Умение преодолеть страх

Подпись: Страх — это врожденное свойство человека, связанное с подсознанием и чувством самосохранения.

 

Стремление уклониться от опасности часто происходит инстинктивно. Полностью преодолеть страх невозможно, ему подвержены все. У 90 % военнослужащих он имеет явно выраженные формы во время боевых действий. Более того, длительное пребывание в условиях опасности не уменьшает, а увеличивает страх.

 

 

Большинство воинов, хотя и участвуют в бою, но действуют машинально. Они затрачивают столько энер­гии, чтобы перебороть инстинкт самосохранения и чувство страха, что у них не хватает уже никакой нравственной силы для самостоятельных действий. Эти воины нуждают­ся в импульсе извне, в возбуждении. Такой импульс дают им те немногие храбрые люди, которые сохраняют спо­койный разум и запас энергии. Вот где причина того, что в бою управление берут на себя всегда люди волевые.

Есть люди, которым страшно, они боятся и подавлены. Есть люди, которым страшно, но они борются с собой и побеждают. Именно они становятся бойцами.

Человек, застигнутый врасплох, обычно теряется, не­которое время бездействует. Почему это происходит? Наша психика обладает некоторой "инерционностью", поэтому мгновенно перестроиться не может. Выход один: не ожидать сигнала, а быть готовым к действиям в любой момент, быть бдительным.

В разные времена использовались различные способы борьбы со страхом на войне. У солдат воспитывались чувство боевого товарищества и взаимовыручки в бою, ненависть к врагу. Командование прибегало к награждению отличившихся и использовало угрозу смертной казни за трусливое поведение. Однако в современной войне подобное принуждение малоэффективно.

 

 

Наиболее эффективным средством борьбы со страхом сегодня остаются дисциплина, добросовестность и близость товарищей - боязнь выглядеть трусливым в глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и победить страх. Степень решительности, смелости, мужества и выносливости личного состава определяет боевой настрой войск, под которым понимается их духовная готовность и способность переносить испытания вой­ны и добиваться победы над врагом.

В нашей истории есть ярчайший пример знания и использования этнопсихологических особенностей русского человека при подготовке бойцов - это деятельность Суворова А.В. Вспомним слова полководца: "Пуля дура - штык молодец", "Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять, бить и гнать врага штыком, работать быстро, храбро, скоро, по-русски", "При всяком случае наивреднее неприятелю страшный наш штык, которым наш солдат исправнее всех на свете работает". Достижения Суворова и его армии уникальны: за тридцать лет непрерывных войн более 200 сражений, ни одного отступления, ни одного проигранного боя. Суворовская армия атаковала и побеждала десятикратно превосходящего противника и всегда с минимальными потерями. Только в итальянской кампании на каждого павшего русского приходилось 75 убитых французов и их союзников, то есть лучших на то время, воинов Западной Европы. Таких результатов можно было добиться только при глубоком знании русского солдата и умении правильно выстроить систему его подготовки.

 

 

Про Суворова Денис Давыдов говорил, что он положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение. В русской воинской традиции считается, что Суворов был характерником, т.е. человеком, посвященным в секреты русского боевого искусства. Суворов отлично знал: для того чтобы солдат в бою превращать в богатырей, их надо из обыденного состояния перевести в воинское боевое и умело делал это. В качестве примера приведем слова Багратиона описывающего его состояние во время речи Суворова на военном совете в Муттентале. Суворов созвал своих генералов, чтобы осведомить их о коварстве австрийцев и воззвать к величайшей храбрости и величайшему самоотвержению русских войск.

Когда Суворов сказал: "Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире", Багратион пережил незабываемые минуты: "У меня происходило необычайное, никогда не бывавшее волнение в крови, меня трясла от темени до ножных ногтей какая-то могучая сила, я был в каком-то незнакомом мне положении, в состоянии восторженном, - таком, что если бы явилась тьма тьмущая врагов или тартар с подземными духами злобы предстал передо мной, я готов бы был с ними сразиться… То же было и со всеми тут бывшими… Мы вышли с восторженным чувством, с самоотвержением, с силой воли и духа; победить или умереть, но умереть со славой, закрыть знамена наших полков телами нашими… и сделали по совести по духу как русские… Сделали все, что только в нашей силе…"

В сжатом виде суворовская система подготовки солдата выражена в следующих словах полководца: "Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому; а овцой в дому так и останешься, чтобы не возгордился…"

 

 

Суворов четко различает два состояния: обыденное - "как овца" и боевое, воинское - "богатырь". Идея о том, что в бою надо сохранять то же душевное состояние, что и в обычной жизни пришла к нам из восточных единоборств. Приведем отрывок из книги известного японского мастера фехтования Миямото Мусаси "Пять колец":

"В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновленным, ни вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние".

Комментарий к приведенному отрывку будет следующий: "Что японцу хорошо, то русскому смерть". Русский человек из-за особенности своего психотипа не может или точнее ему очень трудно эффективно вести рукопашный бой в обыденном своем состоянии, ему надо "завестись". Русскую "заводку" нельзя путать с тем состоянием, в которое впадают разгорячившиеся уроженци Кавказа.

Суворов говорил: "Атакуй с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не пускай! Ура! - чудеса творит, братцы!". Обратите внимание "Ура!" творит чудеса; "ура" - это русский боевой клич, один из древних способов помогающих воину оторваться от обыденности и связанных с ней страхов и настроиться на бой, в котором уже нет места сомнениям и страху. Полководец учил: "Бей неприятеля не щадя ни его ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет"; и еще его слова: "Нет ничего страшнее отчаянных", т.е. храбрых до самоотречения. Божья помощь, о которой говорит полководец, это те сверхвозможности, которые даются солдату в боевом состоянии, ключом к переходу в которое является верность присяге. Разъясним это отрывком из книги Г.Михайлова "Психология мужества": "Без отваги солдатской на победу в бою рассчитывать не приходится, даже в наш технический век. А чтоб отвага была, нужна идея, ради которой стоит сознательно жертвовать собой… В присяге, в святом исполнении долга заключена сила отваги".

