Понятие о воинских должностях и должностных обязанностях воинской службы

 

Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность (должность).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими - иностранными гражданами, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

·       нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;

·       нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;

·       нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу;

·       прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, указанным в пункте 1 статьи 44 настоящего Федерального закона;

·       в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:

военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации;

остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

На военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности - на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

Проведение плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Сроки прохождения военной службы в указанных районах, местностях и воинских частях определяются Правительством Российской Федерации.

1. Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом  порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;

б) добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения;

в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Офицерское звание, как и любое другое воинское звание не титул, не почетное звание (типа "народный артист", "заслуженный мастер спорта", "заслуженный учитель", "лауреат"), которое дается за заслуги подлинные или мнимые. Суть воинского звания в том, что это, если хотите, такая же квалификационная тарифная категория, как и сварщик 4-го разряда, токарь 6-го разряда, шофер 2-го класса, воспитатель 1-й категории и т.п. То есть, если мы видим человека с погонами полковника, то это значит, что этот военнослужащий имеет квалификацию, образование и опыт службы, знания, позволяющие ему командовать полком (не будем вдаваться в подробности и особенности других должностей и родов войск).

Естественно, что, например, полковник медицинской службы не может командовать полком, но он способен занимать соответствующие должности в медицине. Причем звание полковника он получит только после того, как он определенное время прокомандует полком и докажет свою способность выполнять эти обязанности. Каждой должности соответствует определенное воинское звание.

Например, должности командира роты соответствует звание капитан. Следовательно, на эту должность может быть назначен офицер в звании капитан, или ниже. Когда командование убедится, что офицер справляется с обязанностями командира роты, то ему присвоят звание капитан, но при условии, что он в предыдущем звании прослужил не менее трех лет. А вот звание майор командир роты уже получить не сможет. Чтобы стать майором, ему необходимо сначала получить должность заместителя командира батальона. Но командиров рот в батальоне 3-4, а заместитель комбата один! Следовательно, в армии постоянно существует конкуренция, и следующее звание получит только один из трех-четырех офицеров. Иначе говоря, вверх пробиваются самые способные и лучшие (не будем говорить об извращениях, "мохнатых лапах", "сыночках" и прочих способах продвижениях недостойных людей, что губит любую армию).

Однако не всегда понятия "должность" и "звание" были раздельными. Если обратиться к армии времен Петра I, то легко убедиться, что воинских званий как таковых не существовало вовсе. То, что мы привыкли понимать как звания - "полковник", "капитан", "сержант", "поручик" в те времена существовали как конкретные воинские должности.

Так капралом именовался военнослужащий командующий капральством (подразделение численностью 20-25 человек), сержант контролировал исполнение приказов капитана. Капитан командовал подразделением численностью около 100 человек. Ему помогали два-три поручика (офицер для поручений). Таких понятий как "командир полка", "командир роты" и т.п. не было вовсе. Прапорщиком назывался военнослужащий, носящий в бою знамя (прапор). Майор (в переводе с голландского "старший") являлся старшим офицером в полку и следил за службой остальных офицеров.

Существовали еще должности так и не ставшие званиями - каптенармус, фискал, провиантмейстер, аудитор, лейбшиц, квартирмейстер...

Если заглянуть в штатные расписания полков петровской эпохи, то там вы не увидите таких наименований как "командир взвода", "командир роты", "командир батальона". Там расписано - полковник-1, подполковник-1, майор-1, квартирмейстер-1, адьютант-1, аудитор-1,...

Соответственно мало уделяется внимания и знакам различия, хотя еще Петром I были введены для офицеров нашейные знаки (горжеты) на которых по количеству золоченых и серебреных деталей можно было различить чины офицеров. Насущной необходимости в этом не было. Всякий военнослужащий знал в лицо своих командиров и горжеты одевались только в официальных случаях в строю. Генералы же вообще не имели знаков различия вплоть до 1827 года (до введения императором Николаем I звездочек на эполетах невозможно было отличить генерал-фельдмаршала от генерал-майора).

