Участие воинского контингента РФ в операциях ООН по поддержанию мира

 

Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях ООН является делом привычным. В настоящее время наших солдат и офицеров в качестве военных наблюдателей под эгидой ООН можно встретить во многих горячих точках планеты. Но мало кому известно, как началось участие советских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира. В октябре 1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голандских высотах после закончившихся здесь военных действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик. Командир первого отряда отечественных “голубых беретов” президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН РФ вспоминает: «Группу сформировали очень быстро, в нее вошли офицеры ротного, батальонного звена всего двадцать пять человек. Командующий войсками Московского военного округа генерал армии Владимир Говоров сообщил, что решением военного совета я утвержден командиром специальной группы офицеров, которым предстоит действовать в качестве военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке.
Вскоре часть офицеров отбыла в Сирию. Остальным предстояло нести службу в Египте. Стоит отметить, что в соответствии с принятой советом безопасности ООН резолюцией от 22 октября 1973 г., а также не без усилий Советского правительства боевые действия на Ближнем Востоке были приостановлены. Особенно запомнились первые месяцы 1974 г. Они для нас выдались самыми трудными. Нам пришлось участвовать в ряде серьезнейших миротворческих операций. Одна из них - “Омега” - проводилась с 5 февраля по 31 марта. В ходе “Омеги” было произведено 173 поисковые операции останков военнослужащих, погибших в ходе недавнего октябрьского военного конфликта, каждая из которых длилась несколько суток. В не менее сложной обстановке проводилась и операция “Линия Альфа” (определение границы между буферной зоной и зоной ограниченного количества войск Египта), т. к. почти в течение месяца пришлось действовать на местности, представляющей сплошное минное поле».
Россия участвовала в миротворческих операциях ООН и деятельность по поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориях бывшей Югославии и государств-участников СНГ.
Россия (СССР) практически участвовала в операциях ООН по поддержанию мира с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН.
Начиная с 1991 года, участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра Пеоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999г. - в Демократическую Республику Конго.
В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских военных наблюдателей можно встретить на Ближнем Востоке (Ливан), на ирако-кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго.
 
Военные наблюдатели. Подготовка военных наблюдателей
Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей конфликтующих сторон.
Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных ооновских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки.
Подготовка военных наблюдателей ООН для участия в операциях ООН по поддержанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских курсов «Выстрел», в настоящее время это - Учебный центр переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии.
Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение 2 месяцев (с 1974 по 1990 г.г. подготовлено 330 человек). В связи с расширением участия СССР, России в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) с 1991 г. курсы стали проводиться 3 раза в год. Всего с 1974 по 1999, год на курсах ВН ООН подготовлено свыше 800 офицеров для участия в ОПМ ООН.
Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на курсах подготовлено более 250 офицеров-инспекторов по контролю над сокращением вооруженных сил и обычных вооружений в Европе.
Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскими военными наблюдателями, активно используется при организации работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствовании методики их обучения.
Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызывают интерес со стороны зарубежных специалистов и организаций.
С 1996 г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В 1996-1998 году на 1 ВОК «Выстрел» прошли обучение 55 офицеров из Великобритании (23), Дании (2), Канады (2), Норвегии (2), США (17), ФРГ (5), Швеции (4).
В октябре 1999 г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей
(Великобритания - 2, Германия, Канада, Швеция - по одному).
Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графиком замены специалистов, принимающих участие в операциях по поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годовым учебным планом также предусматривается один месячный сбор по подготовке офицеров штабов ОПМ ООН.
Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится по одномесячной программе совместно с российскими военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора.
Преподавание тактико-специальных и военно-технических дисциплин ведется на русском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, на английском языке, проводят офицеры-инструкторы. Учебно-материальная база, предоставляемая учебным центром для проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включает:
 - оборудованные учебные классы;
 - автомобильную и другую технику;
 - технические средства обучения;
 - полигон;
 - гостиницу для проживания слушателей.
Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН:
 - военные наблюдатели ООН;
 - офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН;
 - командиры тыловых и технических служб МС ООН;
 - офицеры военной полиции ООН;
 - офицеры гражданской полиции ООН.
 
Участие контингента ВС РФ в миротворческой деятельности
В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N 743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80, противотанковыми средствами и другим вооружением и военной техникой.
В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российского контингента сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль над соблюдением соглашения по прекращению огня.
В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО, в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.
В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славении, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.
В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решения задач по авиационному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА - 3) в Анголу направлен российский воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропических условиях Африки справились с поставленными задачами.
В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федерацию в связи с прекращением деятельности миссии ООН.
В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми- 24 и до 115 человек личного состава.
Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и государств - участников СНГ.
Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. №1244. В настоящее время российский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в автономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев:
 - предотвращение возобновления боевых действий;
 - создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц;
 - обеспечение общественной безопасности;
 - осуществление надзора за разминированием;
 - поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия;
 - выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля;
 - обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций.
Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону конфликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г. Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.
Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Основная задача - обеспечение контроля над прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.
Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г. Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.
Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально -техническому обеспечению. Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие.
 
