Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

7 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Корнейчук Ю.Ю., Жилов Ю.Д., Гаткин Е.Я., Петров С.В.,

под редакцией первого заместителя министра МЧС России

Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2005-158 с. ил.

 

Этап 1 (1 – 2 четверти)

 

Москва

2007 г.

 

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Корнейчук Ю.Ю., Жилов Ю.Д., Гаткин Е.Я., Петров С.В., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2005 -158 с. ил.

Небольшая часть представленных ЦОРов предназначена для преподавателей, а остальные могут быть полезны как для преподавателей, так и обучающимся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Кроме того, есть ЦОРы, которыми можно пользоваться и без компьютера, правда, их нужно предварительно распечатать. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

 

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Файл Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эти презентации можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и таблицы.

Изображение в формате Photographic Express Grouping  – .jpg – схема

Видеофильмы в формате Audio Video Interleave – avi.

 

 

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, в некоторых случаях со звуком. Озвученные презентации рекомендуем прослушать с начала до конца, не прерывая, если учитель считает нужным использовать ЦОР в качестве лекции, раскрывающей часть темы урока. Если же будет нужно вернуться к какому-либо слайду или использовать презентацию без звука – это можно будет сделать при помощи параметров программы MS PowerPoint. Лекцией может быть также слайд-шоу со звуком.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Вопросы для контроля – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Видеонаблюдение – видеоролики, демонстрирующие реальные примеры к теме урока, например, землетрясения, наводнения, извержения вулканов и т.д.

Для работы без компьютера – для этих целей предназначены тексты лекций и других презентаций, представленных в каждом уроке. Если распечатать эти тексты или отрывки из них, на которые укажет учитель, то с ними можно ознакомиться и без компьютера. Это может быть полезно тем ученикам, которые не имеют домашних компьютеров. Кроме того, эти тексты могут быть использованы учениками для своих творческих работ (рефератов, докладов, сочинений и т.д.). Но главная цель этих текстов – помощь учителю при подготовке к уроку. Преподаватель может использовать этот текст в качестве основы для конспекта урока, составить и распечатать весть текст или его отрывки в качестве раздаточного материала.

Справочные материалы - Это иллюстрации, схемы, таблицы и т.д. в различных форматах. Их используют для демонстрации на экране или для распечатки в виде плакатов.

 

 

Поурочное распределение ЦОРов

 

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

 

Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

 

Урок 1

§ 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их источники. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

К первому вопросу урока «Общие сведения о чрезвычайных ситуациях» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 1 – Лекция, представленная озвученной презентацией «Общая классификация ЧС природного характера» в которой демонстрируются образы ЧС и перечисляются классы ЧС природного характера. Цель: Наблюдение явлений, выявление отдельных признаков, сравнение. Длительность - 0:02:19

ЦОР 2 - Вопросы для контроля (Контрольное задание) «Представление различных ЧС природного характера» - презентация, в которой представлены различные ЧС природного характера для выбора-соотнесения их учащимся для выработки умения различать разные классы ЧС. Ответы на вопросы должны быть подробными и обоснованными. Приведем здесь краткие ответы на вопросы, представленные в ЦОРе: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 5; задание 3 – ответ 4; задание 4 – ответ 3; задание 5 – ответ 4.

ЦОР 3 – Видеонаблюдение: «Разные ЧС природного характера» - видеоролик дающий возможность наблюдения разных ЧС, восприятия на уровне ощущений мощи источников ЧС и возможных последствий от их воздействия.

ЦОР 4 - Для работы без компьютера. Текст, включающий в себя тексты ЦОРов 1, 7, 11, 15 и 19.

ЦОР 5 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение собирать разные ЧС в классы. Умение связывать разные классы ЧС и их последствия» – презентация, включающая в себя вопросы о различных ЧС и их последствиях. Отвечая на вопросы ЦОРа, учащиеся должны назвать ЧС, представленные на всех изображениях, сказать, к какому классу они относятся и к каким последствиям могут привести. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 4; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ «нет», 4; задание 4 – ответ 1; задание 5 – ответ 4.

