Правовые основы статуса военнослужащих

 

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон  «О статусе военнослужащих», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Статус военнослужащих определен как совокупность их прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных законодательством.

Общегражданские права и свободы для военнослужащих, их обязанности и ответственность установлены с учетом их максимально возможной реализации в условиях Вооруженных Сил и других военных организаций и имеют некоторые ограничения. Так, свободу передвижения и право на выбор места жительства военнослужащие реализуют с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

При реализации права на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников). Они вправе участвовать в митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и органами местного самоуправления, и только во внеслужебное время. Но участвовать в забастовках они не имеют права.

Военнослужащие имеют право на участие в управлении делами государства и общества. В частности, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. В свободное от службы время они вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

С учетом интересов военной службы осуществляются и другие общегражданские права и свободы граждан, состоящих на военной службе (право на труд, право на отдых, право на жилище и т. д.). Однако при реализации этих прав и свобод военнослужащими возможность их некоторого ограничения допустима только в том случае, если эти ограничения и их объемы конкретно указаны в законе.

Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные спецификой военной службы. Реализацию этих прав они осуществляют путем получения от государства денежного довольствия, продовольственного, вещевого обеспечения и предоставления жилых помещений.

Федеральный закон «О социальном статусе военнослужащих» гарантирует:

·        сохранение статуса военнослужащих за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах;

·        исполнение обязательств со стороны государства при осуществлении призыва на военную службу, заключении контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении с военной службы;

·        предоставление военнослужащим жилых помещений и т.д.

 

Правовые гарантии военнослужащим

Гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя, в том числе, льготы и компенсации.

Под льготами понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.

Основными правовыми документами, в которых изложены нормы о льготах военнослужащим, являются Федеральный закон «О социальном статусе военнослужащих» и Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением Правительства СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 (объявлено приказом министра обороны СССР 1981 г. N 65).

Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Так, настоящим Федеральным законом «О социальном статусе военнослужащих» предусмотрены следующие компенсации:

·        предоставление отдыха в другие дни недели в случае привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также предоставление отдыха за участие военнослужащих в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

·        выплата денежных компенсаций: взамен положенного продовольственного пайка (питания) и положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества; за наем (поднаем) жилых помещений; за санаторно-курортное лечение и организованный отдых  и др.

Меры социальной защиты военнослужащих в условиях чрезвычайного положения (предоставление льгот, компенсаций и гарантий) установлены Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г., в Вооруженных Силах РФ - также приказом министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9 (приложение N 2 к приказу); в Пограничной службе РФ - приказом ФПС РФ от 29 апреля 1998 г. N 207 (приложение N 2 к приказу).

Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

·        оклады по воинским должностям и воинским званиям выплачиваются в двойном размере;

·        засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца;

·        предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно и др.

Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, предоставляются дополнительные льготы, установленные Федеральным законом от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ, в том числе на указанных военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны (ст.14 Федерального закона "О ветеранах" от 2 января 2000 N 40-ФЗ).

 

Права и льготы военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в СССР и остававшихся на военной службе в ВС государств - участников СНГ

Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств - участников СНГ, в целом решен Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанным главами государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.

Нормы названного Соглашения не только закрепляют сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, но и устанавливают для них, в числе других, право сохранять гражданство государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), которое они имели до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное место жительства на его территории или избрать другое место жительства.

Другими словами, образовавшиеся государства взяли на себя обязательства по сохранению и обеспечению прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР.

Правовое положение российских военнослужащих на территориях других государств определяется многосторонними международными договорами, в том числе между государствами - участниками СНГ, подписанными Российской Федерацией, и двусторонними международными договорами между Россией и государствами - участниками СНГ о статусе группировок российских Вооруженных Сил и пограничных войск на их территории. Статус названных военнослужащих определяется прежде всего тем, что они остаются военнослужащими своего государства со всеми правами и обязанностями, связанными с этим положением, другими словами, сохраняют все права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

Права военнослужащих в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира

Вместе с тем, пребывая за пределами своего государства в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, их прав, обязанностей, привилегий и иммунитетов находит юридическое закрепление в международных договорах.

В случаях проведения операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций статус военнослужащих закрепляется в международных договорах, заключаемых Организацией Объединенных Наций с государствами, предоставляющими персонал для этой операции, а также с государством(ами), в котором проводится операция, о статусе сил для ее проведения, и Мандате, выдаваемом Советом Безопасности Организации Объединенных Наций на проведение операции. Международные договоры заключаются на основе Типового соглашения о статусе сил для проведения операции по поддержанию мира и Типового соглашения между Организацией Объединенных Наций и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Названные типовые соглашения были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюциями: от 9 октября 1990 г. N А/45/594 на сорок пятой сессии и от 23 мая 1991 г. N А/46/85 на сорок шестой сессии соответственно. В Соглашении о статусе сил между Организацией Объединенных Наций и странами, в которых проводятся операции, закрепляются нормы, согласно которым все члены операции по поддержанию мира в различной мере пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 февраля 1946 г. К ним, в частности, относятся:

·        освобождение от уплаты налогов на денежное довольствие и вознаграждение, получаемые от Организации Объединенных Наций или своего государства, на любой доход, получаемый за пределами государства, где проводится операция, а также всех других прямых налогов;

