Создание Российских Вооруженных сил

 

7 мая 1992 года Президентом РФ было подписано распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации. Российские Вооруженные Силы имеют трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками. В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской Флот; Три рода войск: Ракетные войска стратегического назначения; Космические войска, Воздушно-десантные войска, а также войска, не входящие в виды Вооруженных Сил, Тыл Вооруженных Сил, Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.

Ельцин Б.Н - первый президент России

1992–1995 годы. Романтическая эпоха. Надежды и разочарования

Вопреки расхожему мнению о стремлении российского руководства как можно быстрее приватизировать советскую военную машину, Россия до последнего отстаивала принцип сохранения единых Вооруженных сил СНГ. Только после того, как Украина, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Молдова, Таджикистан и некоторые другие независимые государства объявили о намерении создать национальные армии, когда встал вопрос о необходимости пролонгации ряда международных договоров и возникла определенная двусмысленность в положении и статусе МО бывшего СССР (впоследствии — ОВС СНГ), руководством России в начале1992 года было принято решение о создании в короткие сроки российской армии.

На начальном этапе формирования российской системы военного управления рассматривались два варианта построения военного ведомства — гражданский, предусматривающий демилитаризацию МО, превращение его, прежде всего в политико-экономический, координирующий орган под руководством гражданского министра обороны (с передачей всех функций по управлению войсками Генеральному штабу), и традиционно-военный, копирующий громоздкую систему управления ВС СССР.

Борьба между сторонниками двух концепций военного строительства обострилась в апреле 1992 года, после образования Государственной комиссии по созданию МО РФ, армии и флота РФ под председательством генерал-полковника Д.А.Волкогонова, вокруг которого сгруппировались «традиционалисты». Одновременно работа по реализации решений о создании российского МО, армии и флота РФ велась и в Государственно-правовом управлении (ГПУ) Президента РФ. В апреле 1992 года основные положения «гражданской» концепции были раскрыты заместителем руководителя ГПУ, начальником отдела правоохранительных органов, вопросов безопасности и обороны А. А. Котенковым.

Суть разработанной в ГПУ концепции заключалась в создании «министерства реформы» — МО должно было утратить функции военного управления и стать политико-административным органом, главная задача которого должна была заключаться в разработке военной политики государства и проведении ее в жизнь. На МО возлагалось проведение кадровой политики, а, кроме того, оно должно было заниматься вопросами социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих.

Все оперативное управление войсками, боевая подготовка и поддержание боевой готовности должно было сосредоточиться в Генеральном штабе. Таким образом, предлагалось разделить функции МО и ГШ. В плане строительства и развития ВС авторами концепции предлагалось сохранить Стратегические ядерные силы как фактор обеспечения безопасности страны при условии их разумного сокращения до минимума, который обеспечил бы нанесение агрессору неприемлемого ущерба. Силы общего назначения (СОН), прежде всего — Сухопутные войска (СВ), должны были бы состоять из небольших по численности мобильных частей, базирующихся в трех основных районах России, составляя три военных округа: Западный, Сибирский и Восточный. Особая роль отводилась организованному кадровому резерву по образу Национальной гвардии США. На переходный период в условиях хронической нехватки призывников предлагалось создать офицерские полки, снижая должностные категории, но оставив прежним денежное содержание.

Практическая реализация такой концепции военного строительства неизбежно привела бы к утрате военными контроля над оборонным ведомством и резкому сокращению числа генеральских должностей. Отсюда и мощный прессинг, оказываемый военными на состав Госкомиссии. Им удалось убедить руководство страны в том, что Россия не готова к кардинальному реформированию системы военного управления. В результате была принята «военная» Концепция формирования ВСРФ, подготовленная Государственной комиссией под руководством Д.А.Волкогонова, практическая реализация которой и началась летом1992года. Она не предусматривала радикальной ломки военной организации государства. Концепция предусматривала решение четырех задач: создание российских ВС; обеспечение вывода всех российских войск на национальную территорию; значительное сокращение армии и флота; и наконец, реформирование ВС РФ.

