Правовая основа военной службы

 

Военная служба — важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. В силу значимости военной службы государство законодательно определяет основные вопросы ее содержания и порядка прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащих. В настоящем разделе кратко излагаются вопросы, знание которых поможет военнослужащему плодотворно выполнять возложенные на него обязанности, а если потребуется, то и защитить свои права.

Ст. 3 Федерального закона определяет основы правового регулирования воинской обязанности и военной службы и систему законодательства, которую составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст.59 Конституции указывается, что:

1)   защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации;

2)   гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;

3)   гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция РФ закрепляет основы обороны и безопасности государства. Так, согласно ст. 71 в силу особой значимости к исключительному ведению Российской Федерации отнесены: вопросы войны и мира; оборона и безопасность; федеральная государственная служба; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и т.д.

Конституция РФ закрепляет также основы, которые распространяются на все отношения в сфере обороны и безопасности:

·          верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4);

·          единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5);

·          приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18);

·          обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);

·          равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и др.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ только по федеральному закону, которым является Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (п. 7 ст. 10). Установленные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации". Их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.

А.

 Военнослужащим запрещено заниматься другой служебной деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном КЗоТ РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы, указанных в ст. 37 комментируемого Закона.

Поскольку состояние на военной службе определяется моментами поступления на военную службу и увольнения с военной службы, т.е. является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время. В то же время Закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Конкретные формы такой деятельности Законом не определены, т.е. ее оформление может производиться как трудовыми договорами (контрактами), так и гражданско-правовыми договорами, например, подряда или поручения. Единственным условием, предусмотренным Законом для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащим, является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы, т.е. она может быть запрещена командованием воинской части, учреждения или организации, в которой проходит военную службу военнослужащий, при несоблюдении этого условия.

В Законе РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст.150) установлено, что педагогическая деятельность осуществляется: в форме индивидуальной трудовой преподавательской деятельности (ст. 48); в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53). В соответствии со ст. 48 указанного Закона индивидуальная трудовая преподавательская деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит государственной регистрации.

В свою очередь, в соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащему предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, военнослужащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой преподавательской деятельностью. Таким образом, право на занятие оплачиваемой преподавательской деятельностью военнослужащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации.

За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности отвечает образовательное учреждение. Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Однако на практике под ней часто понимается подготовка и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, "круглых столах", научно-практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.

Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного работника. Каждый военнослужащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе, сотрудничая при этом с любыми организациями, которые проводят научные работы. Понятия "иной творческой деятельности" кроме сферы культуры также не существует.

Согласно п. 2 ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - N 46. - Ст. 2615) под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследования в этой области и т.д. Военнослужащие имеют право заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, т.е. и в служебное время, например, военнослужащим - преподавателям, научным работникам и др.

Б.

 В соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ). Физическими лицами по законодательству являются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К юридическим лицам по действующему законодательству отнесены различные организационно-правовые формы предприятий, учреждений и организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Можно сделать вывод, что ограничение права военнослужащих на участие в предпринимательской деятельности осуществлено достаточно последовательно и соответствует ограничениям, установленным для государственных служащих Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

В частности, им запрещено: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение, т.е. в силу своих служебных полномочий оказание содействия или создание благоприятных условий физическим и юридическим лицам (издание распоряжений, передача имущества в обход установленного порядка и т.д.) в осуществлении ими предпринимательской деятельности. Закон запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т.д.).

В.

 Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату. Под данный запрет подпадают также: использование хотя и на службе, но не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил эксплуатации и т.д. средств коммуникации, оргтехники и т.п.; использование средств, выделенных на официальные расходы, для покрытия личных трат.

Г.

 В абз. 5 п.7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим запрещается получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы.

Вместе с тем в соответствии с абз. 2 п. 7 ст.10 указанного Закона военнослужащий имеет право на занятие преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, т.е. на создание научного, литературного, художественного произведения. В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (п.1 ст.15) право опубликовать результаты творческого и научного труда принадлежит каждому автору. На практике военнослужащий может реализовать это право двояким образом: с учетом требований абз. 5 ст. 10 настоящего Федерального закона, если при этом была использована служебная информация; без учета требований абз. 5 ст.10 комментируемого Федерального закона, если служебная информация не использовалась.

Военнослужащим запрещается получать гонорары за выступления (лекции и пр.) в порядке осуществления служебной деятельности, хотя бы такого рода выступления и имели научный, педагогический или иной творческий характер. В противном случае это означало бы совместительство, что не допускается по Закону.

Д.

 Военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами (абз. 6 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). В качестве подарка (вознаграждения) рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, в контексте указанной нормы подарком следует считать:

·          безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее дарителем) военнослужащему вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу;

·          безвозмездное обязательство дарителя перед военнослужащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) к дарителю или к третьему лицу;

·          безвозмездное освобождение военнослужащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом;

·          безвозмездное обязательство дарителя освободить военнослужащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом. Данное понятие включает в себя и предоставление различных услуг и привилегий, например, оплату развлечений, отдыха, лечения, оплату командировок, передачу в пользование квартир, дома, дачи, автомобиля; преимуществ в выполнении работы, в учебе;

·          предоставление кредитов и ссуд с заниженным процентом;

·          получение очевидно завышенной заработной платы (вознаграждения) за дополнительную работу (научную, преподавательскую, творческую) и т.д.

