Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

11 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.

под редакцией

первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2005-336 с. ил.

 

 

Этап 1 (1 – 2 четверти)

 

 

 

Москва

2007 г.

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2005-366 с. ил.

 

Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что, разработанные нами, ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация)  - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эти презентации можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты на различные темы, таблицы и вопросы к урокам.

Видеофильм в формате Audio Video Interleave – avi.

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, чаще всего со звуком. Озвученные презентации рекомендуем прослушать с начала до конца, не прерывая, если учитель считает нужным использовать ЦОР в качестве лекции, раскрывающей часть темы урока. Если же будет нужно вернуться к какому-либо слайду или использовать презентацию без звука – это можно будет сделать при помощи параметров программы MS PowerPoint.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя.

Все презентации содержат в себе множество иллюстраций и анимацию.

Тема для дискуссии – презентация или документ Microsoft Word, представляющие какую-либо тему, на которую могут быть разные взгляды, после ознакомления с таким ЦОРом предлагаем провести дискуссию.

Тема для обсуждения – презентация, раскрывающая какую-либо тему, к которой могут быть неясные вопросы. Эти вопросы выясняются в процессе обсуждения темы с учениками.

Практикум презентация, преподносящая практические знания, порядок действий, которые учащиеся смогут повторить при подходящем случае.

Воспитание – ЦОРы, которые несут на себе элемент воспитания, например, ЦОРы этого типа рассказывают о чем-либо достойном подражания.

Иллюстрированная схема – презентация, в которой приведена схема (иногда, разбитая на несколько частей) и иллюстрации к ней.

Иллюстрированный список – Документ Microsoft Word, в котором приводится список и иллюстрации к нему.

Для любознательных – материалы, содержащие в себе любопытные факты, истории, информацию, относящиеся к теме урока.

Вопросы для контроля – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

 

 

 

Поурочное распределение ЦОРов

 

Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 1. Основы здорового образа жизни

 

Урок 1

§ 1.1. Правила личной гигиены и здоровье

 

ЦОР 1. Гигиена вообще и личная гигиена в частности

ЦОР 2. Особенности растущего организма

ЦОР 3. Основные привычки личной гигиены

ЦОР 4. Занятия спортом и утренней зарядкой

ЦОР 5. Вопросы к уроку

 

ЦОР 1 представляет собой озвученную презентацию, которая рассказывает об истории появления учения о гигиене, о различных течениях гигиены и немного о личной гигиене. ЦОР предлагается для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока. Длительность - 0:03:32.

После раскрытия вопроса «Гигиена растущего организма» учитель спрашивает: «Чем отличается организм ребенка от организма взрослого человека?». После нескольких ответов для закрепления знаний по этому вопросу демонстрируется ЦОР 2. Длительность - 0:07:55.

ЦОР 2, тоже является озвученной презентацией, в которой рассказывается о шести периодах детства и даны особенности каждого периода. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 3 – это презентация, описывающая основные привычки, которые должны быть у каждого чистоплотного человека, и человека, который думает о своем здоровье. ЦОР 3 предлагается для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстрации. После раскрытия вопроса «Правила личной гигиены» учитель, например, говорит, что раньше в советских учебниках по личной гигиене советовали мыть голову не чаще одного раза в неделю, а сейчас – по мере загрязнения, а это случается чаще, чем раз в неделю. Затем учитель спрашивает: «В чем же причина изменения этого правила личной гигиены?». Ученики должны в своих ответах упомянуть увеличение загрязнения окружающей среды, в том числе и воздуха, отчего кожа, волосы, одежда и обувь загрязняются гораздо чаще.

После раскрытия вопроса «Физкультура и спорт. Физическая активность» Учитель просит поднять руки тех учеников, кто занимается спортом, а затем тех – кто делает зарядку по утрам. Исходя из результатов, учитель дает оценку общей физической подготовке класса. После чего демонстрируется ЦОР 4 в качестве еще одного доказательства пользы физической культуры для здоровья человека. ЦОР 4 – это презентация, которую ученики могут посмотреть самостоятельно, или преподаватель может показать его со своими комментариями.

 

 

Урок 2

§ 1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

 

ЦОР 6. Нравственность (отрывок из книги Абд – ру-Шина «В свете истины. Послание Грааля». Адаптированный)

ЦОР 7. Высказывания великих людей об отношениях мужчин и женщин

ЦОР 8. Правила этикета

ЦОР 9. Девочкам о мальчиках и наоборот

ЦОР 10. Безопасное и ответственное сексуальное поведение

ЦОР 11. Вопросы к уроку

 

ЦОР 6 желательно на предыдущем уроке предложить ученикам в качестве домашнего задания, чтобы на этом они могли выразить свое мнение. Этот отрывок о нравственности, написанный еще в 1931 году немецким писателем Оскаром Эрнстом Бернгардтом под псевдонимом Абд – ру-Шин, все еще не потерял своей актуальности. Он может послужить темой для дискуссии о нравственности, которой можно завершить раскрытие вопроса «Понятие нравственности».

При раскрытии вопроса «Отношения полов. Война и мир» учитель может рассказать легенду о том, что мужчины пришли на Землю с планеты Марс, а женщины – с планеты Венера и комментирует эту легенду. Затем спрашивает мнение учеников о том, в чем еще, кроме физических различий, женщины и мужчины отличаются между собой. После этого учитель предлагает послушать ЦОРа 7 «Высказывания великих людей об отношениях мужчин и женщин» (Каждое из высказываний читает вслух один из учеников), и обсудить их высказывания.