Исходя из политической ситуации в стране, ее экономического состояния, а также необходимости поддержания непрерывного управления войсками и их боеготовности на должном уровне, был разработан план поэтапного решения вышеперечисленных задач.

На первом этапе (в течение 1992 года) намечалось провести тщательную и объективную инвентаризацию имеющихся вооружений и военной техники; определить на межгосударственном уровне статус российских войск, находящихся за пределами России, продолжить вывод войск и их обустройство на ее территории; продолжить сокращения численности личного состава, вооружений и военной техники; разработать основы правовой базы строительства и функционирования ВС; завершить формирования МО РФ и системы органов высшего военного управления в целом.

В ходе второго этапа (1993–1994 годы) намечалось: сформировать основные принципы построения новой организационно-штатной структуры ВС РФ. При этом до 1995 года предполагалось в своей основе сохранить существующую видовую структуру и систему управления; создать мобильные силы — новое оперативно-стратегическое объединение в составе воздушно-десантных войск, морской пехоты, легких соединений Сухопутных войск, частей военно-транспортной авиации, вертолетов, других необходимых сил и средств переброски, поддержки и усиления, способных к оперативному совершению маневра и решению ограниченных задач в любом регионе России. По тогдашним оценкам экспертов МО РФ, завершение создания мобильных сил стало бы возможно лишь после 1995 года.

Тогда же должны были создаваться группировки войск, отвечающих современным требованиям, договорным обязательствам России и способных в полном объеме выполнять поставленные задачи. Первоочередное внимание предполагалось уделить группировкам стратегических ядерных сил (СЯС), а в них РВСН как самому надежному фактору сдерживания. Вновь созданные группировки СОН должны были быть способны отразить агрессию в локальных и региональных войнах и военных конфликтах. В случае развязывания против России обычной крупномасштабной войны главная задача этих группировок заключалась бы в обеспечении стратегического развертывания ВС.

Предполагалось значительное сокращение общего числа объединений и соединений и доведение их укомплектованности до полного состава (при полной ликвидации частей неполного состава) и, как следствие этого, повышение уровня и эффективности боевой подготовки войск. Должен был произойти переход от армейской и дивизионной структуры Сухопутных войск к корпусной и бригадной. Коренному пересмотру предполагалось подвергнуть военно-техническую политику, систему заказов и закупок вооружения и военной техники.

Должен был произойти переход к смешанной системе комплектования ВСРФ: на основе призыва по воинской обязанности и добровольного поступления на военную службу. Численность Вооруженных сил в этот период должна была сократиться на 700 тысяч человек и составить на 1 января 1995 года 2,1миллиона человек.

На третьем этапе (1995–1999 годы) намечалось завершить процесс вывода войск из-за рубежа и начать реорганизацию видов ВС и родов войск (сил); перейти к безокружной системе, создав территориальные командования; завершить создание группировок ВС и военной инфраструктуры мирного времени; довести численность ВС до 1,5 миллиона человек.

Концепция носила схематический характер, определяя лишь в самых общих чертах этапы проведения военной реформы и основные направления реформирования ВС, не был разработан политический и финансовый механизм проведения реформы. Фактически, руководство военным реформированием было возложено на МО РФ, унаследовавшее от бывшего МО СССР жесткую военно-бюрократическую структуру, в силу чего военное ведомство было неспособно к реальной реформаторской работе.

В этой ситуации руководство МО РФ и, прежде всего, министр Павел Грачев, пользуясь отсутствием реального контроля со стороны президента, пошло по пути дезинформации высшего государственного руководства и общественности страны о реальной боеготовности ВС, хода и качества их реформирования. Бодрые рапорты главы военного ведомства создавали у Бориса Ельцина иллюзию успешного хода реформирования ВС, высокого уровня их управляемости и боеготовности.

Министр обороны России Павел Грачев

Острые проблемы с финансированием ВС отрицательно отразились на вопросах сокращения численности военнослужащих, привели к серьезным трудностям с комплектованием армии. В силу вышеперечисленных причин, со времени принятия Концепции строительства и реформирования ВС РФ ни одно из ее положений не было реализовано в полном объеме за исключением задач первого(1992 год) этапа. По своим качественным (не говоря уже о количественных) параметрам российская армия значительно уступала ВС СССР и реально не могла выполнять свои функции по обеспечению государственных интересов.

