Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

11 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.,

под редакцией первого заместителя министра МЧС России

Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2005-366 с. ил.

 

Этап 2 (3 – 4 четверти)

 

Москва

2007 г.

 

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2005-366 с. ил.

Почти все представленные ЦОРы предназначены как для преподавателей, так и для обучающихся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

 

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эту презентацию можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и схемы.

Изображение в формате Graphics Interchange Format– . gif.

Слайд-шоу в формате Audio Video Interleave – avi.

 

 

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, со звуком. Такие презентации представлены в формате Flash или в виде видеофайла и управляются с помощью соответствующих плееров. В обоих форматах демонстрацию можно останавливать, а затем продолжать с места останова. В презентациях, представленных в видеоформате можно осуществлять произвольную навигацию при помощи движка. Однако мы рекомендуем прослушивать их с начала и до конца.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Практикум – презентация, в которой показана последовательность действий, для какой-то определенной цели. Работая с таким ЦОРом, ученики получают знания что, и в какой именно последовательности следует делать в определенной ситуации. Например, как правильно оказать первую медицинскую помощь, как правильно надеть противогаз и т.д.

Воспитание примером – ЦОРы этого типа рассказывают о ком-либо или чем-либо достойном подражания. О знаменитых людях, совершивших полезные для человечества деяния.

Примеры из истории – тексты или презентации, приводящие примеры из истории, описание важных событий, которые имеют отношение к воинским победам и подвигам. Такие ЦОРы воспитывают чувство патриотизма и гордости за свой народ, чувство долга перед Родиной.

Иллюстрированная схема – презентация, в которой приведена схема (иногда, разбитая на несколько частей) и иллюстрации к ней. Схема может быть представлена также в формате Word.

Иллюстрированный текст – материал к уроку в формате MS Word, включающий в себя иллюстрации.

Текст – материал к уроку в формате MS Word.

ЦОРы типа Текст и Иллюстрированный текст в основном включают в себя тексты законов и других юридических нормативных актов и комментарии к ним, описание федеральных программ, биографии исторических личностей, описание подвигов и исторического опыта, статьи о настоящем положении в Российской армии. Тексты включают в себя большой объем материала, из которого каждый пользователь (преподаватель или ученик) может выбрать нужную ему часть, скомпоновать из имеющегося текста (текстов) новый документ для своих целей. Тексты предназначены для преподавателя, в качестве материала, необходимого для подготовки к уроку, составления конспектов урока. Кроме того, эти тексты можно предложить учащимся для их творческих занятий: подготовки рефератов, докладов и других самостоятельных работ. В случае необходимости тексты могут быть распечатаны в качестве раздаточного материала. Изображения, вложенные в тексты, могут быть использованы для иллюстрации рассказа учителя и для творческих работ учащихся.

Вопросы для контроля – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольных работ, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

 

 

Поурочное распределение ЦОРов

 

 

Этап № 2 (3 – 4 четверть)

17 уроков, параграфы № 4.13 - № 5.8 (Раздел II)

 

 

Раздел II. Основы военной службы

 

Глава 4. Особенности военной службы

 

Урок 19

§ 4.13. Воинские звания военнослужащих ВС Российской Федерации

§ 4.14. Военная форма одежды

 

План урока:

 

1.     Воинские звания и составы военнослужащих.

2.     История появления воинских званий.

3.     Порядок присвоения воинских званий.

4.     Военная форма одежды. Виды воинской формы одежды.

5.     Знаки различия Элементы военной формы – государственные награды и нагрудные знаки (отличника, классного специалиста и др.)

6.     Порядок выдачи военной формы одежды призванным на военную службу

 

ЦОР 119. Воинские звания и взаимоотношения по ним

ЦОР 120. Табель о рангах Петра I

ЦОР 121. Воинские звания по старшинству

ЦОР 122. Парадная форма для разного рода войск

ЦОР 123. Полевая форма для разного рода войск

ЦОР 124. Повседневная форма для разного рода войск

ЦОР 125. Специальная форма одежды

ЦОР 126. Погоны, эмблемы и знаки различия

ЦОР 127. Государственные награды и нагрудные знаки

ЦОР 128. Вопросы к уроку

ЦОР 119 – текстовый документ, включающий в себя информацию о воинских званиях по их старшинству и о взаимоотношениях между ними. Здесь дано определение приказа, рассмотрены пункты:

·        приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения;

·        воинское приветствие;

·        порядок представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки);

·        о воинской вежливости и поведении военнослужащих.