Так продолжается вплоть до начала 19-го века и только в штатных расписаниях полков 1802 года мы, наконец, видим: "Полковой командир полковник-1, батальонных командиров подполковник-1, майоров-4,... Здесь мы уже видим, что достаточно четко отделились понятия "должность" и "звание". В штате полка армейской пехоты от 30.04.1802 года мы видим, что в полку 5 батальонов и соответственно пять батальонных командиров, причем один из них может иметь звание подполковник, а остальные четверо только майорское звание.

Таким образом, только к началу 19-го века окончательно определяется:

Звание - должностная квалификация, умение офицера командовать, руководить ротой, батальоном, полком..., право занимать определенные должности.

 

 

Должность - возложенные на офицера обязанности по командованию конкретным подразделением.

Такое разделение понятий, сложившееся исторически очень удобно. По званию офицера легко определить его знания, способности, служебный опыт и достаточно точно поставить его на определенную должность. Присвоение офицеру очередного звания говорит всем о том, что начальство признает его способность выполнять определенные должности.

Знаки различия по званиям у офицеров и генералов реально появляются только в 1827 году (звездочки на эполетах), а у солдат и унтер-офицеров только в 1843 году ("лычки" на погонах).

Неоднократно в различных странах не слишком сведущие в военном деле государственные руководители пытались отказаться от системы воинских званий, отменить знаки различия по званиям. Так было в Китае в годы культурной революции (шестидесятые-семидесятые годы нашего XX века). После революции 1917 года, при создании Красной Армии, большевики демонстративно отказались от званий "как символов неравноправия эксплуататорских классов и трудового народа", отменили всякие знаки различия.

Но уже к январю 1919 года знаки различия (пока по занимаемым должностям) возвращаются на рукава. В январе 1922 года не желая признавать необходимость возврата к системе воинских званий, но понимая ее насущную необходимость руководство страны вводит понятие "категория", с мая 1924 года существует уже четкая система "служебных категорий". Военнослужащие делятся на 14 служебных категорий.

А в 1935 году происходит полный и открытый возврат к системе персональных воинских званий. Впрочем, сначала это было сделано лишь для среднего и старшего командного и начальствующего состава (ненавистное большевикам слово "офицер" вернется в обиход только в 1942-43 годах). Звания младшего командного состава еще до ноября 1940 года будут замаскированы под наименованиями "помкомвзвода", "отделенный командир" и т.п., а звания высшего командного состава до июля 1940 года звучат так: "комдив", "комбриг", "комкор"...

Кстати и в других армиях мира процесс отделения понятия "звание" от понятия "должность" был длительным и сложным. Так, например, в Вермахте (1935-1945 гг.) в отношении рядовых солдат это процесс так и не закончился. Не все знают, что в Вермахте не было такого звания как "рядовой". Слово "Der Soldat" было собирательным для всех военнослужащих, а рядовые солдаты именовались по их должностям. Например, в пехоте они именовались "мускетир", "фузилир", "гренадир", в мотопехоте "панцергренадир", в артиллерии "канонир", в разведке "егер", в медслужбе "санитетзольдат", в ветеринарной службе "ветеринерзольдат", в кавалерии "рейтар" и т.п.

Впрочем, и в отношении унтер-офицеров смешение понятий "звание" и "должность" существовали в виде того, что буквально каждый род войск, каждая служба имели свои особые наименования званий. Например, званию в пехоте "фельдфебель" соответствовали звания: в артиллерии - "вахтмайстер", в войсках связи "функмайстер", в медицине "санитетфельдфебель", в службе артснабжения "фейерверкер", в тыловых службах "бешлагмайстер", в юстиции "хеерюстицвахтмайстер", в оркестре "мюзикмайстер (до 1938 года)