О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН.
Правовой статус военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, имеет сложный характер. Он регулируется комплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системам и имеющих различную юридическую природу.
В правовом статусе военнослужащих отражена его специфика, прежде всего, как составного звена функционального межгосударственного механизма - международной организации. Главной правовой основой регулирования деятельности международных организаций и их служащих является международно-правовая основа, формой - международно-правовые принципы и нормы. В связи с этим статус персонала носит, прежде всего, международный характер и ограничен функциональными рамками.
Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступают на службу в Организацию Объединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнослужащие временно прикомандировываются к миссии ООН по поддержанию мира.
После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находящийся на территории другого государства, соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем.
Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники.
Из сказанного следует, что все нормы и принципы, регулирующие правовой статус персонала, могут быть разделены по характеру своих источников и принадлежат:
1) к нормам международного права, содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в специальных соглашениях, в актах организаций и других международно-правовых актах;
2) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов страны пребывания, транзита, командировки, и т.п.
3) к нормам так называемого внутреннего права ООН, созданным и применяемым внутри организации;
4) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов.
Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает специфику правового положения таких военнослужащих как особой категории участников международных правоотношений. Эта специфика и обусловила определение источников норм о правовом статусе персонала и тем самым особенностей его регулирования в различных правовых сферах.
В настоящее время активное участие граждан России в миротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника миротворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам, который бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал социальные гарантии всех участников этого процесса.
 
Операции ООН по поддержанию мира.
Региональные войны и вооруженные конфликты в целом ряде районов все больше угрожают миру и стабильности, приобретают характер затяжных и трудно урегулируемых. Ответственность за их предупреждение, локализацию и прекращение возложила на себя Организация Объединенных Наций. 
Что представляют собой операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? В 1998 году операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. Организация Объединенных Наций стала пионером в проведении операций по поддержанию мира, используя их как одно из средств поддержания международного мира и безопасности. В основном миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто называют «голубыми касками»,- это военнослужащие, предоставленные на добровольной основе правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дисциплину и выучку, решать задачи восстановления и поддержания мира. В знак признания их заслуг в 1988 году миротворцы Организации Объединенных Наций были удостоены Нобелевской премии мира.
Правительства государств все чаще обращаются к Организации Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов, вспыхивающих во многих районах мира после окончания «холодной воины». Если за первые сорок лет миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было учреждено 13 операций, то с 1988 года было развернуто 35 новых операций. В пиковый период, который пришелся на 1993 год, общая численность развернутого на местах военного и гражданского персонала Организации Объединенных Наций из 77 стран достигла более 80 000 человек. При организации сложных по своему характеру миссий, предусматривавших ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, использовался опыт, накопленный при проведении «традиционных» операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которые, как правило, нацелены на решение главным образом военных задач, таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих сил и создание буферных зон.
В современных условиях наибольшую угрозу международному миру и безопасности, как на региональном уровне, так и в мировом масштабе представляют вооруженные конфликты, которые должны разрешаться в первую очередь политическими средствами и лишь, как крайняя мера - проведением операций по поддержанию мира. Однако необходимо отметить, что ни одна миротворческая акция не принесет желаемого результата, если не будет политической воли и желания противоборствующих сторон разрешить возникшие противоречия самим.
Что же касается перспектив участия России в миротворческой деятельности, то о них красноречиво говорит тот факт, что если за первые 40 лет своего существования ООН было проведено 13 операций по поддержанию мира, то, начиная с 1988 года, было инициировано проведение 28 новых операций.
Следует особо отметить организацию миротворческой деятельности со странами-участниками СНГ. Содружество как региональная организация, взявшая на себя функции обеспечения международного мира и безопасности, открывает новые горизонты развития миротворчества.
Для вновь образованных государств, вышедших из бывшего СССР, миротворчество становится одной из основных форм политики урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Нерешенные национальные, территориальные и другие проблемы, взаимные претензии, дезинтегрированные процессы привели к развитию известных событий в Приднепровье, Абхазии, Нагорном Карабахе Таджикистане, Северной Осетии.
В этих сложных условиях именно обращение к опыту ООН и других международных и региональных организаций (таких как ОБСЕ) по разрешению межгосударственных и иных споров и конфликтов может послужить основой для формирования в странах СНГ (при активном участии России) собственной концепции миротворческой деятельности.
Извлечет ли мир уроки из своего многовекового прошлого или подтвердит известный афоризм Гегеля: "Народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее"... По крайней мере, надо им в этом помочь.