ЦОР 120 – это текстовый документ, в котором дается описание утвержденного Петром I 24.01.1722 Табеля о рангах - Закона о порядке государственной службы в Российской империи. В ЦОРе описана роль этого документа в реформировании армии. К тому же в ЦОРе приведен сокращенный вариант Табеля о рангах, причем без изменения орфографии. В ЦОРе приведены иллюстрации, которые могут быть продемонстрированы во время урока. Информация из ЦОРа рекомендуется для раскрытия второго вопроса урока, в качестве дополнительного материала. Можно поручить одному из учеников подготовить доклад на тему «Военная реформа Петра I» с использованием этого материала.

ЦОР 121 – это озвученная презентация, описывающая состав военнослужащих и воинские звания по Федеральному Закону «О воинской обязанности и воинской службе» и порядок присвоения воинских званий. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. Длительность – 0:10:24.

ЦОР 122 – это презентация, в которой представлены образцы летних и зимних парадных форм для строя и вне строя для различных родов войск. ЦОР используется в качестве иллюстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока.

ЦОР 123- это презентация, в которой рассказывается о полевой форме для различных родов войск, включая и особенности полевой формы в военное время. ЦОР может быть использован учениками для самостоятельных занятий и для демонстрации во время урока в качестве иллюстрации. ЦОР демонстрируется при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 124 - это презентация, в которой рассказывается о повседневной форме для различных родов войск. Здесь проводится сравнение с военной формой Советской Армии, особое внимание уделено и обуви. ЦОР может быть использован учениками для самостоятельных занятий и для демонстрации во время урока в качестве иллюстрации. ЦОР демонстрируется при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 125 - - еще один ЦОР, рассказывающий о форме. На этот раз рассказывается о специальной форме, которую военнослужащие носят при выполнении различных работ в лабораториях, при работе с техникой, при занятиях спортом. ЦОР может быть использован учениками для самостоятельных занятий и для демонстрации во время урока в качестве иллюстрации. ЦОР демонстрируется при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 126 – презентация, рассказывающая об изменениях, которые произошли в расцветке, размерах погон, эмблемах и знаках различия, в армии РФ по сравнению с армией СССР. Также показаны новые погоны, эмблемы и знаки различия. ЦОР демонстрируется в качестве иллюстрации во время раскрытия пятого вопроса урока. ЦОР может быть использован учениками для самостоятельных занятий.

ЦОР 127 – презентация, в которой рассказывается об Указе Президента № 442 от 2 марта 1994 года «О государственных наградах РФ», регламентирующем награждение новыми государственными наградами. А также о том, какие преобразования претерпели государственные и ведомственные нагрудные знаки после распада СССР. ЦОР демонстрируется в качестве иллюстрации во время раскрытия пятого вопроса урока. ЦОР может быть использован учениками для самостоятельных занятий.

ЦОР 128 содержит в себе вопросы к пройденному параграфу. Последний ЦОР каждого урока принадлежит этому типу, поэтому в дальнейшем мы не будем их описывать, чтобы не повторяться.

 

 

Урок 20

§ 4.15. Прохождение военной службы по контракту

(Часть 1)

 

План урока:

 

1.     Зачем нужна профессиональная армия.

2.     Причины, по которым граждане поступают на военную службу по контракту.

3.     Категории граждан, имеющие право заключить контракт о прохождении военной службы и требования, предъявляемые к ним.

 

ЦОР 129. Преимущества и недостатки армии на контрактной основе

ЦОР 130. Служба по контракту. Плюсы и минусы

ЦОР 131. Федеральная целевая программа перехода к комплектованию армии по контракту

ЦОР 132. Условия отбора в 76 гвардейскую воздушно-десантную дивизию

ЦОР 133. Порядок подачи документов для поступления на военную службу по контракту

ЦОР 134. Вопросы к уроку

 

ЦОР 129 – это текстовый документ, в котором отражается мнение общественности об армии на контрактной основе. У такой армии есть много противников, которые сравнивают службу в армии по контракту с работой на гражданке. Они не считают контрактную армию способной охранять и защитить нашу Родину от возможного нападения. С другой стороны, служащие по контракту получают много льгот, которые увеличиваются в зависимости от срока службы. ЦОР 129 предназначен для подготовки к первому вопросу урока.

ЦОР 130 – текстовый документ, рассматривающий положительные и отрицательные стороны службы на контрактной основе для самих контрактников. ЦОР может быть использован преподавателем при подготовке к уроку, а также рекомендован ученикам для их творческих работ. Одному из учеников можно поручить подготовить доклад на эту тему с использованием ЦОРа 130. ЦОР касается темы второго вопроса урока.

ЦОР 131 – текстовый документ, в котором раскрываются цели и задачи Федеральной целевая программа перехода к комплектованию армии по контракту. В том числе формирование качественно нового сержантского корпуса, повышение боеспособности войск, исключение текучести кадров и др. Рассмотрены также вопросы привлечения молодых людей на службы по контракту. ЦОР предназначен для подготовки к уроку.