Справедливости ради необходимо отметить и объективные факторы, существенно осложнившие процесс военного строительства. Во-первых, многократное сокращение финансирования ВС. Во-вторых — комплекс трудновыполнимых и дорогостоящих международных обязательств, унаследованных Россией от прежнего государственного руководства СССР. Решения о масштабном выводе войск из стран Центральной и Восточной Европы, уничтожении химического и ядерного оружия принимались исходя из внешнеполитической конъюнктуры без соответствующей организационно-технической проработки. Также нужно учитывать и то обстоятельство, что руководство МО РФ было вынуждено решать не свойственные ему политические по своей сути задачи, некоторые из которых все же были выполнены. Так, удалось сохранить хотя бы частичную управляемость ВС, предотвратить политизацию армии и не допустить широкомасштабных акций протеста среди военных, связанных с неуклонным ухудшением их материального положения.

Губернатор Красноярского края Александр Лебедь, генерал-лейтенант

Павел Грачев активно противодействовал созданию альтернативных вооруженных формирований (например — Национальной гвардии по проекту Александра Лебедя), призванных отчасти подменить собой армию. Главным же достижением «эпохи Грачева» можно считать сохранение высокой боеспособности Стратегических ядерных сил как последнего аргумента России в качестве мировой державы.

Победа «военной» линии в строительстве аппарата управления ВС привела к тому, что образцом для формирования российского МО и Генштаба послужили структуры бывшего СССР, эффективно решавшего вопросы управления военным механизмом тоталитарного государства, но совершенно не приспособленного к эффективной реформаторской деятельности в новых социально-экономических условиях.

1996–1999 годы. Военная реформа «Ельцина — Сергеева»

Прозрение по поводу реального положения дел в армии пришло к президенту лишь весной 1996 года. Стало ясно, что военная составляющая государственного механизма России стремительно деградирует, грозя выйти из-под контроля Верховного Главнокомандующего.

Игорь Сергеев, маршал РФ

Накануне президентских выборов общественная критика военной политики государства достигла наивысшего накала. 16 мая 1996 года увидел свет «эпохальный» Указ Президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава ВС и других войск РФ на профессиональной основе», одновременно президент начал активную пропагандистскую обработку людей в погонах.

17 июня Павел Грачев был отправлен в отставку.18 июля 1996 года на выездном заседании Коллегии МО РФ в подмосковном санатории «Барвиха», представляя назначенного днем ранее нового министра обороны Игоря Родионова, Борис Ельцин заявил присутствующим военачальникам: «...Нужна глубокая военная реформа. Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому принял решение образовать Совет обороны».

"Барвиха" медицинский центр УДП РФ - санаторий  VIP. Подмосковье (Московская область), Россия. Лечение, Оздоровление, Отдых. Цены, стоимость, путевки, спецпредложения.

Рисунок 1 Санаторий "Барвиха"

На первом заседании Совета обороны, прошедшем 4 октября 1996 года под председательством премьер-министра Виктора Черномырдина, были сформулированы общие предложения по реорганизации ВС.

В целом, предложения Совета обороны сводились к приведению состава, структуры и численности ВС в соответствие с реальной военно-политической обстановкой и экономическими возможностями государства, созданию небольших по численности, хорошо оснащенных профессиональных ВС, полностью обеспеченных финансовыми и материально-техническими ресурсами. Также СО принял решение об упорядочении военной организации страны, сокращении управленческих структур, расформировании не боеготовых частей и подразделений.

Предлагалось создать в Сухопутных войсках боеспособное ядро из 10–12 полностью укомплектованных мотострелковых и танковых дивизий и 2–3 воздушно-десантных бригад (Командование мобильных сил). 10–15 дивизий сокращенного состава (укомплектованность — 30 процентов) должны обеспечить подготовку мобилизационного резерва (Командование подготовки резервов). Остальные соединения после инвентаризации переводятся на штат баз хранения вооружения и техники со своей структурой управления центрального подчинения (Командование баз хранения).

