в ЦОРе 112 – это купание в проруби и баня. Если кто-то хочет заняться этим видом закаливания (купанием в проруби), то в этом ЦОРом он найдет рекомендации, как начать этим заниматься. В ЦОРе также описаны национальные бани: финская, турецкая, римская и, конечно, русская.

 

 

Урок 18

§ 4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье.

Профилактика вредных привычек. Никотиновая зависимость

 

ЦОР 114. Борьба с курением в странах Европы и США

ЦОР 115. Пьянство, наркомания и преступность.

ЦОР 116. Воздействие никотина на организм. Пассивное курение

ЦОР 117. Воздействие алкоголя на организм ребенка и взрослого

ЦОР 118. Наркомания – тяжелейшее заболевание. Истории из жизни

ЦОР 119. Вопросы к параграфу

 

Первые два ЦОРа, предложенные к этому уроку – это тексты с иллюстрациями. Желательно, чтобы эти тексты ученики обязательно прочитали. Поэтому их можно задать для прочтения на дом на предыдущем уроке, а на этом обсудить оба текста.

ЦОР 114 рассказывает о борьбе с курением в Америке и Европе. Здесь приводятся цифры, красноречиво говорящие о вреде, который наносит курение здоровью курящего и тех, кто находится рядом с ним, особенно здоровью детей.

ЦОР 115 включает в себя определения различных степеней зависимости от алкоголя, даются определения понятий «потребление наркотиков», «наркомания» и «наркотизм», об истории наркомании в Европе, раскрытии проблема роста наркомании среди молодежи. Третья часть текста посвящена связи между алкогольным опьянением, наркотиками и преступлениями.

Следующие два ЦОРа представляют собой презентации, которые можно задать на рассмотрении учениками в классе с дальнейшим обсуждением.

ЦОР 116 – это презентация, подробно описывающая, как никотин действует на организм человека и как приобретается никотиновая зависимость, а также, какой вред наносит пассивное курение.

ЦОР 117 описывает разрушительное влияние алкоголя на организм человека, особенно на мозг и нервные клетки. Рассказывает об особенном вреде алкоголя для плода, если пьет беременная женщина.

ЦОР 118 – это текст, в котором дается определение понятий, «наркомания», «наркотик», рассказано к каким проблемам приводит использование наркотиков. Затем рассказаны три истории из жизни наркоманов. Рекомендуем прочитать этот текст на уроке и обсудить его.