При раскрытии вопроса «Правила поведения мужчин, женщин и детей» учитель рассказывает о том, что поведение людей зависят от многих факторов: традиций, социального статуса, времени и места проживания и даже от климатических условий. Знакомит учеников с понятиями «право» и «этикет». После чего приводит примеры из ЦОРа 8 по его усмотрению и комментирует их. ЦОР 8 представляет собой небольшой текстовый документ, в котором приведены некоторые правила поведения. В основном, они касаются мужчин, и можно посоветовать ученикам прочтение этого документа до урока, а на уроке поговорить о нем. Например, спросить, какие из правил им были известны, а какие – для них являются новостью, какие из этих правил всегда неукоснительно выполняются, а какие – нет и почему, и так далее.

На предыдущем уроке должно быть задано на дом прочтение ЦОРов 9 и 10. А на этом уроке для раскрытия вопроса «Безопасное сексуальное поведение» организуется обсуждение этих ЦОРов. Учитель спрашивает, узнали ли ученики что-либо новое из прочитанного. В чем их поведение не соответствует прочитанному, с чем они не согласны. Могут ли они дать совет сверстникам из своего жизненного опыта. Как бы они написали свои правила безопасного сексуального поведения? Кстати, последний вопрос может послужить темой для сочинения, которое можно задать на дом.

 

 

Урок 3

§ 1.3. Заболевания, передаваемые половым путем

§ 1.4. Психологическое состояние человека и причины самоубийств

 

ЦОР 12. Причины увеличения заболеваний, передаваемых половым путем

ЦОР 13. Некоторые венерические болезни и их признаки

ЦОР 14. Чума 21-го века - СПИД

ЦОР 15. Психологические особенности молодежи

ЦОР 16. Влияние СМИ и современного искусства на молодежь

ЦОР 17. Вопросы к уроку

 

ЦОР 12 – текст с иллюстрациями, раскрывающий причины роста числа заболеваний, передаваемых половым путем, предназначен для работы в классе. ЦОР можно прочитать и дома, но его нужно обсудить в классе. Ученики могут привести другие причины и дополнить текст, можно спросить учеников, как они относятся к свободной любви, безопасному сексу, считают ли необходимым пользоваться контрацептивами. Можно, по усмотрению учителя сделать отдельный урок для мальчиков и девочек, чтобы ученики были более откровенны.

ЦОР 13 – это презентация, в которой описаны венерические заболевания, такие как: гонорея, сифилис, генитальный герпес и др. В презентации можно увидеть многократно увеличенные вирусы этих болезней, внешние проявления некоторых из них. В презентации описаны симптомы и последствия этих болезней, а также раскрыты некоторые причины их распространения. ЦОР предназначен для самостоятельного изучения учащимися, и может быть использован и преподавателем при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 14 – это презентация, рассказывающая о самой страшной болезни 21-го века – СПИДе. Из этого ЦОРа ученики смогут узнать, каковы основные пути передачи вируса СПИДа, как нужно себя вести, чтобы не заразиться, или вовремя остановить прогрессирование этой болезни, которую пока, к сожалению, не научились излечивать. Иллюстрации в презентации впечатляющие, они могут убедить учащихся в необходимости быть разборчивее при выборе сексуальных партнеров. ЦОР предназначен для самостоятельного изучения учащимися, и может быть использован и преподавателем при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 15 раскрывает особенности психологии молодежи в период их перехода из детского мира во взрослый мир. ЦОР представляет собой презентацию и рекомендуется для демонстрации при раскрытии четвертого вопроса урока, после чего ученикам предлагается дополнить информацию ЦОРа и рассказать, в чем они видят психологическую особенность своего поколения. Что они считают неприемлемым для себя в мировоззрении взрослых, что их волнует, какие проблемы они считают глобальными.

ЦОР 16 – презентация, описывающая проблемы влияния СМИ на молодежь. В ней раскрыты и положительные и отрицательные стороны этого влияния. Рекомендуем рассмотреть этот ЦОР во время урока, его можно показать на проекционном экране с комментариями преподавателя, можно просмотреть ученикам за своими компьютерами. После просмотра рекомендуем провести дискуссию о проблемах, которые были затронуты в ЦОР.

При раскрытии вопроса «Первая помощь при неудавшемся самоубийстве» используются материалы учебника. ЦОР для этого вопроса не предусмотрен.

 

 

Урок 4

§ 1.5. Семья в современном обществе. Законодательство о семье

 

ЦОР 18. Семья – ячейка общества

ЦОР 19. ФЗ, регулирующий семейные отношения – семейный кодекс Российской Федерации

ЦОР 20. Взаимоотношения в семье сегодня и в прошлом

ЦОР 21. Воспитание детей. Ответственность родителей за воспитание и развитие детей

ЦОР 22. Несовершеннолетние родители

ЦОР 23. Отношение к браку и семье у разных народов.

ЦОР 24. Вопросы к уроку

 

Первые два ЦОРа, предлагаемые к этому уроку, ЦОР 18 и ЦОР 19, являются текстовыми документами первый из них - с иллюстрациями, а второй – без.

При раскрытии вопроса «История семейных отношений. Семья и ее роль в обществе» учитель пользуется материалами ЦОР 18, с которым он может ознакомиться до урока. При желании некоторые иллюстрации из этого ЦОР он может продемонстрировать во время урока. Текст можно предложить прочитать и ученикам, а на уроке его обсудить. В ЦОРе рассказано о роли семьи в современном обществе.

ЦОР 19 – это текст, включающий в себя отрывки из Федерального Закона о семье – Семейного кодекса Российской Федерации. Здесь отобраны статьи закона, которые касаются именно детей. ЦОР может быть использован преподавателем, для подготовки к уроку, а также может быть предложен ученикам для самостоятельного изучения дома. После чего в классе можно обсудить вопросы, которые появятся у учеников при знакомстве с материалом ЦОРа.