В ВМФ намечалось оставить в составе каждого из четырех флотов по одной активно действующей эскадре (флотилии) разнородных сил, основные же средства направить на консервацию. Морские стратегические ядерные силы планировалось сохранить в прежнем составе.

В ВВС основные усилия предлагалось направить на сохранение летного состава как в физическом, так и в профессиональном плане. Намечалось довести средний ежегодный налет до 100 часов, для чего планировалось провести переформирование строевых частей и соединений. Войска ПВО и РВСН на переходный период (3–5 лет) предлагалось сохранить в прежней структуре.

С конца ноября работа в этой области была переведена в практическую плоскость. 25 ноября 1996 года Б. Н. Ельцин подписал указ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ». В указе отмечалось, что решение задач в области военного строительства осуществляется крайне медленно, и ставилась задача до 1 января 1997 года разработать «Концепцию военного строительства в РФ до2005 года».

Разработка проекта Концепции одновременно велась группами в аппарате СО и в МО РФ. В результате к концу декабря на рассмотрение президенту и правительству были представлены два диаметрально противоположных по своей сути проекта Концепции военного строительства. Принципиальные расхождения касались вопросов определения источников угроз для безопасности России, разграничения функций МО и ГШ ВС РФ, необходимости сокращения личного состава ВС до 1,2 миллиона человек, проблем финансирования военной реформы, поиска альтернативных финансовых источников и способов привлечения средств на ее проведение.

Представители аппарата СО полагали, что в настоящее время для России отсутствует угроза широкомасштабной внешней агрессии и, исходя из этого положения, следует перестроить структуру российских ВС и пересмотреть их задачи.

Генералы из Минобороны и Генштаба стояли на совершенно противоположных позициях. Квинтэссенцией взглядов высшего генералитета по этому вопросу может служить ряд заявлений главы военного ведомства Игоря Родионова. Выступая 25 декабря 1996 года на международной конференции «Развитие стратегического партнерства и военно-политической интеграции государств — участников СНГ», российский министр обороны доверительно сообщил собравшимся, что все постсоветское пространство пребывает в окружении потенциальных агрессоров. К самым серьезным угрозам для стран СНГ Родионов отнес расширение блока НАТО и резкое усиление геополитического влияния США.

В отличие от военных, члены СО, получив негласное одобрение президента, выступали за немедленное начало военной реформы, исходя из фактически имеющихся бюджетных ресурсов. Аппарат СО разработал схему реформирования ВС и других войск на период до 2005 года. Этот проект в дальнейшем и стал основой для проведения комплекса мероприятий по перестройке военной системы России.

Согласно проекту СО, военную реформу предполагалось провести в два этапа, имея конечной целью приведение в соответствие боевых возможностей ВС и других войск как существующим, так и потенциальным угрозам и вызовам безопасности России и ее союзников, а также и экономическим возможностям страны.

Первый этап (1997–2000 годы): учитывая ограниченные экономические возможности государства в этот период, основные усилия направляются на оптимизацию существующей структуры органов военного управления, объединений, соединений, частей и учреждений видов и родов ВС и других войск, сокращение их состава и численности за счет комплексирования задач, решаемых в области обороны и военной безопасности России и ее союзников. Одновременно создается целостная система управления всеми вооруженными формированиями в стране с единым планированием подготовки и ведения военных действий ВС и другими войсками.

Второй этап (2001–2005 годы): с учетом прогнозных оценок развития экономики государства предусматривается проведение глубоких структурных изменений в ВС и других войсках, перевод их полностью на комплектование только военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, с созданием системы подготовки обученных резервистов. В этот период завершается формирование единой системы подготовки военных кадров и комплектования ими ВС и других войск, а также реорганизация военно-промышленного комплекса, обеспечивающего выпуск в необходимом количестве современных вооружений и военной техники для нужд обороны РФ и ее союзников.