ЦОР 6 - Справочные материалы: «Классы ЧС» Иллюстрированная гипертекстовая схема классов ЧС. От схемы по гиперссылкам можно перейти к соответствующей иллюстрации. ЦОР предназначен для демонстрации в качестве иллюстрации различных классов ЧС.

 

Ко второму вопросу урока «Опасные геофизические и геологические явления» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 7 - Лекция: «Классификация и ознакомление с геофизическими и геологическими явлениями». Озвученная презентация, в которой даны определения геофизических и геологических явлений (землетрясения, извержения, обвалы и т.д.). Цель: Наблюдение явлений, выявление их отдельных признаков и последствий, сравнение явлений между собой. Длительность - 0:04:58

ЦОР 8 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Умение выявить разные геофизические и геологические явления среди набора». Презентация, в которой представлены различные ЧС природного характера для выбора из них геофизических и геологических явлений. Выбирая ответы в данных заданиях, необходимо классифицировать и другие предложенные изображения ЧС. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 2, 3; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 4.

ЦОР 9 - Видеонаблюдение: «Разные геофизические и геологические явления». Видеоролик, дающий возможность наблюдения явлений, восприятия на уровне ощущений мощи источников ЧС и возможных последствий от их воздействий.

ЦОР 10 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение собирать Разные геофизические и геологические явления в классы» - презентация, в которой представлены вопросы для развития  умения связывать разные ЧС и их последствия. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 3; задание 4 – ответ 2.

 

К третьему вопросу урока «Опасные гидрологические явления» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 11 - Лекция: «Классификация и ознакомление с гидрологическими явлениями» - Озвученная презентация, в которой даются определения гидросферы и классифицируются различные гидрологические явления. Цель: Получение представления о гидрологических явлениях, выявление отдельных признаков этих явлений и  их последствий, сравнение. Длительность - 0:03:51

ЦОР 12 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Умение выявить разные гидрологические явления среди набора». Презентация, в которой представлены вопросы для развития  умения отличать гидрологические явления от других. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 2, хотя и остальные ответы верные, но не полные; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 1,3; задание 4 – ответ 2.

ЦОР 13 - Видеонаблюдение: «Разные гидрологические явления». Видеоролик, дающий возможность наблюдения гидрологических явлений, восприятия на уровне ощущений мощи источников гидрологических ЧС и возможных последствий от их воздействий.

ЦОР 14 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение собирать разные гидрологические явления в классы». Презентация, в которой представлены вопросы для развития  умения отличать гидрологические явления различных классов друг от друга. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 1.

 

К четвертому вопросу урока «Природные пожары» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 15 - Лекция: «Классификация и ознакомление с природными пожарами». Озвученная презентация, в которой дано определение пожара и представлены классы природных пожаров. Длительность - 0:01:39.

ЦОР 16 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Умение выявить разные виды природных пожаров среди набора». Презентация, в которой представлены вопросы для развития умения отличать природные пожары от других пожаров. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ 4; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 4.

ЦОР 17 - Видеонаблюдение: «Разные виды природных пожаров». Видеоролик, дающий возможность наблюдения природных пожаров, восприятия на уровне ощущений возможных последствий от их воздействий.

ЦОР 18 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение собирать виды природных пожаров в классы». Презентация, в которой представлены вопросы для развития умения связывать разные виды природных пожаров в классы. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 1.

 

К пятому вопросу урока «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 19 - Лекция: «Цель и назначение РСЧС, задачи, организационная структура» Озвученная презентация, в которой рассказывается о создании РСЧС, ее основных задачах и организационной структуре. Цель: Понимание целей и назначения РСЧС. Длительность - 0:07:32.

ЦОР 20 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Закрепление знаний мер, принимаемых для защиты населения» - презентация, в которой представлены вопросы о работе РСЧС, которая была создана для защиты населения и объектов народного хозяйства от ЧС. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ 6; задание 4 – ответ 1; задание 5 – ответ 1.