В то же время в ходе командировок, инспекционных поездок и т.д. военнослужащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки. На практике вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т.п.) считается принятым в связи с исполнением обязанностей военной службы, если:

·          в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принявшего;

·          вознаграждение вручено по месту работы или во время участия военнослужащего в мероприятиях (в том числе переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т.д.), в которых он представляет соответствующую организацию или орган;

·          даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в другом действии по реализации военнослужащим своих должностных обязанностей либо в отсутствии такого действия, и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия организации или органа, в котором он проходит военную службу.

В случае принятия вознаграждения с нарушением установленного запрета имевшее место дарение квалифицируется как ничтожная сделка в соответствии со ст.168 ГК РФ. При этом на военнослужащего, принявшего подарок, по решению командира (начальника) может быть наложено дисциплинарное взыскание, а при наличии признаков преступления, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении военнослужащего может быть возбуждено уголовное дело.

Военнослужащие в порядке поощрения могут быть награждены ценными подарками (в том числе именными) и деньгами в соответствии с общевоинскими уставами (ст. 39 ДУ ВС РФ). В Вооруженных Силах РФ порядок награждения установлен приказом министра обороны РФ "Об упорядочении расходования наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий" от 18 декабря 1997 г. N 469. Поощрение лиц, не проходящих военную службу в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Министерства обороны, за счет денежных средств наградного фонда запрещается.

В приказах командиров (начальников) о поощрении ценными подарками или деньгами должны быть указаны достижения, послужившие основанием для принятия решения о награждении, наименование и стоимость ценного (в том числе именного) подарка, размер денежной награды (денежной премии). Командирам воинских частей, которым в соответствии с ДУ ВС РФ предоставлено право поощрять подчиненных военнослужащих, в соответствии с п. 4 вышеуказанного приказа при принятии решения о награждении необходимо исходить из стоимости вручаемого ценного подарка или суммы денег, но не более:

·          командиру полка (корабля 1 ранга) - пяти минимальных размеров оплаты труда;

·          командиру дивизии - восьми минимальных размеров оплаты труда;

·          командиру корпуса (эскадры) - десяти минимальных размеров оплаты труда;

·          командующему армией (флотилией) - двенадцати минимальных размеров оплаты труда;

·          командующему войсками округа, флотом - пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

·          главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителю министра обороны Российской Федерации - двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Награждение именным холодным и огнестрельным оружием в соответствии с ДУ ВС РФ является почетной наградой для особо отличившихся офицеров за их воинские подвиги и заслуги перед государством и Вооруженными Силами РФ. ДУ ВС РФ предусмотрено, что такой вид поощрения в отношении военнослужащих Вооруженных Сил РФ могут применять министр обороны РФ, заместители министра обороны РФ и главнокомандующие видами ВС РФ. Однако ст. 33 ДУ ВС РФ вошла в противоречие с Федеральным законом "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (вступил в силу с 1 июля 1997 г. // СЗ РФ. - 1996. - N 51. - Ст. 5681), ст. 20 которого устанавливает, что награждение оружием производится только руководителями государственных военизированных организаций, к которым указанным законом отнесено и Министерство обороны РФ. В соответствии с п. 6 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (СЗ РФ. - 1997. - N 32. - Ст. 3878) награждение оружием оформляется приказом руководителя государственной военизированной организации.

Перечень государственных военизированных организаций, руководители которых имеют право награждать, оружием изложен в ст. 5 Федерального закона "Об оружии". Е. В абз. 7 п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрен запрет на иностранные награды. Военнослужащим запрещено принимать без разрешения Президента РФ звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания международных и иностранных организаций.

Поскольку признание иностранным государством каких-либо заслуг военнослужащего ставило бы его в двусмысленное положение, постольку федеральное законодательство регулирует условия принятия наград и званий иностранного государства. Ж. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" установил общий запрет всем категориям военнослужащих выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц (абз.8 п. 7 ст. 10). Данный запрет не распространяется на командировки, осуществляемые: в соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями.

В то же время Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не устанавливает прямого запрета в отношении поездок за границу по личным делам, например на отдых. Косвенный запрет установлен абз. 6 п. 7 ст. 10 указанного Закона. Военнослужащие не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним (абз. 9 п.7 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Военнослужащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством, и не связаны при исполнении обязанностей военной службы решениями политических партий, движений и иных общественных объединений. Несоблюдение военнослужащим перечисленных ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности или досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 комментируемого Закона (за невыполнение им условий контракта).

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" является базовым законом, определяющим основы правового регулирования воинской обязанности и военной службы. Комментируемый Закон в отличие от ранее действовавших Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" и Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 четко разграничил исполнение гражданами воинской обязанности в строго определенных формах и добровольное исполнение гражданами долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и добровольной подготовки к военной службе.

