Взаимоотношения в воинском коллективе

Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся - разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе, психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.

Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основами взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характеров. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.

Самой широкой разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу - «товарищ».

Дружба - также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то уважение – на признании высоких нравственных качеств другой личности.

Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество. По-другому его называют военным братством. Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай».

С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих - участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-«афганцы», участники боевых действий на Северном Кавказе и других «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной службе, не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению воинского долга.

 

конфликты в среде военнослужащих

Практика показывает, что между военнослужащими нередко возникает конфликт. Научные исследования свидетельствуют о том, что ежедневно по разным причинам в среднем возникает до 10 конфликтов. Наиболее часто встречаются конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:

·        слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных военнослужащих (32%);

·        стремление некоторых военнослужащих занять социально престижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);

·        неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);

·        отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);

·        действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных действий сослуживцев (5%);

·        другие причины (19%).

Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и сержантов отдельного подразделения позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости.

При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда являются негативными, например, если в результате конфликта победу одержала справедливость, если разрешено противоречие, такой конфликт признается позитивным. Его результатом может стать:

·        улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности (службы) военнослужащих;

·        улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и правопорядка и др.

Но немало конфликтов, возникающих между военнослужащими по призыву, имеют своим результатом негативные последствия. К ним относятся:

·        физическое насилие и моральное подавление сослуживцев;

·        разрыв позитивных межличностных отношений или их существенное ухудшение;

·        снижение качества воинской деятельности и социальной активности:

·        острое переживание (стресс, фрустрация) негативных эмоций:

·        совершение грубых дисциплинарных проступков, нарушение уставных правил взаимоотношений и т.д.

Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:

·        низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому мнению;

·        завышенная самооценка,

·        эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;

·        негативизм в поведении, отношениях;

·        отрицательная установка на сослуживцев, командиров;

·        стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.

Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждения и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.

Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является насущной армейской задачей.

Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и «лица офицера». Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах.

 

неуставные взаимоотношения

К огромному сожалению, славные традиции войскового товарищества зачастую нарушаются в некоторых воинских коллективах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами, сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как противоестественны природе цивилизованного человека.

Проблема неуставных взаимоотношений - это проблема общества и страны в целом. В настоящее время на службу в Вооруженные Силы призываются нередко молодые люди с недостаточным для освоения боевой техники багажом знаний, низкой культурой воспитания. В условиях тягот и лишений военной службы у отдельных военнослужащих проявляются его худшие качества, сформированные в неблагополучной семье, на улице, под воздействием низкопробной теле- и видеопродукции, пропагандирующей культ насилия.

Поэтому командиру, который хочет пользоваться авторитетом в коллективе, создать в нем благоприятный микроклимат, необходимо учитывать характерные национально-психологические черты и индивидуальные особенности всех своих подчиненных. Нередко, он вынужден не только воспитывать отдельных военнослужащих, а порой и перевоспитывать.

Он должен опираться на военнослужащих, имеющих больший опыт службы и уровень воинского мастерства, к тем, кто реально может его опорой в поддержании боеготовности подразделений, успешном выполнении учебно-боевых и служебных задач, поддержании правопорядка, дисциплины и здорового морально-психологического климата в коллективе. А того, кто в качестве самоутверждения и способа жизни избирает моральное и физическое подавление слабых, откровенное «паразитирование» за счет сослуживцев, выпячивает национальные, региональные или другие особенности, занимается вымогательством личных вещей и имущества у слабых и неопытных сослуживцев, подвергать справедливой критике. Из-за таких сослуживцев в нашей армии ежегодно сотни молодых людей теряют здоровье, а порой - жизни, а армия теряет свой авторитет. Бороться с «неуставщиной» - дело не только командира, а и целого коллектива. Порой при безмолвном попустительстве коллектива, один-два негодяя измываются над всеми остальными. Поэтому каждому стоит задуматься и пересмотреть взгляд на собственное отношение к «безмолвию» души, которое оборачивается предательской трусостью, инфантильностью, рабской покорностью. Ведь пока мы сами не научимся и не станем уважать себя, нас не начнут уважать другие.

 

воспитание культуры взаимотношений

Управление конфликтом – это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно, что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям.

Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию конфликтных ситуаций.

·        Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих;

·        Оптимизация нормативно регламентирующих основ служебной деятельности.

Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом, конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций, которые заключаются в выработке у военнослужащих навыков не конфликтного поведения. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исходах конфликтов между военнослужащими.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими «издержками» выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать управление этим сложным процессом, взять под контроль эмоции. Источниками многих знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:

·        формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;

·        целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;

·        уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;

·        стремление и умение заметит и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

·        компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

·        критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений в воинских коллективах сложна. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных военнослужащих повысить индивидуальную общую и коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как оно является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности армии и флота страны.