ЦОР 21 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Определение РСЧС, умение выбирать нужные меры при данных ЧС» - презентация, в которой представлены вопросы о способах обеспечения безопасности во время различных ЧС. А также вопрос, для ответа на который нужно хорошо понимать определение РСЧС. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 4 (вокруг этого вопроса можно поспорить); задание 3 – ответ 3; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 2.

ЦОР 22 - Справочные материалы: «Схема организационной структуры РСЧС» может быть использована в качестве иллюстрации к раскрытию вопроса.

 

 

Урок 2

§ 2. Наводнения

§ 2.1. Понятие наводнения

§ 2.2. Классификация наводнений по причинам возникновения

 

К первому вопросу урока «Понятие наводнения» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 23 - Лекция: «Наблюдение наводнений по видам и масштабам» - озвученная презентация, в которой дано определение наводнения и представлена классификация наводнений по причине возникновения, по масштабам и наносимому ущербу. Цель: Наблюдение наводнений, выявление отдельных признаков, сравнение. Длительность - 0:04:41.

ЦОР 24 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): Проверка знаний. «Что называется наводнением. Особенности» - презентация, в которой представлены вопросы, для ответа на которые ученик должен хорошо усвоить понятие «наводнение» и различать наводнения по классам. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 2, 3; задание 4 – ответ 1; задание 5 – ответ 4.

ЦОР 25 - Видеонаблюдение: «Протекание наводнений, наблюдение масштабов и последствий». Видеоролик, дающий возможность эмоционального восприятия наводнений и их последствий.

ЦОР 26 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя тексты ЦОРов 23 и 28.

ЦОР 27 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение отличать наводнения от других ЧС» - презентация, в которой представлены вопросы для тренировки умения отличать наводнения от других природных явлений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 2, 3; задание 4 – ответ 2.

 

Ко второму вопросу урока «Классификация наводнений по причинам возникновения» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 28 - Лекция: «Систематизация причин наводнений» - Озвученная презентация, рассказывающая о различных причинах наводнений. Цель: Обнаружение изменений, происходящих с объектом наводнения, упорядочение по особенностям их причин. Длительность - 0:03:06.

ЦОР 29 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Назвать причину наводнения» - Презентация, содержащая вопросы, тренирующие умение определять причины наводнения. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 2.

ЦОР 30 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение различать типы наводнений» - Презентация, содержащая вопросы, тренирующие умение различать типы наводнений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 2, 3; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 3.

ЦОР 31 - Справочные материалы: «Наглядная схема наводнений» - презентация, представляющая гипертекстовую иллюстрированную схему типов наводнений по их причинам (паводок, затор, зажор и др.). По гиперссылкам можно перейти от схемы к иллюстрации выбранного наводнения, а оттуда – обратно к схеме.

 

 

Урок 3

§ 2.3. Классификация наводнений по масштабу

§ 2.4. Поражающие факторы наводнений

 

К данному уроку предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 32 – Иллюстрации к лекции: «Обнаружение масштабов наводнений и изменений на местности. Характеристики рек». Презентация, включающая иллюстрации к лекции, по которым можно наблюдать формирование стока и масштабы наводнений.

ЦОР 33 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Проверка знаний особенностей наводнений, по повторяемости» - презентация, включающая в себя вопросы, тренирующие умение различать наводнения по классам. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 4; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 2, 3, 4; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 1.

ЦОР 34 - Видеонаблюдение: «Адекватность понимания сущности наводнений и их масштабов» Видеоролик, позволяющий наблюдать разные масштабы наводнений и их последствия.

ЦОР 35 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя текст лекции, которая иллюстрируется Ором 32.

ЦОР 36 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение сопоставлять типы рек и возможные масштабы наводнений» - презентация, включающая в себя вопросы, тренирующие умение распознавать типы наводнения по их последствиям. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ г); задание 2 – ответ г); задание 3 – ответ б), в), д), е); задание 4 – ответ е); задание 5 – ответ а), б), д), е), з), и).