·        ввоз без пошлины своих личных вещей в связи с прибытием на службу в государство, где проводится операция. На них распространяются законы и правила, действующие в этом государстве и регулирующие деятельность таможни и валютные операции в том, что касается личного имущества, которое не требуется им в связи с их пребыванием в составе военного персонала;

·        при выезде из государства, где проводится операция, в отношении иностранной валюты разрешается брать сумму, которая согласно подтверждению Специального представителя либо Командующего была получена в виде денежного довольствия или вознаграждения от Организации Объединенных Наций или своего государства;

·        нераспространение положений действующего паспортного и визового режима и иммиграционного досмотра, ограничений на въезд или выезд из государства, действий каких бы то ни было предписаний, регламентирующих пребывание иностранных граждан, включая регистрацию, однако они не считаются получившими какое-либо право на постоянное проживание или домицилии в данном государстве;

·        ношение национальной военной формы, а также право иметь и носить оружие при исполнении служебных обязанностей;

·        обладание иммунитетом от судебной юрисдикции в том, что касается устных или письменных заявлений и всех действий, совершаемых в официальном качестве, т.е. при исполнении своих обязанностей, который продолжает действовать и после окончания участия военнослужащих в операции, а также и после окончания самой операции;

·        подпадание под исключительную юрисдикцию своего государства в том, что касается любых уголовных преступлений, которые могут быть совершены ими в государстве, где проводится операция;

·        обладание иммунитетом от судебной юрисдикции по гражданским делам, если это связано с исполнением ими своих служебных обязанностей.

Вопросы правового положения военнослужащих, участвующих в проводимых миротворческих операциях в Содружестве Независимых Государств, также находят свое закрепление в международных договорах. Так, в соответствии со ст.5 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., подписанного главами государств Содружества, персонал Группы по поддержанию мира "пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года: и предусмотренных настоящим Протоколом", т.е. вышеперечисленные основные привилегии и иммунитеты, действующие в отношении военнослужащих, входящих в состав военного персонала при проведении операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций, также распространяются на военнослужащих государств - участников Содружестве Независимых Государств, участвующих в составе военного персонала в операциях по поддержанию мира, миротворческих операциях, проводимых в Содружестве.

 

 

Круг лиц, имеющих право на льготы, гарантии и компенсации

Федерального закона закрепляет права на льготы, гарантии и компенсации, им установленные, не только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, но и некоторых других категорий граждан. В частности:

·        граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членов их семей;

·        граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членов их семей.

Законом также определен круг лиц, относящихся к членам семьи, имеющих право на льготы, гарантии и компенсации, представляющие собой определенные преимущества (по отношению к другим гражданам), или освобождение их от каких-либо государственных обязанностей.

Указанный перечень лиц применяется, если иное не установлено другим законодательным или иным нормативным правовым актом.

Так, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей установлены дополнительные права по трудоустройству:

предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву (в том числе и за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательные учреждение) не превысил одного года;

- преимущественное право оставления на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

- обеспечение гражданам, уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного приобретения профессионального образования и др.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и постановлением Совета Министров РСФСР "Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР" от 5 ноября 1991 г. N 585 установлено, что супруги военнослужащих имеют право на предоставление ежегодного отпуска одновременно с очередным отпуском их мужей. При этом следует исходить из того, что отпуск женам (мужьям) военнослужащих предоставляется с учетом их желания и продолжительность отпуска может быть равна продолжительности отпуска их мужей. В таких случаях женам военнослужащих должен дополнительно предоставляться отпуск без сохранения заработной платы.

Гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых (в календарном исчислении) составляет 20 лет и более, предусмотрены жилищно-коммунальные льготы и услуги, предоставляемые в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" от 26 июня 1995 г. N 604 и "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 12 июля 1996 г. N 790.

В зависимости от продолжительности пребывания на военной службе и причин увольнения со службы указанным гражданам предусмотрена бесплатная передача в собственность или пожизненное наследуемое владение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Они также освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц (ст.17).

В льготном порядке осуществляется социальное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (отдельных категорий) по вопросам охраны здоровья, медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Так, например, граждане, уволенные по отмеченным выше основаниям, и члены их семей, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях

 

Дополнительные льготы, гарантии и компенсации ветеранам

Дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территориях иностранных государств и ветеранами военной службы, установлены Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, который с 1 января 2001 г. будет действовать в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ.

Льготы предоставляются на основании документов, подтверждающих принадлежность к льготной категории граждан, которые выдаются в порядке, установленном Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (утверждена постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 69).

Участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие права и льготы:

1) льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством;

2) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4) безвозмездное предоставление жилых помещений участникам Великой Отечественной войны в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

6) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

7) оплата в размере 50 процентов услуг вневедомственной охраны для одиноко проживающих участников Великой Отечественной войны, одиноко проживающих супружеских пар, в которых один из супругов является участником Великой Отечественной войны;

8) внеочередная установка квартирного телефона;

9) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства;

10) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн);

11) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

12) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

13) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

14) при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение работающих участников Великой Отечественной войны путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих участников Великой Отечественной войны - органами, осуществляющими пенсионное обеспечение;

15) при наличии медицинских показаний обеспечение в период с октября по апрель путевками на амбулаторно-курортное лечение, преимущественное предоставление мест в санаторно-курортных организациях;

16) бесплатный проезд участников Великой Отечественной войны на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

18) бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) участников Великой Отечественной войны на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по желанию участника Великой Отечественной войны оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;

19) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

20) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.