ЦОР 132 – текстовый документ, рассказывающий об истории 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии, а также об условиях отбора для поступления в эту дивизию. ЦОР предназначен для подготовки к раскрытию третьего вопроса урока.

ЦОР 133 - текстовый документ, в котором рассказано о том, какие документы необходимо подготовить для подачи заявления для поступления на военную службу по контракту. О том, как среди подавших заявление отбираются кандидаты и как направляются в соответствующие части на службу. ЦОР может быть использован преподавателем при подготовке к раскрытию третьего вопроса урока.

 

 

Урок 21

§ 4.15. Прохождение военной службы по контракту

(Часть 2)

 

План урока:

 

1.     Основные условия прохождения военной службы по контракту.

2.     Сроки военной службы по контракту. Порядок прохождения военной службы по контракту. Назначение на воинские должности.

3.     Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

 

ЦОР 135. Невозможность заключения контракта

ЦОР 136. Порядок прохождения военной службы по контракту

ЦОР 137. Права и льготы контрактников

ЦОР 138. Вопросы к уроку

 

ЦОР 135 – текстовый документ, в котором более детально, чем в учебнике, раскрыты основания для отказа в заключении контракта на прохождение воинской службы. ЦОР предназначен для подготовки преподавателя к раскрытию первого вопроса урока.

ЦОР 136 – текстовый документ, в котором дается информация о порядке прохождения военной службы по контракту в дополнение к материалам учебника. Он включает в себя информацию о порядке заключения контракта, требованиях к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, а также условия контракта о прохождении военной службы. ЦОР рекомендуется использовать при подготовке к раскрытию второго вопроса урока.

ЦОР 137 – текстовый документ, включающий в себя информацию о льготах, которые представляются военнослужащим на контрактной основе, которая дополняет материалы учебника. ЦОР предназначен для подготовки к раскрытию третьего вопроса урока.

 

 

Урок 22

§ 4.15. Прохождение военной службы по контракту

(Часть 3. Альтернативная гражданская служба)

 

План урока:

 

1.     Что такое «альтернативная гражданская служба». Юридические основы.

2.     Отношение религии к воинской службе.

3.     Прохождение альтернативной гражданской службы.

 

ЦОР 139. ФЗ «О прохождении альтернативной гражданской службы»

ЦОР 140. Что такое «альтернативная гражданская служба»

ЦОР 141. Образы Александра Невского и Дмитрия Донского в иконописи

ЦОР 142. Прохождение альтернативной гражданской службы

ЦОР 143. Вопросы к уроку

 

ЦОР 139 – Текстовый документ, который включает в себя описание основных статей Федерального закона «О прохождении альтернативной гражданской службы» и комментарии к ним. Проанализированы некоторые противоречия между этим законом и Трудовым кодексом. ЦОР предназначен для подготовки к раскрытию первого вопроса урока.

ЦОР 140 – текстовый документ, в котором дается определение альтернативной гражданской службы (АГС), а также рассказывается, кто из граждан призывного возраста может заменить военную службу на АГС, а кто не направляется на АГС согласно различным законодательным актам. И это ЦОР предназначен для использования во время подготовки к первому вопросу урока.

ЦОР 140 – текст с иллюстрациями, рассказывающий о двух великих русских князьях-воинах, которых церковь возвела в сонм святых, о том, что русская православная церковь канонизировала великих полководцев Александра Невского и Дмитрия Донского за их ратные подвиги. Оба князя изображены на иконах. В ЦОРе рассказывается об эволюции образа Св. Александра Невского в русской церковной живописи и о его роли в поддержке русского патриотического духа в трудные моменты истории народа. ЦОР может быть использован преподавателем для подготовки ко второму вопросу урока. Но мы рекомендуем поручить двум ученикам подготовить с использованием этого материала для доклада об Александре Невском и Дмитрии Донском в контексте отношения Русской Православной Церкви к воинской службе.

ЦОР 141 – текстовый документ, подробно описывающий регламент прохождения альтернативной гражданской службы на законодательной основе. Здесь рассмотрены такие вопросы, как: статус и права граждан, проходящих АГС, условия и оплата труда, отпуск, социальное страхование и пенсионное обеспечение. А также обязанности и ответственность граждан, проходящих АГС. Преподаватель может объяснить ученикам, что, на самом деле, альтернативная служба ничем не легче военной службы, а в некоторых случаях даже гораздо тяжелее. Поэтому, если у кого-то нет веских причин для выбора АГС, то лучше идти в армию.

 

 

Урок 23

§ 4.16. Прохождение службы военнослужащими-женщинами

 

План урока:

 

1.     Женщины и война. Женщины-воины.

2.     Женщины в современной русской армии.

3.     Поступление на службу женщин по контракту.

