Нормативные акты о первичном воинском учете

 

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 можно выделить следующий порядок первоначальной постановки граждан на воинский учет:

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно-территориальном) образовании.

2. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар района, города без районного деления или иного равного им муниципального (административно-территориального) образования (военный комиссар) либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

·     состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, в органах местного самоуправления, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в указанных органах;

·     явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

·     при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

·     сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;

·     сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

·     бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

 

Комментарии

 

1. Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой внешней разведки, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы. Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541.

2. Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов. Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

3. Целями и задачами воинского учета являются: обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства; проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

4. Воинскому учету подлежат граждане:

1) мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

2) женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по Перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет (приложение к Положению о воинском учете: - проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ, в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях. Они зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям; - получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

а) связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

б) оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

в) картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

г) вычислительная техника - мастера, механики, операторы;

д) полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

е) медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;

ж) радиомеханика - кинорадиомеханики.

5. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется ст. 53 комментируемого закона.

6. Не подлежат воинскому учету граждане: - освобожденные от исполнения воинской обязанности; - проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; - отбывающие наказание в виде лишения свободы; - женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; - постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

7. В соответствии со ст. 21 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (ст. 19 Закона "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-1).

8. Согласно ст. 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи" от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ).

10. В соответствии с п. 30 Положения о воинском учете учет граждан, подлежащих призыву на военную службу и проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и федеральных органах налоговой полиции, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами в соответствии с настоящим Положением.

Воинский учет граждан, пребывающих в запасе, проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и федеральных органах налоговой полиции, осуществляется в указанных органах и учреждениях в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

Снятие в военных комиссариатах с воинского учета граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и в федеральные органы налоговой полиции, производится по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства граждан, с приложением именных списков и военных билетов. Военные комиссариаты делают в документах воинского учета граждан отметки о снятии с воинского учета.

Военные билеты с отметкой о снятии с воинского учета, а также личные дела и послужные карты офицеров запаса пересылаются в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и федеральные органы налоговой полиции, возбудившие ходатайства. При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и федеральные органы налоговой полиции обязывают этих граждан явиться в 2-недельный срок со дня увольнения в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет и письменно извещают об их увольнении военные комиссариаты по месту жительства граждан (п.29 Положения о воинском учете).

 

Комментарий к п. 2

11. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации. Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников (п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об обороне").

12. Согласно Указу Президента РФ "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" от 25 октября 1999 г N 1372 осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, возложено на военные комиссариаты. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства (п. 6 Положения о воинском учете). Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и федеральных органах налоговой полиции, также возлагается на военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете).

13. Местом жительства гражданина, подлежащего воинскому учету, признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

14. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (см. ст. 12 Конституции РФ). В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

15. Организации ведут воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, в соответствии с Положением о воинском учете. Военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.

16. Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из следующих норм:

·          в военных комиссариатах при наличии на воинском учете до 1500 граждан - один работник, от 1500 до 3000 граждан - 2 работника и на каждые последующие 1500 граждан - еще по одному работнику;

·          в органах местного самоуправления, осуществляющих ведение первичного воинского учета граждан, при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан - один освобожденный работник, от 1000 до 2000 граждан - 2 освобожденных работника и на каждые последующие 1000 граждан - еще по одному освобожденному работнику;

·          в организациях при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан - один освобожденный работник, от 2000 до 4000 граждан - 2 освобожденных работника, от 4000 до 7000 граждан - 3 освобожденных работника и на каждые последующие 3000 граждан - еще по одному освобожденному работнику.

При наличии на воинском учете в органе местного самоуправления или в организации менее 500 граждан работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников органа местного самоуправления или организации. Расходы, связанные с ведением воинского учета в органах местного самоуправления и в организациях, производятся за счет средств этих органов и организаций (п. 9 Положения о воинском учете).

 

Комментарий к п. 3

17. Согласно п. 10 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных органах.

18. Органы внутренних дел при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, и после постановки этих граждан на воинский учет (снятия с воинского учета) производят их регистрацию или снятие с регистрационного учета.

В соответствии с Инструкцией о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД от 23 октября 1995 г. N 393 (с изм. и доп. // РВ. - 1995. - 7 декабря) не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства граждане для регистрации по месту жительства представляют следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;

- военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства

Для лиц, обязанных состоять на воинском учете;

- заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6;

- документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по последнему месту жительства, представляют кроме документов, указанных выше, адресный листок убытия по форме N 7, выданный органом регистрационного учета по месту последнего жительства.

Лица, которые по последнему месту жительства были зарегистрированы по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, представляют также свидетельство о регистрации по месту жительства по форме N 8, выданное им соответствующим органом регистрационного учета по последнему месту жительства.

Органами, осуществляющими регистрацию, в графе "зарегистрирован по месту жительства" свидетельств о регистрации по месту жительства по форме N 8 и соответствующей графе адресных листков убытия по форме N 2 вместо адреса регистрации указываются номера войсковых частей, по которым зарегистрированы военнослужащие. В п. 9 листков статистического учета мигрантов по форме N 12 и п. 11 отрывных талонов к ним указывается почтовый адрес органа регистрационного учета, осуществившего регистрацию.