Оптимизация структуры видов и родов ВС осуществляется за счет объединения (интеграции) родственных по решаемым задачам, вооружению и способам боевого применения видов и родов войск с сокращением прежде всего органов управления. Предусматривается создание Ракетно-космических войск на базе объединения ракетных войск стратегического назначения, военно-космических сил, войск ракетно-космической обороны, а также Войск воздушной обороны путем объединения ВВС и войск ПВО. При этом в интересах эффективности применения сокращаемых сил и средств стратегического назначения в структуре ГШ ВС РФ создается Оперативное командование стратегических сил (при сохранении административного управления за главкомами соответствующих видов ВС). Для управления в комплексе всеми составляющими стратегических сил создается единая система боевого управления.

Единство военно-административного деления территории РФ обеспечивалось созданием территориальных командований. При этом оперативное управление этими территориальными объединениями войск осуществляется непосредственно Генеральным штабом. При реализации этого направления военного строительства в РФ упраздняется Главкомат сухопутных войск, с передачей его функций по подготовке мобилизационных резервов Генеральному штабу.

К концу первого этапа военной реформы предусматривается сокращение численности ВС до 1,2 миллиона военнослужащих, а других войск — в общей сложности на 30 процентов. При этом максимально сокращается количество военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а из состава ВС и других войск выводятся все воинские формирования, выполняющие не свойственные ВС функции.

К концу второго этапа военной реформы при сохранении благоприятных военно-политических условий для РФ предполагалось иметь общую численность ВС и других войск до 1,7 миллиона военнослужащих. При этом общее количество генералов (адмиралов) не должно было превышать 0,1 процента от суммарной численности военнослужащих.

В проекте также были определены меры по социальной защите военнослужащих, созданию системы подготовки обученных резервов, совершенствованию военно-технической политики, военного и военно-технического сотрудничества России со странами СНГ и военными партнерами, в том числе с государствами, входящими в НАТО, военного строительства и мобилизационной подготовки экономики России.

Особо подчеркивалась необходимость осуществлять реформирование ВС и других войск при сохранении способности осуществлять ядерное сдерживание от любого вида масштабной агрессии против России и союзных с нею государств. При этом указывалось, что в случае перерастания агрессии из фазы регионального вооруженного конфликта в широкомасштабную войну Россия может использовать ядерное оружие первой для нанесения обезоруживающего удара по военным объектам.

В результате исторического заседания СО министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку.

Новым министром обороны неожиданно для всех был назначен главком РВСН Игорь Сергеев, начальником Генштаба — командующий войсками Северо-Кавказского военного округа Анатолий Квашнин.

Основательно проржавевшая телега военной реформы со скрипом тронулась с места. 6 июня 1997 года в соответствии с Указом Президента РФ № 522 «Вопросы Совета обороны Российской Федерации» при СО РФ была образована Комиссия по военному строительству под председательством премьер-министра Виктора Черномырдина. На Комиссию была возложена подготовка предложений, направленных на осуществление первоочередных мер по реформированию ВС РФ, других войск и воинских формирований и органов, а также разработка проекта Концепции военного строительства в РФ (до 2001 года и 2005 года). Этим же указом при СО РФ была образована Комиссия по финансовому и экономическому обеспечению военной реформы под председательством первого вице-премьера — министра финансов Анатолия Чубайса.

Создание специализированных рабочих комиссий при СО РФ свидетельствовало о том, что российское руководство полностью определилось в основных параметрах военного реформирования и перешло к реализации намеченной программы действий в соответствии с предложениями СО. Одновременно сторонникам отставного министра обороны Игоря Родионова, подозреваемым в саботаже, да и всему высшему генералитету страны недвусмысленно давали понять, что время теоретических споров и дискуссий закончилось, от них требуется лишь четкое и безоговорочное исполнение принятых решений.

9 июня 1997 года министр обороны представил главе государства свои предложения по подготовке концепции строительства ВС, согласованные с руководством комиссий при СО.

На первом этапе Сергеев предложил провести мероприятия по упорядочению и оптимизации организационно-штатной структуры ВС. Новый министр был намерен привлечь для решения этой задачи внутренние ресурсы ВС: сократить разбухший аппарат управления военной торговли; продать с аукционов некоторые объекты МО; акционировать большинство военно-строительных предприятий и снять их с баланса военного ведомства; вывести из состава ВС Железнодорожные войска и некоторые другие структуры, освободив Минобороны от не свойственных ему функций.