ЦОР 20 – озвученная презентация, описывающая семейные отношения в прошлом и сегодня. Предназначен ЦОР для демонстрации при раскрытии вопроса «Счастливый брак. Взаимоотношения между супругами», после чего ученики отмечают, что было, по их мнению, хорошего в старом семейном укладе, и что не подходит к современной жизни. Длительность - 0:02:27.

ЦОР 21 – презентация, которая рассказывает о том, что родители и общение с ними для детей очень нужны, чтобы стать здоровыми полноценными людьми, что и законом установлена ответственность родителей за своих детей. ЦОР предлагается для демонстрации в качестве иллюстрации при раскрытии третьего вопроса урока, а также может быть предложен ученикам в качестве домашнего задания. Ученикам можно задать вопрос: «Какую заботу они ждут от родителей в настоящее время, должны ли родители отвечать за детей в их возрасте? Как они будут относиться к своим детям?»

ЦОР 22 – это текст, описывающий проблему прав и обязанностей несовершеннолетних родителей, прав их детей. ЦОР может быть задан на дом на предыдущем уроке, а на данном уроке предлагаем обсудить его. Главный вопрос обсуждения: «Готовы ли вы к роли родителей? В чем заключается эта роль?».

ЦОР 23 – это озвученная презентация, в которой рассказывается об отношении к браку у различных народов, на востоке, в Азии, в Европе, в России и в США. ЦОР можно демонстрировать во время урока, а можно задать ученикам на дом, как в качестве домашнего задания, так и в качестве дополнительного материала. Выбор предназначения этого ЦОРа представляется преподавателю. ЦОР предназначен для любознательных школьников.

 

 

Глава 2. Основы медицинских знаний и правила оказания

первой помощи

 

Урок 5

§ 2.1. Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте

§ 2.2. Первая помощь при ранениях

 

ЦОР 25. Первая помощь при обмороке

ЦОР 26. Первая помощь при острой сердечной недостаточности

ЦОР 27. Первая помощь при инсульте мозговом

ЦОР 28. Классификация ран

ЦОР 29. Дезинфицирующие средства

ЦОР 30. Первая помощь раненному

ЦОР 31. Перевязочные средства

ЦОР 32. Правила наложения повязок

ЦОР 33. Наложение кровоостанавливающего жгута

ЦОР 34. Вопросы к уроку

 

Первый ЦОР, предложенный к этому уроку – ЦОР 25, представляет собой презентацию, в которой объясняются причины обморока и перечисляются его предвестники, после чего описываются действия по оказанию первой помощи при обмороке. ЦОР предназначен, как для самостоятельных занятий учеников, с целью получения практических знаний, так и для демонстрации преподавателем во время практических занятий. При этом преподаватель может комментировать демонстрируемые слайды.

ЦОР 26 – презентация, которая дает понятие об острой сердечной недостаточности и причинах ее возникновения, а также очень подробно объясняет медикаментозный способ оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. ЦОР предназначен и для самостоятельного изучения учащимися, и для демонстрации во время урока. В обоих случаях ученики получать практические знания по этому вопросу.

ЦОР 27 – это озвученная презентация, которая сначала дает представление о том, что такте инсульт и чем отличаются инсульт ишемический от инсульта геморрагического. Причем ученики могут видеть это на рисунках. После чего описывается последовательность действий, которую нужно выполнить, чтобы оказать первую помощь пострадавшему. Кроме того перечислено, что включает в себя лечение инсульта. После просмотра ЦОРа можно предложить ученикам оказать первую помощь одному из них, предоставив для этого учительский стол. Ученики 2-3 человека оказывают помощь, а остальные подсказывают или исправляют их ошибки. Участвующие в действии должны правильно распределить действия между собой. Длительность - 0:03:00.

ЦОР 28 – это озвученная презентация, в которой дано определение раны и представлены три схемы классификации ран. Каждая схема иллюстрирована. ЦОР рекомендуется демонстрировать во время раскрытия вопроса «Рана. Последствия ранений». Длительность - 0:02:15.

ЦОР 29 – презентация, знакомящая учащихся с дезинфицирующими средствами, которыми нужно обработать рану перед наложением повязки. ЦОР предназначен как для самостоятельного изучения, так и для демонстрации во время раскрытия вопроса «Первая помощь раненному» в качестве иллюстрации.

ЦОР 30 - презентация, объясняющая, как нужно действовать при оказании первой медицинской помощи при ранениях. Презентация предназначена для самостоятельной работы учащихся. Работая с ним, ученики обучаются навыкам оказания первой помощь раненным при различных видах ранений.

ЦОР 31 знакомит учеников с перевязочными материалами. Дает определение перевязочных материалов. Рассказывает, из чего они изготовляются и какие бывают (стерильные, антисептические, асептические). ЦОР предназначен и для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстрации, и для самостоятельного изучения обучающимися.

ЦОР 32 – презентация, показывающая способы наложения различных видов повязок на разные части тела. При работе с ЦОРом мы предлагаем провести реальный практикум, разбить класс на пары и поочередно делать друг другу перевязки. Учащиеся могут практиковаться и самостоятельно, после занятий.

ЦОР 33 – презентация, рассказывающая о способах остановки кровотечения, и показывающая, как это сделать с помощью жгута. ЦОР предлагается демонстрировать во время рассмотрения четвертого вопроса урока. При самостоятельной работе с ЦОРом, ученики должны научиться выбрать правильное место для наложения жгута, правильно наложить жгут и выполнить все необходимые действия после наложения жгута.

 

 

Урок 6

§ 2.3. Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи

 

ЦОР 35. Ушибы и вывихи. Растяжение связок.