19. Регистрация граждан, находящихся на службе в органах внутренних дел, ФСБ России, СВР России и ФАПСИ и состоящих на особом учете МВД, ФСБ, СВР и ФАПСИ, осуществляется по представлении об этом соответствующих справок с проставлением в графе "отметки о постановке на воинский учет" карточек регистрации по форме N 9 или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг по форме N 11 должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, отметок "учет МВД" или "учет ФСБ". Представления в этих случаях в военные комиссариаты карточек регистрации или домовых (поквартирных) книг не требуется.

20. Регистрация граждан, пребывающих в запасе, из числа офицеров запаса ФСБ России осуществляется при наличии в их учетно-воинских документах отметок соответствующих органов федеральных служб безопасности о приеме на особый учет. При изменении ими места жительства в пределах обслуживания органов федеральной службы безопасности, где они состоят на учете, регистрация осуществляется по представлении справок соответствующих органов федеральной службы безопасности о внесении в учеты изменений о месте жительства.

При осуществлении регистрации по месту жительства таких граждан в графе "отметки о постановке на воинский учет" карточек регистрации по форме N 9 или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг по форме N 11 должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, проставляются отметки "воинский учет ФСБ" без представления военных билетов и карточек регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книг по форме N 11 в военные комиссариаты (п. 5.5 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393).

 

Комментарий к п. 4

21. В соответствии с п. 13 Положения о воинском учете в паспорте гражданина Российской Федерации военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.

22. Воинский учет граждан в организациях ведется по личной карточке формы N Т-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а (с изм. от 25 января 1999 г.), разд. II которой содержит сведения о воинском учете.

23. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации "О первичных учетных документах" от 8 июля 1997 г. N 835 (СЗ РФ. - 1997. - N 28. - Ст. 3448) Государственный комитет Российской Федерации по статистике в постановлении "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" от 30 октября 1997 г. N 71а установил, что личная карточка заполняется на работников всех категорий в одном экземпляре на основании соответствующих документов, паспорта, военного билета, трудовой книжки (для совместителей - копии трудовой книжки, заверенной в установленном порядке), диплома (свидетельства, удостоверения) об окончании образовательного учреждения и других документов, а также на основании опроса работника.

Коды профессии и специальности указываются соответственно по общероссийским классификаторам профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и специальностей по образованию (ОКСО). Все последующие изменения данных о работнике (образование, перемена места жительства и др.) отражаются в личной карточке.

Свободные строки могут при необходимости заполняться данными по усмотрению организаций. После заполнения раздела "Общие сведения" лицо, оформляемое на работу, подписывает личную карточку и проставляет дату заполнения. Свободные строки в п.6 (6.3, 6.4) разд. I предназначены для названия и даты окончания второго образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования.

При заполнении п. 12 разд. I организации необходимо именовать так, как они назывались в свое время, военную службу записывать с указанием должности. В разд. III с каждой записью, вносимой на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу и переводах на другую постоянную работу, администрация обязана ознакомить работника под расписку в графе 11. В разделе личной карточки "Дополнительные сведения" для полноты учета лиц, обучающихся в очно-заочных (вечерних), заочных, экстернатных отделениях учреждений высшего и среднего профессионального образования, следует проставлять даты поступления в образовательное учреждение и его окончания.

Личные карточки таких работников рекомендуется хранить отдельно до окончания ими образовательных учреждений. В том же разделе следует записывать и другие данные о работнике. Например, данные о работающих инвалидах: на основании справки МСЭ (ВТЭК) записывается группа инвалидности и дата ее установления (изменения), причина инвалидности, заключение МСЭ (ВТЭК) об условиях и характере труда, а также можно записывать другие данные, необходимые для учета.

24. Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется разд. II личной карточки, являются: для граждан, пребывающих в запасе, - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); для граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

25. Гражданам, пребывающим в запасе, выдается военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а гражданам, подлежащим призыву на военную службу, - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Формы бланков удостоверений личности военнослужащих, военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, и других документов воинского учета разрабатываются Министерством обороны Российской Федерации и рассылаются военными комиссариатами органам местного самоуправления и организациям.

Формы удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время и о зачислении на специальный воинский учет устанавливаются Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Бланки удостоверений личности военнослужащих, военных билетов и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются Государственным производственным объединением производства государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации по заказам Министерства обороны Российской Федерации. Указанные документы являются документами строгой отчетности и хранятся в порядке, исключающем доступ к ним посторонних лиц. Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.

26. Первоначальная выдача гражданам военных билетов и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится без взимания платы. Военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов) и удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, при убытии граждан на постоянное место жительства за границу должны быть возвращены ими в военные комиссариаты (п. 28 Положения о воинском учете).

27. В документе воинского учета умершего гражданина производится соответствующая запись, которая заверяется подписью главы органа местного самоуправления и гербовой печатью, после чего военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, отсылается в военный комиссариат. О невозможности получения в органах записей актов гражданского состояния или у родственников умершего его военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, сообщается в военный комиссариат (п. 20 Положения о воинском учете).