 

ЦОР 144. Примеры службы в Вооруженных Силах женщин – в войсках и в тылу

ЦОР 145. Портрет кавалерист-девицы Надежды Андреевны Дуровой

ЦОР 146. Валентина Терешкова – первая женщина космонавт. Биография

ЦОР 147. Порядок приема женщин на воинскую службу по контракту

ЦОР 148. Вопросы к уроку

 

ЦОР 144 – презентация, рассказывающая о женщинах из Внутренних Войск, которые проявили героизм в различных ситуациях и в войсках, и в тылу. В презентации используются старые фотографии, переносящие нас в довоенное время.. Также рассказывается и о наших современницах, которые с честью несут ратную службу. ЦОР используется при раскрытии первого вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 145 – изображение в формате gif, в котором представлен портрет Надежды Андреевны Дуровой, первой в России женщины-офицера, написанный художником В.И. Куделькиным. ЦОР предложен для демонстрации при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 146 – слайд-шоу, рассказывающее о первой женщине-космонавте, Валентине Терешковой. Жизнь этой обычной девочки из крестьянской семьи может послужить примером для молодежи. Сегодня полеты в космос стали уже обычным делом. Поэтому, для молодежи будет не лишним знать о тех героях, которые стояли у истоков космонавтики. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии второго вопроса урока. Длительность – 0:07:54.

ЦОР 147 – текстовый документ, в котором рассказано о поступлении женщин на воинскую службу, об условиях приема и службы. ЦОР предназначен для раскрытия третьего вопроса.

 

 

Урок 24

§ 4.17. Права и ответственность военнослужащих

 

План урока:

 

1.     Обязанности военнослужащих.

2.     Юридическая ответственность военнослужащих.

3.     Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

4.     Административная ответственность военнослужащих.

 

ЦОР 149. Обязанности военнослужащих

ЦОР 150. Юридическая ответственность военнослужащих и ее виды

ЦОР 151. Дисциплинарный устав ВС РФ (отрывки)

ЦОР 152. Кодекс об административных нарушениях (отрывки)

ЦОР 153. Вопросы к уроку

 

ЦОР 149 – схема, на которой представлены три группы обязанностей военнослужащих. ЦОР предназначен для демонстрации в качестве иллюстрации во время раскрытия первого вопроса урока.

Для раскрытия второго вопроса в дополнение к материалу учебника рекомендуется ЦОР 150, в котором описываются разница и общие черты между юридической ответственностью военнослужащих и гражданских лиц. А также рассматриваются различные виды юридической ответственности военнослужащих. Ученики должны вспомнить из пройденного, что такое преступление и состав преступления.

ЦОР 151 – текстовый документ, в котором приведены отрывки из Дисциплинарного устава ВС РФ, касающиеся воинской дисциплины, обязанностей командира, поощрений и взысканий. ЦОР предлагается, в дополнение к материалу учебника, при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 152 – текстовый документ, включающий в себя отрывки из Кодекса об административных нарушениях. В ЦОРе рассказано об административных наказаниях должностных лиц, в том числе и лиц, выполняющих функции власти в Вооруженных силах РФ и в других воинских формированиях. ЦОР используется при подготовке к  раскрытию четвертого вопроса урока, в дополнение к материалу учебника.

 

 

Урок 25

 

§ 4.17. Права и ответственность военнослужащих

(продолжение)

 

План урока:

 

1.     Материальная ответственность военнослужащих.

2.     Гражданско-правовая ответственность военнослужащих: уголовная и против военной службы.

 

ЦОР 154. Комментарий к ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (отрывки)

ЦОР 155. Особенности гражданско-правовой ответственности военнослужащих

ЦОР 156. Классификация уголовной ответственности военнослужащих

ЦОР 157. Классификация преступлений против военной службы

ЦОР 158. Вопросы к уроку

 

ЦОР 154 – текстовый документ, включающий в себя комментарий к статьям № 4 и № 5 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих, а также некоторые статьи из самого закона. ЦОР рекомендуется для использования при подготовке к раскрытию первого вопроса, в дополнение к материалам учебника.

ЦОР 155 – текстовый документ, в котором приводятся пункты из Статья 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о гражданско-правовой и уголовной ответственности военнослужащих. После чего объясняются особенности этой ответственности для военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами. ЦОР рекомендуется для использования при подготовке к раскрытию второго вопроса, в дополнение к материалам учебника. Ученикам можно дать задание, придумать или найти из прессы или других источников, примеры поступков, при совершении которого гражданское лицо и военнослужащий несут различную ответственность.

ЦОР 15б - Схема, на которой представлена классификация общегражданской уголовной ответственности военнослужащих. ЦОР используется в качестве иллюстрации ко второму вопросу урока.