ЦОР 36. Первая помощь при ушибах, вывихах и при растяжении связок

ЦОР 37. Повреждение грудной клетки. Пневмоторакс

ЦОР 38. Первая помощь при сотрясении или ушибе грудной клетки и при пневмотораксе

ЦОР 39. Первая помощь при переломах

ЦОР 40. Профилактика травматического шока

ЦОР 41. Вопросы к уроку

 

Все ЦОРы, предложенные к этому уроку, являются озвученными презентациями и предлагаются для демонстрации во время урока. Если преподаватель сочтет нужным, он может задать просмотр этих ЦОРов ученикам в качестве домашнего задания.

ЦОР 35 включает в себя определения ушибов, вывихов суставов и растяжения связок, сухожилий и мышц и описывает признаки этих повреждений. На приведенных иллюстрациях ученики могут все перечисленные повреждения. Длительность - 0:02:55.

ЦОР 36 дает практические знания. В нем описан порядок действий при оказании первой помощи при ушибах, вывихах суставов и растяжениях связок, сухожилий и мышц. После просмотра ученики указывают на действия, которые необходимо выполнить при всех этих повреждениях, затем на действия, которые должны быть выполнены только для одного из этих повреждений. Длительность - 0:01:29.

ЦОР 37 рассказывает о видах повреждения грудной клетки, о симптомах при травме груди, о видах опасных для жизни состояний при травме груди, в частности о пневмотораксе. Кроме того в ЦОРе говорится о способах транспортировки больных с травмой груди. Длительность - 0:02:40.

ЦОР 38 рассматривает случаи переломов ребер, в том числе и множественных, ушибов грудной клетки и повреждения легкого. В ЦОРе даются практические советы по оказанию первой медицинской помощи в перечисленных случаях. После просмотра ЦОРа можно спросить учеников, в каких случаях на грудную клетку нужно ставить тугую повязку, а в каких это категорически запрещается. Длительность - 0:02:06.

ЦОР 39 дает определение переломов и представляет их виды и признаки, после чего описывает действия, которые необходимо выполнить для оказания первой медицинской помощи при переломе. При просмотре ЦОРа ученики получают и теоретические и практические знания. Длительность - 0:03:11.

В ЦОРЕ 40 сначала приводится определение травматического шока, описываются последствия шока при его утяжелении, лечение шока на догоспитальном этапе. Затем описываются действия при оказании первой помощи на догоспитальном этапе и действия для профилактики травматического шока. При просмотре ЦОРа ученики получают и теоретические и практические знания. Длительность - 0:01:49.

 

 

Урок 7

§ 2.4. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

 

ЦОР 42. Виды терминального состояния

ЦОР 43. Этапы реанимации

ЦОР 44. Циклы искусственной вентиляции легких

ЦОР 45. Последовательность действий спасателя

ЦОР 46. Вопросы к уроку

 

При раскрытии вопроса «Терминальное состояние, его виды и симптомы» в качестве иллюстрации используется ЦОР 42, представляющий собой гипертекстовую схему, в которой по ссылкам можно переходить к более подробному описанию каждого вида терминального состояния.

ЦОР 43 – это озвученная презентация, в которой описаны и показаны этапы реанимации. То есть, увидев этот ЦОР, ученики подробно познакомятся (визуально) с последовательностью действий, выполняемых на каждом этапе реанимации. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока. Длительность - 0:04:50.

ЦОР 44 – озвученная презентация дающая учащимся практические знания по осуществлению одной из важных процедур во время реанимации - искусственной вентиляции легких, о которой идет речь в третьем вопросе урока. ЦОР предназначен для демонстрации на уроке, после чего можно провести реальный практикум и провести все этапы реанимации и ИВЛ. Длительность - 0:05:55.

Для закрепления полученных на уроке знаний о первой медицинской помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания, ученики работают с ЦОР 45, в котором по шагам показаны действия спасателя при спасении пострадавшего и ученики могут виртуально участвовать в этом процессе.

 

 

 

Раздел II. Основы военной службы

Глава 3. Воинская обязанность

 

Урок 8

§ 3.1. Основные сведения о воинской обязанности

 

ЦОР 47. Конституция и Федеральные законы о воинской обязанности

ЦОР 48. Сущность воинской обязанности

ЦОР 49. Особенности воинской обязанности

ЦОР 50. Обеспечение исполнения воинской обязанности

ЦОР 51. Уклонение от воинской обязанности карается законом

ЦОР 52. Несение воинской службы в некоторых странах

ЦОР 53. Вопросы к уроку

 

Все ЦОРы, предложенные к данному уроку, представляют собой текстовые документы, содержащие в себе материалы для преподавателя, которые помогут ему лучше подготовиться к уроку. Эти материалы можно предложить и ученикам для самостоятельных занятий или для творческих работ.

ЦОР 47 содержит в себе список основных нормативных документов, регламентирующих правовые основы военной службы. Кроме того, приведены статьи из этих документов, в которых освещены вопросы воинской обязанности и военной службы.

ЦОР 48 рассказывает о том, что включает в себя воинская обязанность и что в ней самое главное. Заканчивается ЦОР стихотворением «Ты патриот?», призывающим молодежь отдать свой патриотический долг Родине.

ЦОР 49 рассказывает об особенностях воинской обязанности, особый акцент в тексте сделан на условиях выполнения воинской обязанности.

ЦОРы 48 и 49 используются в ходе изучения вопросов урока «Понятие о воинской обязанности и ее определение, содержание и структура» и «Понятие о военной службе и ее особенности» и дополняют текст учебника.

ЦОР 50, в отличие от предыдущих ЦОРов этого урока, содержит в себе иллюстрации. Он включает в себя статьи из ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, касающиеся обеспечения исполнения воинской обязанности, а также отрывки из Положения №333 «О проведении военных сборов и обеспечении воинской обязанности», принятого Постановлением Правительства от 29 мая 2006 г.

В ЦОРе 51 говорится об уголовной ответственности граждан за уклонение от воинской обязанности, об ответственности за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету и приведены примеры судебных разбирательств по этому поводу.