В мобилизационном состоянии прекращается внутренний диалог, в связи, с чем человек перестает рассуждать, его воли уже нет, решение принято, и он просто действует, и очень важно, чтобы он действовал по воле Божьей, чтобы не превратиться в разбойника. А разбойнику, по словам Суворова - Бог не помощник. Поэтому и по другим важным причинам полководец важнейшее значение придавал нравственному и религиозному воспитанию воинов. Он говорил: "Молись Богу, от Него победа! Чудо богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!".

Для того чтобы человек мобилизовался и эффективно действовал должны соблюдаться определенные условия. Во-первых, чтобы солдат превратился в богатыря, он не должен сомневаться в том, что делает или будет делать. Если он будет переживать, что после выполнения приказа его могут, грубо говоря, "подставить" командиры, возможно вплоть до уголовной ответственности, или обвинить в аморальной деятельности порицаемой обществом, то ни о каком боевом настрое говорить не приходится.

Суворов это прекрасно понимал и решил эту проблему выстраиванием системы взаимоотношений начальников и подчиненных, которую он называл "стена заступления". Он писал: "Начальник верный - стена твердая, от ветров клеветы честью заслоняет правдивого до точности". Это значит, что дело чести каждого начальника отстаивать правого подчиненного, независимо от личной выгоды.

Во-вторых, солдат должен быть уверен в своих товарищах, в том, что если что-то случиться его не бросят и не оставят. Поэтому Суворов учил: "Сам погибай, а товарища выручай". Хотя это на самом деле и так глубоко заложено в православном русском человеке. Принцип "за други своя" находится в фундаменте нашей веры и русской культуры.

При работе в мобилизационном состоянии крайне важно, чтобы человека не захватили сильные негативные эмоции: злоба и страх, которые могут привести к потере контроля над телом. Злоба вызывает закрепощение, страх вялость в теле. Что бы этого не случилось, Суворов много внимания уделял развитию в своих солдатах милосердия и храбрости. Для Суворова враг был только до тех пор враг, пока не сложил оружия: "Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному, посему просящего в бою пощады - помилуй, кто мститель - тот разбойник, а разбойнику Бог не помощник!", "Воину подлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать", "Побежденным давай пощаду, грех напрасно убивать, ненависть затмевает рассудок". Умение преодолеть страх - это важнейшее качество для воина.

 

 

Суворов говорил, что не руки, не ноги, не бренное человеческое телоодерживает на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками и ногами и оружием - и если душа воина велика и могуча, то и победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно. Душа может править и руками и ногами, если преодолен страх, а по сему, по словам полководца: "Первое - храбрость, кто испуган, тот побежден наполовину. У страха глаза велики, один за десятерых кажется. Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы".

Самый сильный из всех страхов - это страх смерти. По настоящему преодолеть его может только человек, имеющий искреннюю веру в Бога. Суворов делал все, чтобы развить религиозные чувства своих солдат, и уже на этой основе их учил. Он говорил: "Безверное войско учить, что перегорелое железо точить". Своих чудо-богатырей он наставлял, что для воина великая честь отдать жизнь на поле брани за Православное Отечество.

Он учил солдата не бояться смерти, потому что душа у человека бессмертна, и если жизнь отдать за "Веру, Царя и Отечество", то душа сразу же возносится в Царство Небесное. "Мы русские Богу молимся. Он нам помощник… Кого из нас убьют - Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы - нам честь, нам слава, слава, слава!" В мобилизационном состоянии происходит переход от логического, сознательного мышления к интуитивному, подсознательному.

Сознание оперирует словами и конкретными техническими действиями (приемами), подсознание - образами и принципами работы. Вот поэтому в традиционном русском боевом искусстве, ориентированном на ведении боя в мобилизационном состоянии, работа и обучение строятся по принципам. А вот что написано в книге М.Г. Жуковой "Твой есмь аз…", посвященной Суворову А.В., о том, как он учил: "Суворовские заветы усваивались легко. Недаром словесное поучение солдатам имеет подзаголовок "Разговор с солдатами их языком". Русский крестьянин мыслит образами. Облеченные в обычную для него форму пословиц и поговорок, суворовские заветы не утомляли внимание, они поражали воображение и отчеканивались в памяти".

Суворов учил солдат так, как это принято в русском боевом искусстве, принципами. Уже говорилось, что Суворов был посвящен в секреты русской воинской традиции и прекрасно ее знал. Знал он и о родовой силе, силе, которая передается человеку от его предков, если он их чтит, помнит их славу, продолжает дела их и гордится тем, что он русский. Суворов говорил: "Братцы! Вы богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы русские!", "Мы русские, мы все одолеем", "Покажи на деле, что ты русский!", "Крепость сильна, гарнизон - целая армия, но ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверены в себе", "Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат".

Суворовские девизы, ставшие непреложной истиной для его армии: "Русские не сдаются", "Русские не отступают!". Мы в вкратце рассмотрели наследие Суворова, только в той части, которая касалась боевого состояния, в целом же оно велико и требует всестороннего пристального изучения и использования в нашей армии. Если же сравнить Суворовскую науку побеждать и бузу, то между ними есть только одно отличие. У Суворова рычаги управления состоянием солдата во многом принадлежат командирам, в бузе они, в процессе обучения, передаются в руки бойца. Поэтому бузник может (если будет выполнять все заветы) быть богатырем и в бою и в быту.