Гаагские конвенции и декларации

1-я Гаагская конференция 1899 года

Созвана по инициативе России. Участвовало 27 государств.

Приняла 3 конвенции:

а также 3 декларации:

 

2-я Гаагская конференция 1907 года

Приняли участие 43 государства.

Было принято 13 конвенций:

·         О мирном решении международных столкновений;

Принята декларация:

 

Гаагская конференция по репарациям 1929—1930гг.

Международная конференция по репарациям, рассмотревшая и принявшая план Юнга; проходила в Гааге с 6 по 31 августа 1929 и с 3 по 20 января 1930. На 1-й сессии Г. к. по р. (6—31 августа 1929) были представлены Бельгия, Великобритания, Греция, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Чехословакия, Югославия и Япония. США официально не участвовали в работе конференции; однако, являясь инициатором плана Юнга, оказывали давление на участников конференции, добиваясь принятия этого плана. На Г. к. по р. развернулась борьба между Великобританией и вокруг 3 вопросов: распределение так называемой безусловной, т. е. не подлежащей отсрочке, части репарационных платежей; поставки натурой (Великобритания требовала сокращения их в интересах увеличения своего экспорта, в особенности угля); процентное распределение всей суммы репарационных платежей между кредиторами. В результате закулисных переговоров между главными участниками конференции 31 августа 1929 был подписан протокол о принципиальном одобрении плана Юнга. Окончательное утверждение плана Юнга, а также принятие постановления о применении санкций в случае отказа от уплаты репараций состоялись на 2-й сессии конференции (3—20 января 1930), где, кроме государств — участников 1-й сессии, были представлены Австрия, Болгария и Венгрия.

Одним из основных решений конференции было также соглашение о досрочном выводе (на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором 1919) всех оккупационных войск из Рейнской области (не позже 30 июня 1930).

 

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 г.

Предусматривает принятие мер по охране и сохранению движимых и недвижимых культурных ценностей, расположенных как на территории своего государства, так и на территории противника. Специальным протоколом к этой конвенции запрещен вывоз культурных ценностей с оккупированной территории.

Россия была участником первых двух из названных Гаагских конвенций и ратифицировала их. В Конференции 1954 г. участвовал СССР, который в 1955 г. признал Гаагские Конвенции и Декларации 1899 и 1907 гг. (нота правительству Нидерландов от 7 марта 1955 г.) в той мере, в какой они не противоречат Уставу ООН и если они не были изменены или заменены в последующем международными соглашениями, участником которых являлся СССР.

Российская Федерация, являясь правопреемником СССР в международных делах, признала Гаагские Конвенции 1899 и 1907 гг. на тех условиях, на каких к ним присоединился СССР в 1955 г., а также Конвенцию 1954 г.

Международно-правовые нормы, устанавливающие законы и обычаи войны, получили развитие в Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и в дополнительных протоколах к ним 1977 г.

 

Гаагская конвенция 1961 — «Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов»

Государства (74 государства, в том числе и Россия), подписавшие настоящую Конвенцию, желая отменить требование дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов, решили заключить в этой связи Конвенцию и согласились с положениями, представленными в 15 статьях.

Каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.