 

 

Урок 4

§ 2.5. Мероприятия по защите от наводнений

 

К первому вопросу урока «Заблаговременные мероприятия» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 37 - Иллюстрации к лекции: «Представление водохранилищ, лесных полос и пр. сооружений и их характеристик» - презентация, содержащая иллюстрации средств, защищающих от наводнений. Иллюстрации представлены для выявления отдельных признаков этих средств и их сравнения.

ЦОР 38 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Умение различать виды заблаговременных мероприятий для разных случаев» - презентация, включающая в себя вопросы о заблаговременных мероприятиях для защиты от наводнений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 5; задание 4 – ответ 1, 3.

ЦОР 39 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, содержащий в себе тексты лекций, иллюстрации к которым приведены в ЦОРах 37 и 41.

ЦОР 40 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение выбирать виды заблаговременных мероприятий для разных случаев» - презентация, в которую включены вопросы, требующие умения творчески мыслить для нахождения ответов на них. Предложенные в ЦОРе ответы спорные и неполные. Ученики должны рассмотреть различные варианты развития событий и дать ответы для каждого варианта. Предположительные ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ е) ж), д), б), а) именно в этом порядке; задание 3 – все ответы спорны; задание 4 – ответ 1, 3.

 

Ко второму вопросу урока «Оперативные мероприятия» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 41 – Иллюстрация к лекции: «Наблюдение оперативных мероприятий по защите от наводнений. Цель: научить видам оперативных мероприятий» - Презентация, в которой представлены иллюстрации о событиях в Ленске весной 2001 года, когда население города было спасено от наводнения силами РСЧС.

ЦОР 42 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Закрепление знаний об оперативных мероприятиях» - Презентация, включающая в себя вопросы об оперативных мероприятиях, которые должны быть выполнены во время наводнения. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 4; задание 4 – ответ 3.

ЦОР 43 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умения выполнять мероприятия по защите от наводнений по простейшим алгоритмам» - презентация, в которой содержатся вопросы о действиях граждан для спасения от наводнений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ а), б), в); задание 2 – ответ а), б); задание 3 – ответ а); задание 4 – ответ 3.

 

 

Урок 5

§ 2.6. Действия населения при угрозе и во время наводнений

 

К первому вопросу урока «Действия населения при наличии времени перед эвакуацией» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 44 – Иллюстрации к лекции: «Наблюдение за схематическими планами мероприятий» - презентация, содержащая иллюстрации к порядку действий населения при наличии времени перед наводнением. Цель: Выработать знания о действия населения перед эвакуацией.

ЦОР 45 - Видеонаблюдение: «Яркое представление наводнений, опасности, формы оповещения» - презентация, включающая в себя вопросы о действиях населения при угрозе наводнения. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 6; задание 2 – ответ 4; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 2.

ЦОР 46 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, содержащий тексты лекций, иллюстрации к которым представлены в ЦОРах 44, 48 и 52.

ЦОР 47 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умения и навыки выполнять нужные действия в правильной очередности» - презентация, включающая в себя вопросы, тренирующие умение готовиться к эвакуации и выполнять другие необходимые действия перед наводнением. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 4; задание 3 – ответ 3; задание 4 – ответ 3.

 

Ко второму вопросу урока «Действия населения при внезапном поднятии уровня» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 48 – Иллюстрация к лекции: «Наблюдение вариантов действий населения в зависимости от места и вида наводнения» - Презентация, включающая в себя иллюстрации, демонстрирующие поведение населения во время наводнения и после него. Цель: представление различных случаев во время наводнения и обучение правильному поведению в этих случаях.

ЦОР 49 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Прочность овладения учебным материалом» - презентация, включающая в себя вопросы на повторение пройденного материала о спасении от наводнений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 4.