ЦОР 157 – Схема, на которой представлена классификация преступлений  военнослужащих после военной службы. Это вторая иллюстрация для демонстрации при раскрытии второго вопроса урока.

 

 

Глава 5. Военнослужащий защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина вооруженных сил России

 

Урок 26

§ 5.1. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

 

План урока:

 

1.     Духовные качества российских воинов.

2.     Подвиги русских воинов.

3.     Память о героях.

4.     Береги честь смолоду.

 

ЦОР 159. Высказывания великих полководцев о боевом духе, мужестве и доблести воинов

ЦОР 160. Герои войны 1812 года

ЦОР 161. Подвиги героев Великой Отечественной войны

ЦОР 162. Памятники боевой славы

ЦОР 163. Дети - герои Великой Отечественной войны

ЦОР 164. Вопросы к уроку

 

ЦОР 159 – текстовый документ, включающий в себя высказывания Суворова, Наполеона и Цезаря о качествах воина, победе, военном искусстве. В этом ЦОРе показаны портреты полководцев, чьи высказывания приводятся. ЦОР рекомендуется для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 160 - текстовый документ, рассказывающий о героях войны 1812 года: Р. Багратионе, Д. Давыдове, И. Дорохове и В. Мадатове. Текст иллюстрирован портретами героев.

ЦОР 161 - текстовый документ, рассказывающий о героях Великой Отечественной войны: С. Черепанове, А. Черкасове, М. Бабикове, А. Шевелеве и И. Гаврилове. Текст иллюстрирован портретами героев.

ЦОРы 160 и 161 рекомендуются для самостоятельного ознакомления учащимися и для использования преподавателем во время подготовки к раскрытию второго вопроса урока. Данные ЦОРы могут быть заданы на дом и затем обсуждены на уроке. ЦОРы о героях воспитывают в учащихся чувство патриотизма, понимание необходимости защищать ее в трудную минуту, и понимание того, что необходимо готовить себя к этому.

ЦОР 162 – презентация, рассказывающая о памятниках. В ней дается определение памятника, перечислены некоторые виды памятников и дано описание Памятников боевой славы. Приведено большое количество примеров Памятников боевой славы. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии третьего вопроса урока, в качестве иллюстрации. ЦОР воспитывает уважение к своей истории, традициям и гордость за ратные победы.

ЦОР 163 - текстовый документ, рассказывающий о детях-героях Великой Отечественной войны:. Марате Казее, Лене Голикове, Воле Котике, Зине Портновой, Косте Кравчуке, Васе Коробко и Наде Богдановой. В ЦОРе рассказывается о подвигах детей, и приводятся их портреты. Рекомендуется ознакомление с данным ЦОРом поручить учащимся на дом, а в классе обсудить его при раскрытии четвертого вопроса урока. Поставить перед учениками вопросы о том, как они относятся к участию детей в военных действиях, как бы они поступили, попав в зону оккупации, стали бы они бороться против врага, каким образом.

 

 

Урок 27

§ 5.2. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Виды воинской деятельности

 

План урока:

 

1.     История воинской выучки в Российской Армии.

2.     Боевая подготовка современного воина-специалиста.

3.     Военная служба и ее составляющие.

 

ЦОР 165. Опыт обучения солдат навыкам военной службы в истории Российской Армии

ЦОР 166. Знания, необходимые для подготовки современного воина-специалиста

ЦОР 167. Боевое дежурство

ЦОР 168. Огневая подготовка

ЦОР 169. Строевая подготовка

ЦОР 170. Тактическая подготовка

ЦОР 171. Вопросы к уроку

 

ЦОР 165 – текстовый документ, состоящий из двух частей. Первая часть посвящена задачам создания высококвалифицированной армии на настоящем этапе, а вторая рассказывает о том, как великие полководцы относились к обучению солдат, и как к этому относились в России с древних времен. ЦОР предназначен для подготовки к раскрытии. Первого вопроса урока.

ЦОР 166 – текстовый документ, в котором рассмотрены проблемы, мешающие должной подготовке современного воина-специалиста. Так как, воинов воспитывают из призывников, то именно они, в первую очередь, должны быть подготовлены к воинской службе. ЦОР предназначен для подготовки ко второму вопросу урока.

ЦОР 167 – презентация, в которой подробно описаны: боевое дежурство, его организаторы, мероприятия по подготовке к боевому дежурству, наступление на дежурство и многое другое. ЦОР рекомендуется демонстрировать во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстрации и для самостоятельного ознакомления с материалом учениками.

ЦОР 168 – презентация, рассказывающая об огневой подготовке, ее основных целях и задачах. А также о том, из каких разделов она состоит.

ЦОР 169 – презентация, рассказывающая о строевой подготовке, о том, как она проводится и на что именно нужно обращать внимание солдат при строевой подготовке.