Правовую основу воинской обязанности и военной службы составляют также другие федеральные законы, в первую очередь - Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ. Федеральный закон "Об обороне" определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Российской Федерации. Ст. 1 определена цель установления воинской обязанности - оборона. Согласно данной норме в этих же целях создаются Вооруженные Силы РФ.

Организация обороны включает помимо других мероприятий правовое регулирование в области обороны (ст. 2). Принципиальное значение имеет положение о том, что законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3). Данное положение является дополнительной гарантией реализации прав военнослужащих. В п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обороне" определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.

Согласно указанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, т.е. воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей, и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу.

Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 комментируемого Федерального закона.

Основу правового регулирования, учитывающего специфику прохождения в них военной службы, составляют иные федеральные законы:

·          Федеральный закон "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" от 5 августа 1995 г. N 126-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 32. - Ст. 3202);

·          Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (СЗ РФ. - 1997. - N 6. - Ст. 711);

·          Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ (СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 143);

·          Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 г. N 4524-I (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 12. - Ст. 423);

·          Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-I с изм. и доп. (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 17. - Ст. 594);

·          Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 15. - Ст. 1269);

·          Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ (СЗ РФ. - 1996. - N 22. - Ст. 2594);

·          Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 7. - Ст. 799);

·          Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ с изм. и доп. (СЗ РФ. - 1994. - N 35. - Ст. 3649).

Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента РФ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 мая 1992 г. N 467 (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - N 19. - Ст. 1077) и распоряжение Президента РФ "Об организационных мерах по созданию Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации" от 17 мая 1992 г. N 219 (см. приказ МО РФ от 11 июля 1992 г. N 3 "С объявлением актов о создании Вооруженных Сил Российской Федерации"). В Указе подчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту. Согласно Указу Президента РФ "О Министерстве обороны и Вооруженных Силах Российской Федерации" от 16 мая 1992 г. деятельность Вооруженных Сил РФ впредь до принятия соответствующих законов РФ регулируется нормативными актами бывшего СССР в части, не противоречащей законодательству России.

В настоящее время идет работа над законопроектом "О Вооруженных Силах Российской Федерации".

Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 26. - Ст. 2401) определяет порядок предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Под деятельностью по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности с участием Российской Федерации понимаются операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений Российской Федерации, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров Российской Федерации и не являющиеся согласно Уставу ООН принудительными действиями, а также международные принудительные действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии (ст. 2).

В состав военного и гражданского персонала, предоставляемого Российской Федерацией для участия в предусмотренной ст. 2 указанного Федерального закона деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, могут включаться отдельные военнослужащие и воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации (воинские части и подразделения с соответствующими вооружением и военной техникой, средствами поддержки и обеспечения), а также гражданские лица - отдельные представители (или группы представителей) федеральных органов исполнительной власти. Участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности может включать наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий, разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений, производство инженерных и иных работ, содействие в решении проблемы беженцев, оказание медицинской, иной гуманитарной помощи, выполнение милицейских (полицейских) и других функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, а также введение в соответствии с Уставом ООН международных принудительных мер.

Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы, например:

Указом Президента РФ "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил и совершенствованию их структуры" от 16 июля 1997 г. N 725с определены направления военной реформы;

Указом Президента РФ "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, которым определен порядок заключения контракта о прохождении военной службы, назначения и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий, предоставления отпусков, увольнения с военной службы и рассмотрен ряд других вопросов.

В пределах своих полномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная служба.

В соответствии со ст.6 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ Правительство РФ должно осуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе и т.д. Реализуя указанные полномочия, Правительство РФ приняло:

·          постановление "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 1 июня 1999 г. N 587 (СЗ РФ. - 1999. - N 23. -Ст. 2857);

·          постановление "Об утверждении Положения о воинском учете" от 25 декабря 1998 г. N 1541 (СЗ РФ. - 1998. - N 1. - Ст. 192); постановление "Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы" от 26 февраля 1999 г. N 222 (СЗ РФ. - 1999. - N 10. - Ст. 1239);

·          постановление "Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" от 19 октября 1998 г. N 1216 (СЗ РФ. - 1998. - N 43. - Ст. 5354);

·          постановление "О порядке перевода Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации на добровольную систему комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях" от 27 июля 1996 г. N 903 (СЗ РФ. - 1996. - N 32. - Ст. 3938);

·          постановление "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280 (САПП РФ. - 1994. - N 15. - Ст. 1180) и др.

В пределах своих полномочий министр обороны РФ, руководители других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, принимают нормативные правовые акты по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, например: приказ МЧС РФ "Об утверждении Временного положения о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов в Войсках гражданской обороны Российской Федерации" от 11 апреля 1997 г. N 205; приказ Министра обороны РФ "О временном порядке заключения контрактов о прохождении военной службы гражданами Российской Федерации, военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации с Министерством обороны, назначения военнослужащих на воинские должности и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий и увольнения военнослужащих с военной службы" от 11 марта 1999 г. N 99; приказ МВД РФ "Об утверждении Временного положения о порядке прохождения военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин во внутренних войсках МВД России" от 25 марта 1997 г. N 180.