Ученики, которые интересуются военным делом, могут познакомиться с ЦОРом 52. Этот ЦОР содержит множество иллюстраций и рассказывает об армиях различных стран Европы и Азии.

 

 

Урок 9

§ 3.2. Организация воинского учета и его предназначение

 

ЦОР 54. Кем и когда в России введена система воинского учёта?

ЦОР 55. Глава 21. Административные нарушения в области воинского учета из Кодекса РФ об административных правонарушениях

ЦОР 56. Нормативные акты о первичном воинском учете

ЦОР 57. Виды воинского учёта

ЦОР 58. Порядок постановки на воинский учёт граждан Р.Ф.

ЦОР 59. Вопросы к уроку

 

ЦОР 54 – это презентация, из которой ученики могут получить историческую справку о воинском учете в России, начиная с 15-го века. Эта презентация помогает осознать, что воинский учет – составная часть воинской обязанности граждан. ЦОР может быть предложен ученикам для самостоятельного изучения или в качестве дополнительного материала для особо интересующихся историей и воинской службой. Если учитель сочтет нужным, он может демонстрировать этот ЦОР при раскрытии первого вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 55 – текст, в котором содержатся статьи из Главы 21. Административные нарушения в области воинского учета из Кодекса РФ об административных правонарушениях и комментарии к ним. Эта информация может быть полезна, как и любая правовая и юридическая грамотность, для учеников – будущих призывников. ЦОР предлагается и преподавателю для подготовки ко второму вопросу урока, и ученикам, в качестве дополнительного материала.

ЦОР 56 – текст, в котором приведен порядок первоначальной постановки граждан на воинский учет Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, а также комментарии к пунктам этого постановления, в которых очень подробно рассмотрены вопросы первоначального воинского учета. Материалы этого ЦОРа преподаватель может использовать при подготовке ко второму и третьему вопросам урока. Ученики могут использовать этот ЦОР в качестве дополнительного материала

ЦОР 57 – текст, в котором описаны виды воинского учета, а кроме того, особенности воинского учета, документы, необходимые для воинского учета, стимулирование работников, занимающихся воинским учетом, и приведен перечень военно-учетных специальностей. ЦОР предназначен для преподавателя, для использования при подготовке ко второму и четвертому вопросам урока. Однако его можно рекомендовать ученикам в качестве дополнительных материалов.

ЦОР 58 – презентация со звуком, в которой описаны действия по постановке граждан на воинский учет, и обязанность граждан строго соблюдать требования по воинскому учету. ЦОР предназначен для демонстрации во время рассмотрения третьего вопроса урока. Длительность - 0:03:22.

 

 

Урок 10

§ 3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

§ 3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе

 

ЦОР 60. Федеральный закон Р.Ф. «о воинской обязанности и воинской службы»

ЦОР 61. История и традиция воинской службы

ЦОР 62. Роль и место курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

ЦОР 63. Военно-патриотическое воспитание

ЦОР 64. Перечень вопросов во время добровольной подготовки к воинской службе

ЦОР 65. Порядок приёма в Суворовские и Нахимовские училища

ЦОР 66. Роль РОСТО в подготовке молодёжи к службе в ВС РФ

ЦОР 67. Обучение по программе подготовки офицеров запаса военных кафедрах

ЦОР 68. Вопросы к уроку

 

ЦОР 60 – это текстовый документ, в котором приведены три основных положения Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»: воинская обязанность, военная служба и военнослужащие, ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона. Кроме того приведены комментарии к закону. ЦОР предназначен как преподавателю, для подготовки к раскрытию первого вопроса урока, так и учащимся – будущим военнослужащим, для ознакомления с основными понятиями о воинской обязанности и военной службе, структуре и вооружении армии и флота.

ЦОР 61 – это презентация, в которой рассказана история русского войска, начиная с пятнадцатого века, по сей день. ЦОР может быть использован для самостоятельных занятий и в классе, и дома, а так же, как иллюстрация к раскрытию второго вопроса урока.

ЦОР 62 – текст с иллюстрациями, рассказывающий о роли предмета ОБЖ в современной школе, о необходимости преподавания этого предмета, о том, какое оснащение и какие площадки нужны школе для полноценного преподавания этого предмета. О состояние дел с преподаванием ОБЖ на сегодняшний день. ЦОР 62 предназначен и учителю, для подготовки к раскрытию второго вопроса урока, и ученикам, в качестве дополнительного материала.

ЦОР 63 – это презентация, в которой приведены основные пункты ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», в которых говорится о военно-патриотическом воспитании граждан. О том, на кого возлагается ответственность за это, какие льготы получают граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях и на ком лежит финансирование военно-патриотического воспитания. ЦОР предназначен для самостоятельной работы учащихся, а также в качестве иллюстрации к четвертому вопросу урока.

ЦОР 64 – текст, в котором приведены комментарии к статье 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», посвященной добровольной подготовке к воинской службе. ЦОР предназначен преподавателю для подготовки к освещению пятого вопроса урока. ЦОР может быть предложен ученикам в качестве дополнительной информации.

ЦОР 65 – текстовый документ, описывающий условия и порядок приема в Суворовские и Нахимовские училища. Из этого текста ученики узнают, какие документы нужно подавать для поступления, кто имеет льготы при поступлении, кто подает заявление или рапорт о поступлении. И если в классе есть желающие поступать в эти училища, они будут полностью информированы о том, как это сделать. ЦОР предлагается к раскрытию шестого вопроса урока.