Министр также предложил передать командование Военно-космическими силами в Главкомат РВСН при одновременном сокращении управленческого аппарата и урезании штатов Государственной приемки. Расходы на содержание штата МО РФ предполагалось установить в размере одного процента расходов на содержание аппарата управления ВС, что означало двукратное сокращение населения «Арбатского военного округа». Хотя президент называл минимальный уровень численности ВС в 1,2 миллиона человек, по планам Игоря Сергеева прорабатывался порог сокращения армии до 840 тысяч человек к концу 1998 года.

 «План Сергеева» был одобрен президентом, обещавшим министру обороны всяческую поддержку и свое личное покровительство в борьбе с противниками реформирования.

Основные направления военной реформы «Ельцина–Сергеева» были конкретизированы 16 июля 1997 года в Указе Президента РФ № 725с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации исовершенствованию их структуры».

Угроза массовых сокращений, урезание социальных льгот для военнослужащих грозили резко обострить и без того накаленную обстановку в войсках. Более 90 процентов средств, направляемых на военные нужды, буквально проедались, долги государства армии и флоту неуклонно росли, ставя офицерский корпус на грань социального взрыва и открытого неподчинения московскому руководству. Несмотря на усилия реформаторов, гипертрофированный аппарат центральных органов военного управления продолжал расти, тогда как в строевых частях каждая третья должность командира взвода или роты оставалась вакантной. Очевидной становилась неэффективность системы военного образования — каждый третий курсант не заканчивал военного училища, предпочитая уйти на гражданку.

В этих критических условиях срочно требовалось усилить систему контроля президентских структур за ходом военного строительства. Указом Президента РФ№ 946 от 28 августа 1997 года «О мерах по усилению государственного управления военным строительством в Российской Федерации» в составе Администрации Президента РФ на правах главного управления была образована Государственная военная инспекция Президента РФ, возглавляемая государственным военным инспектором — секретарем Совета обороны РФ. Теоретика Юрия Батурина сменил практик Андрей Кокошин, с 1992 года в должности первого заместителя министра обороны исполнявший в военном ведомстве роль «государева ока».

С осени 1997 года в войсках начались реальные организационно-штатные мероприятия, предусмотренные президентским указом № 725с. Однако концептуально-теоретическое обоснование военной реформы явно отставало от ее практической реализации. Преобразования в ВС начались, опираясь лишь на рамочный проект СО и предложения военного министра. Только 29 ноября1997года под председательством Виктора Черномырдина состоялось закрытое заседание Комиссии по военному строительству при СО РФ, на котором был рассмотрен предварительный вариант документа под странным названием — «Замысел военного строительства в РФ». Сей «замысел» был разработан в недрах ГШ с учетом предложений СО и силовых ведомств, однако генштабовское происхождение наложило заметный отпечаток на его содержании.

Так, четко разделялись задачи обороны страны от внешней агрессии и вопросы внутренней безопасности, при этом главенствующая роль в оборонных вопросах отводилась МО и ГШ. При оценке внешних угроз авторы проекта делали вывод, что в течение ближайших 10 лет России не грозит участие в широкомасштабном военном конфликте. Такая точка зрения полностью совпадала с мнением президента и гарантировала ему поддержку и одобрение. 7 августа 1998 года президент утвердил «Основы (концепцию) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года». «Основы» стали первым документом в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Концепция военного строительства исходила из положения, что «крупномасштабные войны против России маловероятны», тем не менее, в документе подчеркивалось, что предметом особого внимания военно-политического руководства являются локальные войны и конфликты, особенно по периметру границ России и стран СНГ. Утверждалось неотъемлемое право РФ отстаивать свою территориальную целостность всеми возможными, в том числе и военными, методами. Сохранение ядерного потенциала объявлялось фактором сдерживания любого агрессора.