ЦОР 170 – презентация о тактической подготовке, о том, чем тактическая подготовка отличается от других  упражнений, о целях и задачах тактической подготовки.

ЦОРы 167 - 170 рекомендуется демонстрировать во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстраций и для самостоятельного ознакомления с материалом учениками.

 

 

Урок 28

§ 5.3. Требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника

 

План урока:

 

1.     Требования к морально-психологической готовности граждан к защите Родины.

2.     Поведение воина в бою.

3.     Важнейшие факторы морально-психологического свойства, определяющие поведение солдата в бою.

 

ЦОР 172. Требования к воину в современной войне

ЦОР 173. Психологическая готовность воина к бою

ЦОР 174. Правила поведения воина в боевых условиях

ЦОР 175. Умение преодолеть страх

ЦОР 176. Как бороться с переутомлением

ЦОР 177. Вопросы к уроку

 

ЦОР 172 – текстовый документ с иллюстрациями, рассказывающий о том, что для участия в современном бою недостаточно быть физически натренированным, хорошо разбираться в технике, в тактике и стратегии. Очень важным фактором является выработка устойчивости у личного состава к моральным перегрузкам современной войны. ЦОР предназначен для подготовки к первому вопросу урока.

ЦОР 173 – Текстовый документ о психологической подготовке воина, о воспитании в нем психологической готовности к бою. В ЦОРе приведены основные аспекты психологической подготовки перед боем. А также примеры случаев, в которых воины проявляли высокий уровень состояния психологической готовности к бою, или наоборот, не были готовы и к чему это привело.

ЦОР 174 – Текстовый документ, в котором рассмотрено поведение воинов в бою, и основные факторы морально-психологического и психического свойства, определяющие поведение солдата в бою: степень душевного и физического переутомления; воздействие стресса; наличие чувства страха; боевой настрой.

ЦОРы 173 и 174 рекомендуется использовать для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 175 – текстовый документ, в котором дается определение страха и рассказывается о том, как нужно воспитать в солдатах умение побеждать свой страх во время боя. Большая часть документа посвящена гениальному полководцу – Суворову и его учению о боевом состоянии солдат. Приведены его крылатые высказывания, а также свидетельства современников о Суворове. Этот ЦОР можно использовать не только для подготовки к третьему вопросу урока, но и предложить учащимся для самостоятельного ознакомления, Затем ученики могут написать сочинение на тему: «Какие высказывания Суворова стали крылатыми выражениями», в котором они должны привести эти выражения и объяснить, как они их понимают».

ЦОР 176 – текстовый документ, в котором рассказывается, от чего бывает переутомление, стадии переутомления, и главное, как бороться с переутомлением. Эти способы могут быть полезны не только для воинов, но и в повседневной жизни. ЦОР предназначен для раскрытия третьего вопроса урока.

 

 

Урок 29

§ 5.3. Требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника

(продолжение)

 

План урока:

 

1.     Формирование психологической готовности к бою

 

ЦОР 178. Аутотренинг – умение владеть собой

ЦОР 179. Приемы, повышающие активность человека

ЦОР 180. Приемы для снятия нервного напряжения

ЦОР 181. Вопросы к уроку

 

ЦОР 178 – Текстовый документ, в котором даются советы по проведению аутотренинга и приведен ряд команд для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, не допустить нервного срыва в экстремальной ситуации.

ЦОР 179 – Презентация, в которой рассказывается о том, какие факторы влияют на психологическое и физическое состояние воина, а также о том, каким образом можно повысить активность воина и подготовить его к бою.

ЦОР 180 – Презентация, в, которой даются практические методы психологической саморегуляции, такие, как самоубеждение, самовнушение, управление воображением, управление вниманием, управление дыханием и мышечным тонусом. Некоторые из них можно проделать на уроке, в качестве физической паузы.

 

 

Урок 30

§ 5.4. Взаимоотношения в воинском коллективе

 

План урока:

 

1.     Армейская дружба – уважение, взаимопонимание, взаимовыручка.

2.     Где же вы теперь, друзья – однополчане?.. Примеры воинской дружбы.

 

ЦОР 182. Узы армейской дружбы и войскового товарищества

ЦОР 183. Примеры воинской дружбы

ЦОР 184. Дедовщина в Российской армии

ЦОР 185. Вопросы к уроку

 

ЦОР 182 – текстовый документ, в котором прослеживается понимание войскового товарищества и армейской дружбы, начиная с Российской армии до революции и до сегодняшних дней. Особое внимание уделено понятию «честь» и офицерскому корпусу. ЦОР рекомендуется для подготовки к раскрытию первого вопроса урока.