ЦОР 66 – презентация, рассказывающая о роли РОСТО в подготовке молодёжи к службе в ВС РФ, о патриотическом воспитании и о достижениях, о задачах, которые стоят перед РОСТО сегодня. ЦОР предназначен как для самостоятельных занятий учеников, так и для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 67 – текстовый документ, который содержит в себе основные моменты статьи 20. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах Федерального Закона «О воинской обязанности и воинской службе» и комментарий к этому закону, в котором разъясняются все вопросы этой статьи. ЦОР предназначен преподавателю для подготовки к седьмому вопросу урока. Учащимся можно предложить этот ЦОР в качестве дополнительного материала.

 

 

Урок 11

§ 3.5. Освидетельствование граждан при первоначальной постановке

на воинский учет

§ 3.6. Организация прохождения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет. Психологическая классификация воинских должностей

 

ЦОР 69. Организация медицинского освидетельствования

ЦОР 70. Определение годности гражданина к воинской службе

ЦОР 71. Сущность профессионально-психологического отбора

ЦОР 72. Понятие о воинских должностях и должностных обязанностях воинской службы

ЦОР 73. Воинские профессии

ЦОР 74. Вопросы к уроку

 

ЦОР 69 – это презентация, в которой описаны порядок и организация медицинского освидетельствования граждан, при первоначальной постановке на воинский учет. В ЦОРе говорится, на кого возложена ответственность за организацию медицинского освидетельствования, представлен состав комиссии. А также рассказано про контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. ЦОР может быть использован в качестве иллюстрации, помогающей раскрыть второй вопрос урока. Его можно предложить и ученикам для самостоятельного изучения и на уроке, с последующим обсуждением и дома.

ЦОР 70 представляет собой текст с иллюстрациями. ЦОР рассказывает о том, когда проводится военно-врачебная экспертиза, кто подвергается этой экспертизе, определены задачи военно-врачебной комиссии, рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к определению годности гражданина к службе в вооруженных силах. Этот ЦОР может быть использован преподавателем при подготовке к уроку, а также предложен учащимся в качестве дополнительного материала.

ЦОР 71 – это текстовый файл, содержащий в себе описание профессионально-психологического отбора, его необходимости, способа организации и проведения. В тексте рассказано также о программно-техническом комплексе профессионального отбора военных специалистов. ЦОР предназначен для освещения четвертого вопроса урока. Им может воспользоваться учитель при подготовке к уроку, и ученикам будет полезно прочитать его, особенно тем, кто собирается идти служить в армию.

ЦОР 72 – это текст с иллюстрациями, в котором дается понятие воинской должности и должностных обязанностей. Рассказывается, в каких случаях военнослужащий может нести службу не на воинских должностях, каким образом осуществляется назначение на воинскую должность и освобождение от нее, когда в Российской армии появились отдельно понятия «должность» и «звание» и чем они отличаются, и о многом другом. ЦОР предназначен к пятому вопросу урока.

ЦОР 73 – это презентация, в которой перечислены основные воинские профессии и характеристики людей этих профессий. Этот ЦОР тоже предназначен для освещения пятого вопроса урока.

 

 

Урок 12

§ 3.7. Увольнение с военной службы

 

ЦОР 75. Определение срока службы и увольнения военнослужащего

ЦОР 76. Порядок увольнения

ЦОР 77. Запас ВС РФ:.

ЦОР 78. Воины запаса, освобожденные от военных сборов

ЦОР 79. Военные сборы

ЦОР 80. Вопросы к уроку

 

ЦОР 75 – это текстовый документ, который содержит отрывки из статьи 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», касающейся срока службы в ВС РФ, к этой статье приведены комментарии, разъясняющие пункты закона. ЦОР предназначен преподавателю для подготовки к первому вопросу урока. ЦОР можно предложить учащимся в качестве дополнительного материала.

ЦОР 75 – презентация, в которой перечислены случаи, когда военнослужащие срочной службы и военнослужащие по контракту подлежат увольнению из ВС РФ, а также, когда военнослужащие по контракту подлежат досрочному увольнению из армии. ЦОР предназначен для самостоятельного просмотра учащимися или для демонстрации в классе преподавателем в качестве иллюстрации для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 77 – презентация, в которой перечислены граждане, которые составляют запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, описаны случаи, когда изменяются основания, по которым гражданин освобождается от призыва на военную службу. ЦОР предназначен для самостоятельного просмотра учащимися или для демонстрации в классе преподавателем в качестве иллюстрации для раскрытия третьего вопроса урока.

ЦОР 78 – текст с иллюстрациями, в котором приведен список воинов запаса, освобожденных от военных сборов. Этот ЦОР может быть рассмотрен учениками самостоятельно при раскрытии четвертого вопроса урока. После ознакомления с ЦОРом можно задать ученикам следующие вопросы: «Могут ли зимой забрать на военные сборы сельского комбайнера?», «Могут ли забрать студента заочника на военные сборы после сдачи экзаменов?», «Могут ли забрать на военные сборы гражданина, который в прошлом году вернулся из армии?».

ЦОР 79 – презентация, рассказывающая об организации военных сборов граждан, пребывающих в запасе. В этом ЦОРе рассказывается о том, какие бывают сборы, какой может быть продолжительность сборов, какой день считается началом и какой день – окончанием сборов. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока, в качестве иллюстрации. А также его можно предложить учащимся для самостоятельных занятий.