 

Комментарий к п. 5

28. Ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 8. - Ст. 609) установлено, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Сведения, содержащиеся в документах воинского учета, относятся к категории конфиденциальной информации.

29. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

30. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне". Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (СЗ РФ. - 1997. - N 10. - Ст. 1127). К ним относятся:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

31. В соответствии со ст.11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ).

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

32. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 137 УК РФ.

33. Руководители соответствующих органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и федеральных органов налоговой полиции представляют ежегодно 1 февраля (по состоянию на 1 января текущего года) в военные комиссариаты по месту своего нахождения сведения о количестве граждан, пребывающих в запасе и проходящих службу в указанных органах и учреждениях, по форме, устанавливаемой Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и до 1 октября - в военные комиссариаты по месту жительства граждан, подлежащих призыву на военную службу, справки, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах.

34. Личные дела граждан, подлежащих призыву на военную службу, и сведения о количестве граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и федеральных органах налоговой полиции, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара.

 

Комментарий к п. 6

35. Порядок воинского учета граждан определяется комментируемым Законом и Положением о воинском учете.

36. Воинский учет граждан, работающих на морских и речных судах, имеет свои особенности. Граждане, проживающие постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны указанные суда, состоят на воинском учете по месту жительства. Граждане, работающие на морских и речных судах, не проживающие постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете по месту расположения кадровых органов соответствующих пароходств, управлений и баз флотов и флотилий. В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в органах, где они ранее состояли на воинском учете.

37. Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, снимаются с воинского учета по месту жительства и сдают документы воинского учета на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы, при возвращении получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для постановки на воинский учет по месту постоянного жительства.

38. Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных за Северным полярным кругом, а также в северных районах Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия) и Республики Коми, Хабаровского и Красноярского краев, Иркутской, Читинской, Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей, по решению соответствующего военного комиссара разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане (п. 35 Положения о воинском учете).

39. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.

40. При временном убытии из отдаленных местностей (на срок не более 3 месяцев) граждане с воинского учета не снимаются, но сообщают об этом лично или через администрацию организации в органы, где они состоят на воинском учете.

41. Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций. Постановку на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, осуществляет администрация этих организаций. Комментарий к п. 7

42. На органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и должностных лиц комментируемым Законом и Положением о воинском учете возложены обязанности по организации и ведению воинского учета. Обязанности органов местного самоуправления по ведению воинского учета изложены в разд. III Положения о воинском учете. Порядок ведения воинского учета граждан в организациях приводится в разд. IV Положения о воинском учете.

43. Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

а) проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;

б) установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;

в) направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;

г) обеспечить полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях);

д) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - с учетными данными органа местного самоуправления;

е) направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

ж) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;

з) ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

и) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

к) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет;

л) сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений);

м) направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.

44. В обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О мобилизации и мобилизационной подготовке в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (с изм. от 16 июля 1998 г.) входит создание военно-учетных подразделений, выполнение работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечение представления отчетности по бронированию.

45. За неисполнение обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность (см. комментарий к ст. 7). Прием руководителями или другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений на работу (учебу) военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете по месту жительства, влечет наложение штрафа (ст. 190.3 КоАП). Несвоевременное представление руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами жилищно-эксплуатационных организаций, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих эксплуатацию домов, а также домовладельцами в военные комиссариаты и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, на которые возложено ведение первичного учета военнообязанных и призывников, домовых книг, карточек прописки и учетно-воинских документов (военных билетов, удостоверений о приписке к призывным участкам) на жильцов, являющихся военнообязанными или призывниками, для оформления приема на воинский учет или снятия с учета, а также неоповещение их о вызове в военные комиссариаты влечет предупреждение или наложение штрафа (ст. 190.5 КоАП).

 

Комментарий к п. 8

46. Воинский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, не ведется (п. 4 Положения о воинском учете). В то же время законодательством не определено, что следует понимать под постоянным проживанием за пределами Российской Федерации.

47. Ст. 30 Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Консульского устава СССР" от 25 июня 1976 г. (утвержден Законом СССР от 29 октября 1976 г.) на консула возложена обязанность вести воинский учет граждан в стране пребывания и обеспечивать прибытие граждан (мужского пола), достигших 18-летнего возраста, в военные комиссариаты по месту их постоянного жительства для призыва на военную службу.

48. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в военных комиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров. Указанные граждане могут быть поставлены на воинский учет в военных комиссариатах на территории Российской Федерации, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 9 Положения о воинском учете).

49. В соответствии с п. 6.2.1 Инструкции по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденной приказом МВД РФ "Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" от 30 июня 1994 г. N 330) при приобретении гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства имеющиеся у них виды на жительство изымаются. На основании поступивших справок им в установленном порядке выдаются паспорта с текстом, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации, и вносятся изменения в учеты. Национальные паспорта у таких лиц не изымаются. В отношении лиц, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", направляются извещения (приложение 16 к Инструкции) в военные комиссариаты по месту их жительства.