ЦОР 183 – отрывки из книги А. И. Покрышкина «Крылья истребителя», в которых приведены примеры героизма, проявленного советскими летчиками во имя дружбы и победы в боях с фашистскими оккупантами. Это ЦОР может быть предложен учащимся для самостоятельного чтения и обсужден на уроке. Учитель может спросить после обсуждения, как ученики понимают дружбу, есть ли у них друг, ради которого они могли бы рисковать жизнью. ЦОР предназначен для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 184 – текстовый документ, в котором приведены факты гибели и самоубийств солдат-срочников из-за неуставных отношений. Во всех приведенных случаях по факту смерти возбуждено уголовное дели и виновные наказаны. Дедовщина представлена, как отрицательный, недопустимый, пример поведения.

 

 

Урок 31

§5.5. Воинская дисциплина. Ее суть и значение

 

План урока:

 

1.     Сущность воинской дисциплины

2.     Повиновение – основа воинской дисциплины. Почему нужно беспрекословно повиноваться приказу командира?

 

ЦОР 186. Что такое воинская дисциплина?

ЦОР 187. Приказы не обсуждаются, а выполняются беспрекословно

ЦОР 188. О пользе дисциплины

ЦОР 189. Вопросы к уроку

 

ЦОР 186 – текстовый документ, включающий в себя определение воинской дисциплины, рассказывающий, на чем основывается и чем достигается воинская дисциплина. Здесь раскрываются понятия «самодисциплина» и «исполнительность» и показывается разница между ними. Также рассматривается взаимосвязь дисциплины и социальных прав военнослужащих. Для раскрытия первого вопроса, кроме текста учебника, рекомендуется ЦОР «Что такое воинская дисциплина?», в котором раскрывается понятие именно воинской дисциплины, а не дисциплины вообще.

ЦОР 187 – текстовый документ, в котором представлено понимание приказа и обязательности его выполнения для гражданских лиц и военнослужащих в России в конце 19-го века. ЦОР предлагается для самостоятельного изучения учениками. А на уроке, они должны объяснить, что изменилось в понимании приказа сегодня. Ученики должны постараться ответить на вопрос, поставленный в ЦОРе, об ответственности за выполнение беззаконного приказа.

ЦОР 188 – текстовый файл, включающий в себя информацию о том, кто отвечает за дисциплину в армии, и кто обязан в первую очередь организовывать подчинение ей остальных военнослужащих. В ЦОРе  говориться, что дисциплина необходима не только для достижения боевой готовности и решения боевых задач, но и для уверенности военнослужащих в своих социальных правах. ЦОР предлагается задать для чтения дома, а на уроке, обсудить с учениками вопрос пользы воинской дисциплины и дисциплины вообще.

 

 

Урок 32

§ 5.6. Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой

 

План урока:

 

1.     Подготовка офицерских кадров. История и традиции

2.     Требования, предъявляемые к офицеру военной службы.

 

ЦОР 190. История создания военного образования в России

ЦОР 191. Офицерское собрание в Российской армии: история, традиции и пути повышения его роли в современных условиях (отрывки)

ЦОР 192. Возвращение офицерства. Заметки о воссоздании русской армии (отрывки)

ЦОР 193. Требования, предъявляемые к офицеру военной службы

ЦОР 194. Вопросы к уроку

 

ЦОР 190 – презентация, в которой рассказывается о военном образовании в России, начиная со времен Петра I и до сегодняшних дней. ЦОР предлагается для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 191 – текстовый документ, в котором рассказано об Офицерском собрании, его истории, о том, для чего оно существовало вообще и что собой представляет. ЦОР включает в себя материалы для раскрытия второго вопроса. Может быть предложен учащимся для дополнительного чтения.

ЦОР 192 – текстовый файл, в котором приведены отрывки из «Заметок о воссоздании русской армии» Владислава Шурыгина, в которой рассказано о необходимости восстановления старых благородных традиций офицерского корпуса и о воссоздании офицерского собрания. ЦОР предлагается для домашнего прочтения учениками, а затем этот ЦОР обсуждается в классе.

ЦОР 193 – Текстовый документ, рассказывающий о требованиях к современному офицеру и к его обучению. ЦОР предназначен для раскрытия второго вопроса урока.

 

 

Урок 33

§ 5.7. Военные образовательные учреждения профессионального образования

 

План урока:

 

1.     Военные образовательные учреждения Российской Федерации.

2.     Учебный процесс в военном образовательном учреждении.