ЦОР 50 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение сознательно и активно принимать решения в различных ситуациях, ясное понимание целей предстоящих действий» - презентация, включающая в себя вопросы, тренирующие умение принимать правильные решения в тяжелых ситуациях во время наводнения. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 4; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 4.

ЦОР 51 - Справочные материалы: «Плакат по очередности действий при наводнении» - презентация, включающая в себя иллюстрированный в плакатном стиле порядок действий населения после предупреждения о наводнении, при внезапном наводнении и при самоэвакуации.

 

К третьему вопросу урока «Действия населения после спада воды» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 52 – Иллюстрации к лекции: «Наблюдение за местностью и масштабами разрушений» - презентация, в которой представлены иллюстрации, демонстрирующие последствия наводнений. Цель: развития мышления учащихся и наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.

ЦОР 53 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Выявление возможных опасностей» - презентация, в которой представлены вопросы, касающиеся последствий наводнения в жилых домах (провода, питьевая вода и т.д.). Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 4; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 5

ЦОР 54 Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение ориентироваться в местности после наводнения, оценивать масштабы по формальным критериям, преодолевать возможные опасности» - презентация, включающая в себя вопросы об обстановке после наводнения, тренирующая умение ориентироваться в новой обстановке, оценивать состояние дел и находить пути преодоления трудностей. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ а); задание 2 – ответ 1, 2, 3, 5; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 1.

 

 

Урок 6

§ 3. Ураганы, бури, смерчи

§ 3.1. Основные понятия и классификация

 

К первому вопросу урока «Основные понятия и определения ветровых метеорологических явлений» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 55 – Иллюстрации к лекции «Наблюдение за поведением опасных ветровых метеорологических явлений» - Презентация, представляющая иллюстрации демонстрирующие схемы возникновения ветровых метеорологических явлений и сами эти явления. Цель: Выработать знания причин и последствий ветровых метеорологических явлений.

ЦОР 56 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Умение отличать силу ветра по шкале Бофорта» - Презентация, включающая в себя вопросы, проверяющие умение определять силу ветра по школе Бофорта. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ может быть от 3 до 5, главное, чтобы ученики сумели обосновать свое мнение; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 5; задание 5 – ответ 3.

ЦОР 57 - Видеонаблюдение: «Виды ветровых явлений» - Видеоролик, позволяющий наблюдать различные виды ветровых явлений.

ЦОР 58 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, содержащий тексты лекций, иллюстрации к которым представлены в ЦОРах 55 и 60.

ЦОР 59 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение оценивать шкалу опасных ветровых явлений по их последствиям. Умение замечать и оценивать по шкале Бофорта метеорологическое явление» - презентация, включающая в себя вопросы, соответствующие названию ЦОРа. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ в); задание 2 – ответ б), г); задание 3 – ответ в); задание 4 – ответ г); задание 5 – ответ 3.

 

Ко второму вопросу урока «Характеристики опасных ветровых метеорологических явлений» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 60 - Лекция: «Наблюдение за поведением и воздействием ураганов, бурь и смерчей» - озвученная презентация, в которой даны определения и характеристики различных ветровых метеорологических явлений. Цель: выработать знания их особенностей и возможных последствий. Длительность - 0:03:52.

ЦОР 61 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Закрепление знаний возможных последствий и предпринимаемых мер» - презентация, включающая в себя вопросы для  закрепления знаний о характеристиках различных ветровых метеорологических явлений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 2, 3; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 1.

ЦОР 62 - Видеонаблюдение: «Эмоциональное восприятие ураганов, бурь и смерчей и готовность им противостоять» - Видеоролик, позволяющий наблюдать реальные ураганы, бури и смерчи.

ЦОР 63 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение по предварительным признакам выявлять возникающие опасные ветровые явления» - презентация, включающая в себя вопросы, ответы на которые требуют активного размышления. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ г); задание 2 – ответ в); задание 3 – ответ б); задание 4 – ответ б).

ЦОР 64 Справочные материалы: «Таблица шкалы Бофорта». Текстовый файл, включающий в себя таблицу шкалы Бофорта.