В соответствии с задачами обеспечения военной безопасности пересматривалась и структура ВС РФ. Интегрированный подход заключался в исключении дублирования оперативных функций различных силовых ведомств, координации деятельности МО, ФСБ, МВД, СВР, ФПС, ФАПСИ и других силовых структур. Предполагалось упразднить воинские формирования, не использующиеся непосредственно в целях обеспечения обороны государства.

Концепцией устанавливалась единая система военно-административного деления территории РФ на стратегических направлениях: Северо-Западное — в границах Ленинградского ВО, Западное — в границах Московского ВО, Юго-Западное — в границах Северо-Кавказского ВО, Сибирское — в границах Сибирского ВО, Дальневосточное — в границах Дальневосточного ВО. Подобная реорганизация предпринималась с целью позволить силовым ведомствам наиболее полно использовать военную инфраструктуру страны, избежать распыления сил.

Существенно возрастала роль Генерального штаба, который определялся как координатор всех видов обеспечения ВС. Минобороны получило исключительное право заказа военной техники и вооружений, в том числе и для других силовых структур, а также руководящие функции в отношении системы тылового обеспечения силового блока.

Проведение конкретных преобразований в каждом из силовых ведомств намечалось провести в два этапа. В целом ВС РФ на первом этапе (до 2001 года) должны были закончить переход к четырехвидовой структуре, а на втором (до2005 года) — к трехвидовой.

«Основами» предполагалась реорганизация видов ВС по сферам применения — суша, воздух-космос, море. В сухопутных войсках намечалось формирование 10 дивизий постоянной готовности, среди которых одна предназначена для решения миротворческих задач. В последующем число дивизий могло быть увеличено.

Специальный раздел был посвящен вопросам мобилизационной готовности— подготовке обученного резерва для всех силовых структур, разработке соответствующих законов, нормативных документов, систем учета, планов мобилизационного развертывания промышленных предприятий, накоплению необходимых вооружений и материальных средств, поддержанию мобилизационных мощностей.

Российское руководство так и не решилось пойти на принятие полномасштабной Военной доктрины страны, ограничившись принятием 33-страничных «Основ военного строительства». При всей важности этого документа необходимо признать, что он представлял собой лишь директивную основу для проведения военной реформы. В «Основах» совершенно не было представлено финансово-экономическое обоснование намеченных мероприятий, нет координационных планов, необходимых при реформировании всех составляющих оборонной системы, отсутствуют детализация и конкретизация преобразований в военной сфере.

 

Тем не менее, военное ведомство, возглавляемое первым российским маршалом Игорем Сергеевым, в 1998–1999 годах добилось заметных результатов в перекраивании организационной структуры ВС РФ, полностью уложившись в график мероприятий, намеченных на первый этап военной реформы.

Был создан качественно новый вид ВС — Ракетные войска стратегического назначения за счет интеграции собственно РВСН, Военно-космических сил и Войск ракетно-космической обороны. Военно-воздушные силы и войска ПВО были объединены в новый по сути вид Воздушных Сил.

В 1998 году ВС перешли на четырехвидовую структуру (РВСН, СВ, ВВС и ВМФ). В марте 1998 году было принято принципиальное решение начать в1999году проработку вопросов объединения ВВС и РВСН.

В тесной связи с другими задачами реформы проведено коренное преобразование систем военного образования и военной науки. Число военных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений сокращено практически вдвое с одновременным созданием укрупненных научно-исследовательских центров.

В рамках первого этапа реформы штатная численность ВС уменьшилась до 1 миллиона 200 тысяч человек, на 30–40 процентов были сокращены управленческие структуры ВС. В военных округах развернулась работа по созданию объединенных территориальных командований, началось формирование частей постоянной готовности, укомплектованных по штатам военного времени.

2000–2001 годы. Эпоха прагматизма. Президент Владимир Путин: начало больших перемен

Несмотря на определенные успехи преобразований в военной сфере, ахиллесовой пятой российских ВС было и остается их хроническое недофинансирование. Финансовый голод вызвал прекращение закупок новых образцов военной техники и вооружений. В последние годы поступление новой техники в войска практически прекратилось. Руководство МО, возглавляемое «ракетным маршалом» Игорем Сергеевым, направляло большую часть скудных бюджетных ассигнований на поддержание в боеготовом состоянии Стратегических ядерных сил, в первую очередь — РВСН. Непропорциональное финансирование привело к серьезной деградации сил общего назначения, что ярко проявилось в ходе двух последних чеченских войн.