 

 

Глава 4. Особенности военной службы

 

Урок 13

§ 4.1. Войны в истории человечества и России

§ 4.2. Военная служба — особый вид государственной службы

 

ЦОР 81. Примеры войн в истории человечества и России

ЦОР 82. Источники конфликтов между государствами

ЦОР 83. Правовая основа военной службы

ЦОР 84. Основное предназначение ВС России

ЦОР 85. В чём выражается  выполнение воинской  обязанности и где она реализуется

ЦОР 86. Воинская служба особый вид государственной службы

ЦОР 87. Законодательно-правовая база о государственной службе

ЦОР 88. Принципы государственной службы Особенности военной службы

ЦОР 89. Состав военнослужащих

ЦОР 90. Вопросы к уроку

 

ЦОР 81 – это слайд-шоу со звуком, рассказывающее о великих войнах прошлого и локальных войнах наших дней. ЦОР предназначен для демонстрации во время урока или самостоятельного просмотра учениками. После просмотра ЦОРа можно задать ученикам следующие вопросы: «Чем отличаются войны 17 века от войн 20-го века?», «Какие войны вам известны, про которых ничего не сказано в ЦОРе?», «Что хорошего приносит людям война?». Длительность - 0:06:06.

ЦОР 82 – текст с иллюстрациями, в котором рассмотрены источники конфликтов между государствами, в том числе особо рассмотрены конфликты пограничные. ЦОР предназначен для преподавателя, для подготовки к раскрытию второго вопроса урока. Его можно предложить и учащимся, для самостоятельных занятий, для подготовки своих творческих работ по причинам войн и других конфликтов.

ЦОР 83 – это текст, содержащий описания законов и других нормативных актов, которые юридически регламентируют военную службу. Особо описаны правоограничительные правовые акты, правовые акты об организации обороны, о прохождении воинской службы в других воинских образованиях, о деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и т.д. ЦОР предназначен преподавателю для подготовки к уроку, ученикам ЦОР может быть предложен в качестве дополнительного материала.

ЦОР 84 – презентация, рассказывающая об основном предназначении вооруженных сил России – обеспечении ее безопасности. В ЦОРе дано определение безопасности, перечислены главные задачи ВС. ЦОР предназначен для самостоятельной работы учащихся. Его можно демонстрировать во время урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 85 – презентация, отвечающая на вопрос, в чем выражается выполнение воинской обязанности и где она реализуется. Презентация разбита на две части: прохождение военной службы и исполнение обязанностей военной службы. ЦОР предназначен для самостоятельной работы учащихся. Его можно демонстрировать во время урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 86 – презентация, в которой перечисляется, в каких службах и органах можно проходить воинскую службу, которая является особым видом государственной службы. ЦОР предназначен для демонстрации во время урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 87 – текст, раскрывающий исторический опыт и текущее положение законодательно-правовой базы государственной службы. В нем определены такие понятия, как: государственная служба, государственная должность государственный служащий, государство, государственный орган. Раскрыта основанная цель и содержание государственной службы. ЦОР предназначен преподавателю, для подготовки к раскрытию третьего вопроса урока. Но он может быть рекомендован и учащимся в качестве дополнительного чтения.

ЦОР 88 – текст с иллюстрациями, в котором указано, где осуществляется государственная служба, какими законодательными и правовыми актами регламентируется, на какие группы подразделяется. Большое внимание в ЦОРе уделено принципам государственной службы. Кроме того указано, в чем особенности военной службы. ЦОР предназначен преподавателю, для подготовки к раскрытию третьего вопроса урока. Но он может быть рекомендован и учащимся в качестве дополнительного чтения.

ЦОР 89 – схема, в которой приведен состав военнослужащих. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия пятого вопроса в качестве иллюстрации.

 

 

Урок 14

§ 4.4. Организация обороны Российской Федерации

§ 4.5. Социальная защита военнослужащих

 

ЦОР 91. Нормативно правовая база по организации обороны РФ

ЦОР 92. Организация обороны РФ

ЦОР 93. Права и обязанности граждан РФ в области обороны

ЦОР 94. Гражданская оборона во время военных действий

ЦОР 95. Система социальной защиты военнослужащих в России

ЦОР 96. Вопросы к уроку

 

ЦОР 91 – текстовый документ, раскрывающий вопрос нормативно правовой базы по организации обороны РФ, в него включены отрывки из Федеральных законов «Об обороне» и «О гражданской обороне», в которых описаны основные понятия обороны и гражданской обороны и их основные задачи. ЦОР предназначен преподавателю для подготовки к первому вопросу урока. ЦОР может быть предложен ученикам в качестве дополнительного материала.

ЦОР 92 – презентация, в которой приведены основные мероприятия по организации обороны РФ. ЦОР предназначен ученикам для самостоятельных занятий, а также для демонстрации при раскрытии второго вопроса в качестве иллюстрации.

ЦОР 93 – презентация, иллюстрирующая статью 9 Федерального закона «Об обороне», которая посвящена правам и обязанностям граждан РФ в области обороны. ЦОР предназначен и для самостоятельных занятий, и для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 94 – презентация, перечисляющая действия, к которым должна быть готова в военное время гражданская оборона, как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны в соответствии с «Основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденными Президентом Российской Федерации 5 января 2004 года. ЦОР предназначен и для самостоятельных занятий, и для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 95 – презентация, описывающая льготы, гарантии и компенсации, предоставленные военнослужащим по закону. Здесь говориться и о денежном довольствии военнослужащих. ЦОР предназначен и для самостоятельных занятий, и для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока в качестве иллюстрации.

 

 

 

Урок 15

§ 4.6. Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих

и членов их семей

 

ЦОР 97. Правовые основы статуса военнослужащих

ЦОР 98. Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

ЦОР 99. Вопросы к уроку

 

ЦОР 97 – текстовый документ, в котором описаны правовые основы статуса военнослужащих и приведены некоторые гарантии, данные военнослужащим по различным Федеральным законам и другим правовым актам. ЦОР предназначен преподавателю для подготовки к уроку. Его можно также рекомендовать ученикам в качестве дополнительного материала.

ЦОР 97 – текстовый документ, посвященный Федеральному закону «О статусе военнослужащих». В нем кратко описаны основные положения закона, приведены комментарии к некоторым из статей. ЦОР предназначен преподавателю для подготовки к уроку. Его можно также рекомендовать ученикам в качестве дополнительного материала.