 

 

Урок 7

§ 3.2. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей

 

К первому вопросу урока «Метеорологические явления, порождающие ураганы, бури, смерчи» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 65 - Лекция: «Изучение таких метеорологических явлений, как циклоны и антициклоны. Наблюдение за их возникновением с космоса» - презентация, в которой даны определения циклона и антициклона и описано их возникновение. Показаны фотографии циклонов из космоса. Цель: подвести научную базу под причины возникновения этих явлений. Выработка систематичности и научности подхода к знаниям.

ЦОР 66 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Умение вычленять на фотографиях циклонов и антициклонов их структурные элементы» - презентация, включающая в себя вопросы, касающиеся структуры циклонов и антициклонов («глаз», направление вращения, размер и т.д.). Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 2.

ЦОР 67 - Видеонаблюдение: «Яркие, эмоциональные иллюстрации явлений» - видеоролик, позволяющий наблюдать силу и мощь ураганов бурь и смерчей.

ЦОР 68 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, который включает в себя тексты презентаций к ЦОРам 65 и 70.

ЦОР 69 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение объяснять и анализировать метеорологические явления и причины их возникновения» - презентация, включающая в себя вопросы, поверяющие умение определять причины и места зарождения ветровых метеорологических явлений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ б); задание 2 – ответ а); задание 3 – ответ г); задание 4 – ответ в).

 

Ко второму вопросу урока «Протекание ураганов (тайфунов), бурь, смерчей» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 70 – Иллюстрации к лекции: «Ознакомление с такими опасными метеорологическими явлениями, как ураганы (тайфуны), бури, смерчи. Характеристики и особенности. Возможные последствия» - Презентация, содержащая изображения последствий ураганов, бурь и смерчей.

ЦОР 71 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): короткий ряд контрольных вопросов для концентрации внимания и повторения знаний, полученных на предыдущем и на этом уроке, представленных в презентации. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ошибка в ответах а), д) и е); задание 2 – ответ а); задание 3 – ответ д); задание 4 –ответ в).

ЦОР 72 - Видеонаблюдение: яркие, эмоциональные иллюстрации явлений и последствий ураганов (тайфунов), бурь, смерчей. – Видеоролик, позволяющий наблюдать последствия опасных ветровых метеорологических явлений.

ЦОР 73 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение выявлять с помощью сравнения отдельных признаков для сопоставляемых ураганов (тайфунов), бурь, смерчей» - презентация, включающая в себя вопросы проверяющие знание признаков опасных ветровых явлений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ г); задание 2 – ответ а); задание 3 – ответ в); задание 4 – ответ в).

 

 

Урок 8

§ 3.3. Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей

§ 3.4. Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей

 

К первому вопросу урока «Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 74 – Иллюстрации к лекции: «Систематизация поражающих факторов и наблюдение за последствиями ураганов, бурь и смерчей» - Презентация, в которой представлены иллюстрации последствий ураганов, бурь и смерчей. Цель: Соотнесение результатов наблюдения. Обнаружение изменений, происходящих с объектом.

ЦОР 75 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Анализ результатов сравнения» - презентация, включающая в себя вопросы для проверки умения различать опасные ветровые явления друг от друга. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 –ответ 1; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 4; задание 4 –ответ 2.

ЦОР 76 - Видеонаблюдение: «Поражающие факторы и последствия» - видеоролик, позволяющий наблюдать поражающие факторы и последствия реальных опасных ветровых метеорологических явлений.

ЦОР 77 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя тексты лекций, иллюстрации к которым представлены в ЦОРах 74 и 79.

ЦОР 78 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение различать штормы, снежные бури, смерчи. Умение по последствиям судить о мощности ураганов, бурь и смерчей» - Презентация, в которую включены вопросы, проверяющие умение различать различные ветровые явления и определять степень разрушения по внешним признакам. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 –ответ б); задание 2 – ответ 4; задание 3 – ответ 2; задание 4 –ответ 4.