Именно с этими проблемами столкнулся Владимир Путин, избранный в марте 2000 года президентом России. В марте-мае 2001 года в МО был сформирован костяк новой команды, призванной начать реальное, а не «бумажное» реформирование ВС.

Владимир Путин не делал резких шагов, предпочитая не спеша подготавливать плацдарм для решительного наступления. Только 28 марта 2001 года по российскому Минобороны прокатилась первая волна назначений и отставок. Назначение на пост министра обороны Сергея Иванова стало знаковым событием — мощнейшую силовую структуру возглавил неформальной лидер пропрезидентской «питерской группы», «правая рука» главы государства.

Сергей Иванов

Еще в феврале 2000 года в аппарате Совета безопасности были подготовлены новые редакции законов «Об обороне», «О Совете Безопасности», «О военном положении», «О чрезвычайных (особых) ситуациях». К началу 2001 года президент Путин утвердил разработанные Совбезом «План строительства Вооруженных сил на 2001–2005 годы» и «Государственную программу вооружения, военной и специальной техники на 2001–2010 годы».

При Иванове Совет безопасности превратился в главный государственный орган по выработке основных направлений военного строительства. Де-факто, Совбез стал основным органом государственного управления всем силовым блоком страны, взяв на себя не только совещательно-координационные, но, в значительной степени, и распорядительные функции. Именно в Совбезе под руководством Иванова были разработаны основополагающие документы по вопросам государственной политики России в сфере обороны и безопасности. Однако главной и первостепенной задачей, возложенной президентом на Сергея Иванова, стала разработка концепции военной реформы и ее последующая реализация.

По мнению большинства военных экспертов, назначением Сергея Иванова президент ясно обозначил курс на трансформацию «милитаристской» (военно-административной) структуры управления Вооруженными силами в гражданско-политическую систему контроля над военной системой государства. Кроме того, назначение именно Сергея Иванова, который по своим полномочиям и кругу решаемых задач был по существу вице-президентом, недвусмысленно продемонстрировало обществу, что высшее политическое руководство намерено очень серьезно заняться проблемами реформы всего силового блока России.

Любовь Куделина

Для выполнения этой задачи в марте 2001 года в Минобороны было сформировано «кадровое ядро» реформаторов: Сергей Иванов — глава и идеолог; Любовь Куделина (замминистра по финансово-экономической работе) — главный финансист; Алексей Московский (замминистра - начальник вооружения ВС РФ) и Михаил Дмитриев (замминистра — председатель КВТС России) — руководители главных военно-технических направлений. Статс-секретарем — заместителем министра обороны неожиданно стал командующий войсками Московского военного округа Игорь Пузанов.

Новую концепцию оборонного ведомства озвучил сам Сергей Иванов в одном из своих первых интервью в качестве министра: «Я глубоко убежден, что в Вооруженных силах, в армии должно быть единоначалие, как и в любой другой организации, и как показывает практика всего мира... Моя мечта — вернуться к тому, чтобы Генеральный штаб стал действительно мозгом армии. Уверен и надеюсь, что мы сможем выработать такую форму, когда я буду постоянно чувствовать генерирующую роль Генерального штаба, как генератора идей...».

Первые практические шаги по реформированию центральных органов военного управления были предприняты уже в марте-апреле 2001 года — 24 марта 2001 года под нового заместителя Сергея Иванова, бывшего командующего Сибирским военным округом генерал-полковника Николая Кормильцева, был воссоздан упраздненный в 1998 году Главкомат Сухопутных войск (ГК СВ). Его функции по непосредственному боевому управлению войсками в военных округах все эти три года исполнялись Генеральным штабом (2-е управление Главного оперативного управления). Теперь это управление вошло в состав воссозданного ГК СВ.