 

 

Урок 16

§ 4.7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воинской жизни

 

ЦОР 100. Труд немецко-датского капитана Якоби фон Вальхаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей»

ЦОР 101. Воинский артикул Петра I

ЦОР 102. Морской устав 1720 г.

ЦОР 103. Книжка красноармейца

ЦОР 104. Уставы ВС РФ

ЦОР 105. Вопросы к уроку

 

ЦОР 100 – текстовый документ, представляющий один из первых уставов, с помощью которых проводилось обучение ратных людей иноземному строю. В ЦОРе рассказано об издании устава «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» и приведено его оглавление и одно из упражнений. ЦОР предназначен преподавателю, для подготовки к уроку и ученикам для ознакомления с историческим памятником.

ЦОР 101 – текстовый документ, в котором описан крупнейший правовой памятник России – Воинский артикул Петра I. В ЦОРе приведены отрывки из этого документа. ЦОР предназначен для творческих работ учащихся и дл подготовки к уроку преподавателя. Можно ученикам задать подготовку доклада по сравнению военных законов времен Петра и сегодняшних.

ЦОР 102 – включает в себя описание «Морского устава 1720 г.» и отрывки из него. Эти материалы могут быть использованы учителем при подготовке к уроку, можно задать их ученикам на дом на предыдущем уроке, а на этом обсудить эти материалы, сравнить их с современными уставами

ЦОР 103 – это текстовый документ, включающий в себя изображение Книжки красноармейца, которую обязан был иметь при себе каждый боец Красной армии. В ЦОРе приведен приказ Сталина, касающийся этой книжки. ЦОР предназначен для самостоятельной работы учащихся и для подготовки к уроку преподавателя.

ЦОР 104 – это текст с иллюстрациями, в котором рассмотрены Уставы: Внутренней Службы, Дисциплинарный Устав, Строевой Устав, Устав Гарнизонной и караульной Служб Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Корабельный Устав Военно-морского флота РФ. ЦОР может быть использован для раскрытия вопросов 3 и 4 данного урока.

 

 

Урок 17

§ 4.8. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России

§ 4.9. Прохождение военной службы по призыву

§ 4.10. Организация призыва на военную службу

 

ЦОР 106. История создания военной присяги

ЦОР 107. Текст воинской присяги, утвержденный Ф.З. «О воинской обязанности и военной службе

ЦОР 108. Порядок призыва определённый ФЗ. РФ «О воинской обязанности и военной службе»

ЦОР 109. Новые правила военного призыва

ЦОР 110. Организация призыва

ЦОР 111. Работа военного комиссариата по призыву

ЦОР 112. Вопросы к уроку

 

ЦОР 106 – Это презентация, которая охватывая огромный временной период от 9 века до 21 века, рассказывает о принятии присяги русскими воинами и о значении этого ритуала для воина. ЦОР предназначен для самостоятельных занятий учащихся и для демонстрации во время урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 107 – текстовый документ, содержащий текст воинской присяги, утвержденный ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Текст предложен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 108 – текстовый документ, включающий в себя статью 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и отрывки из Положения о призыве на военную службу граждан РФ. ЦОР предназначен для подготовки к раскрытию третьего вопроса урока.

ЦОР 109 – текстовый документ, рассказывающий о новых правилах военного призыва, введенных с 11 ноября 2006 года, об основных изменениях по сравнению с бывшим положением о призыве. ЦОР предназначен для раскрытия третьего вопроса урока.

ЦОР 110 – текстовый документ, рассказывающий об организации призыва на военную службу граждан РФ. Приведен пример мероприятий по организации призыва в Самарской области. ЦОР предназначен для раскрытия четвертого вопроса урока.

ЦОР 111 – презентация, описывающая работу военного комиссара и военного комиссариата во время организации призыва на военную службу граждан РФ. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока.

 

 

Урок 18

§ 4.11. Ответственность граждан по вопросам призыва

§ 4.12. Размещение военнослужащих, распределение времени и

повседневный порядок жизни воинской части

 

ЦОР 113. Уголовный кодекс РФ (статья №328) «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы»

ЦОР 114. Комментарии к закону о воинской обязанности и воинской службе (ст. 31)

ЦОР 115. Размещение военнослужащих в казармах

ЦОР 116. Распорядок дня воинской части

ЦОР 117. Регламент служебного времени

ЦОР 118. Вопросы к уроку

 

ЦОР 113 – текстовый документ, включающий в себя формулировку статьи № 328 Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы УК РФ и комментарий к ней. Ученики, ознакомившись с ЦОРом должны понять, что в случае неявки гражданина без уважительных причин он привлекается к уголовной ответственности.

ЦОР 114 также предлагается к первому вопросу. В этом ЦОРе можно познакомиться с комментариями к Статье № 31 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», которая посвящена обязанностям граждан подлежащих призыву на военную службу. Эти комментарии будут очень полезны юношам – будущим призывникам. По усмотрению учителя, документ может быть рассмотрен на уроке, а может быть предложен ученикам в качестве дополнительного материала для самостоятельного изучения.

ЦОР 115 – слайд-шоу со звуком, рассказывающее о размещении военнослужащих в казармах, о том, какие помещения должны быть в казарме и как они должны содержаться. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. Длительность - 0:03:15.

ЦОР 116 – слайд-шоу со звуком рассказывающее о распорядке дня в воинской части. ЦОР разделен на три части: общий распорядок, распорядок учебных занятий и распорядок приема пищи. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока. Длительность - 0:04:46.

ЦОР 117 – текст с иллюстрациями, рассказывающий о регламенте служебного времени военнослужащих, в том числе и служащих по контракту. ЦОР предназначен для раскрытия пятого вопроса урока.