3.     Правила приема в военные образовательные учреждения

 

ЦОР 195. Список основных военных образовательных учреждений России

ЦОР 196. Военный университет МО РФ

ЦОР 197. Российская военно-медицинская академия

ЦОР 198. Балтийский военно-морской институт им. Адм. Ф.Ф. Ушакова (БВМИ) (Факультеты. Условия приема)

ЦОР 199. Иркутский военный авиационный инженерный институт. (Факультеты. Условия приема)

ЦОР 200. Вопросы к уроку

 

ЦОР 195 – текстовый документ, включающий в себя список основных военных образовательных учреждений России. Список сгруппирован согласно воинским специальностям. К каждому из приведенных учреждений приведен его адрес. Представлено всего 100  военных образовательных учреждений.  ЦОР используется в качестве справочной информации при раскрытии первого вопроса урока.

При раскрытии второго вопроса урока могут быть использованы ЦОРы 196 и 197.

ЦОР 196 – Текстовый документ, рассказывающий о Военном университете Министерства обороны РФ (ВУМО), о его структуре, факультетах, о выпускниках. В ЦОРе говорится о том, кто может поступить в ВУМО, о порядке оформления документов на кандидатов на поступление в ВУМО.  Из ЦОРа можно узнать какие экзамены нужно сдавать для поступления на различные факультеты ВУМО, каков порядок зачисления кандидатов курсантами в ВУМО и о том, кто может быть зачислен вне конкурса, а также о формировании конкурсного списка.

ЦОР 197 – текстовый документ, который рассказывает о Российской военно-медицинской академии. Рассказ начинается с истории академии со дня ее возникновения. Сегодня академия включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В ЦОРе рассказывается о знаменитых преподавателях и воспитанниках академии, а также о том из каких факультетов состоит академия сегодня. В ЦОРе приводится также полезная для учащихся информация о том, как можно поступить на очное или заочное отделение подготовительных курсов при академии.

ЦОР 198 – текстовый документ, из которого можно получить подробную информацию о факультетах Балтийский военно-морской институт им. Адм. Ф.Ф. Ушакова (БВМИ). В ЦОРе перечислены специальности, по которым готовят специалистов в БВМИ и в школе техников БВМИ, рассказано о сроке и форме обучения. Особое внимание уделяется проведению в БВМИ эксперимента по ведению ЕГЭ и правилам подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных экзаменов. ЦОР может быть использован при раскрытии третьего вопроса урока. Кроме того он может быть интересен учащимся, которые хотят продолжить свое образование в военных образовательных учреждениях.

ЦОР 199 – текстовый документ, в котором рассказано об Иркутском военном авиационном инженерном институте. В ЦОРе рассказано об истории возникновения института, о его факультетах, условиях обучения, учебно-материальной базе, научной работе и условиях приема в институт.

 

 

Урок 34

§ 5.8. Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ

 

План урока:

 

1.     Хартия прав человека

2.     Международный комитет красного креста и движение красного креста и красного полумесяца.

3.     Международное право вооруженных конфликтов

 

ЦОР 201. Хартия прав человека

ЦОР 202. История создания Международного комитета Красного Креста

ЦОР 203. Международное право вооруженных конфликтов (сокращенное)

ЦОР 204. Гаагские конвенции и декларации

ЦОР 205. Вопросы к уроку

 

ЦОР 201 – текстовый документ, в котором приведен сам документ и история его возникновения. ЦОР предлагается для раскрытия первого вопроса, в дополнение к материалу учебника.

ЦОР 202 – текстовый документ, в котором рассказана история создания Международного комитета Красного Креста и рассказано об участии России в работе этого общества. ЦОР предлагается для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 203 - текстовый документ, в котором приведены отрывки из "Международного права вооруженных конфликтов". ЦОР предлагается для раскрытия третьего вопроса урока.

ЦОР 204 – Перечень некоторых Гаагских конференций и, принятых на них конвенций и деклараций. ЦОР предлагается для более глубокого изучения третьего вопроса урока.

 

 

Урок 35

§ 5.8. Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ

 

План урока:

 

1.     Участники военных действий.

2.     Ответственность в международном гуманитарном праве.

3.     Международная миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ

 

ЦОР 206. Об участниках военных действий в Гаагской конвенции 18.10.1907 г.

ЦОР 207. Женевские конвенции

ЦОР 208. Участие воинского контингента РФ в операциях ООН по поддержанию мира

ЦОР 209. Вопросы к уроку

 

ЦОР 206 – Текстовый документ, рассказывающий о принятом на Гаагской конференции 18.10.1907 г «Положении о законах и обычаях сухопутной войны». Также приведены несколько статей из этого документа. ЦОР предлагается для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 207 – текстовый документ, в которых описываются четыре Женевские конвенции. ЦОР предлагается для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 208 – текстовый документ, в котором рассказывается о миротворческих миссиях российских военнослужащих, начиная с 1992 года и до настоящего времени. Рассказано о подготовке военных наблюдателей и о миротворческой деятельности ООН. ЦОР предлагается для раскрытия третьего вопроса урока.