 

Ко второму вопросу урока «Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 79 - Иллюстрации к лекции: «Упорядочение материала о мерах по защите и снижению последствий ураганов, бурь, смерчей. Знание инструкций по простейшим алгоритмам действий. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи. Наблюдение за поражающими факторами» - презентация, в которой представлены иллюстрации к раскрытию вопроса о заблаговременных и оперативных мероприятиях по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей.

ЦОР 80 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Контроль знания заблаговременных мероприятий и мероприятий по устранению последствий ураганов, бурь, смерчей» - презентация, включающая в себя вопросы о способах подготовки населения к опасным ветровым явлениям и о поведении во время этих явлений для уменьшения их отрицательных последствий. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – все ответы верны согласно учебнику, однако существует вполне обоснованное мнение, что необходимо закрыть все окна в доме, тогда его сопротивление силе ветра становится более значительным; задание 2 – ответ д); задание 3 – ответы а), б), в), ж), з); задание 4 –ответы б), д).

ЦОР 81 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Ответы на вопросы: «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?», «Такой ли получен результат?» – презентация, содержащая в себе вопросы, на закрепление знаний полученных на уроке о необходимых действиях населения до и во время опасных ветровых явлений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 –все ответы верны, кроме д); задание 2 – ответы а), в), г), е); задание 3 – ответ 3; задание 4 –ответ 2.

 

 

Урок 9

§ 3.5. Действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей

 

К данному уроку предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 82 – Иллюстрации к лекции «Рекомендации по мероприятиям в зависимости от времени подхода урагана» Презентация, включающая в себя иллюстрации действий населения во время опасных ветровых явлений. Систематизация знаний перечня мероприятий для разных категорий населения (В школе, дома, на улице и т.д.).

ЦОР 83 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Решение творческих задач по действиям в зависимости от силы урагана и обстоятельств» - презентация, в которой представлены вопросы, представляющие собой творческие задачи, касающиеся поведения во время ураганов. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответы 2, 4; задание 2 – ответы 1, 2, 3 или 7 в зависимости от времени; задание 3 – ответ - остается меньше 1 минуты, а что делать, учащиеся должны предложить сами.

ЦОР 84 - Видеонаблюдение: «Виды разрушений после воздействий ураганов» - видеоролик, в котором можно увидеть разрушения после реальных ураганов.

ЦОР 85 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя тексты лекций, иллюстрации к которым представлены в ЦОРе 82.

ЦОР 86 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Моделирование возможных последствий и своих действий – ситуационный тренажер» - презентация, в которой содержатся вопросы – ситуационные тренажеры, из которых ученики должны найти выход. Предложенные ситуации можно детализировать, добавлять нюансы и т.д. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответы а), б); задание 2 – ответ б); задание 2 – ответ б); задание 3 – ответ а); задание 4 – ответ – Ребятам встретился смерч, а на остальные вопросы они ответят сами.

ЦОР 87 - Справочные материалы: «Схема алгоритма действий при подготовке к урагану» - презентация, в которой схематическими рисунками показана последовательность действий при заблаговременном предупреждении об урагане, в случае, когда ураган застал Вас дома или на улице.

 

 

Урок 10

§ 4. Землетрясения

§ 4.1. Понятие землетрясения

§ 4.2. Причины возникновения землетрясений и их классификация

 

К первому вопросу урока «Понятие землетрясения» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 88 – Иллюстрации к лекции: «Образное представление недр Земли, плит и прочих объектов и процессов инициирующих землетрясения. Вулканы и их воздействия. Обвальные и техногенные землетрясения» – презентация, включающая в себя следующие иллюстрации: схематическое строение земных недр, карты движение литосферных плит и сейсмического районирования планеты, а также иллюстрации причин землетрясений. Цель: Адекватность понимания сущности явления.

ЦОР 89 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Закрепление и контроль знаний о структуре недр Земли и о видах землетрясений» - презентация, включающая в себя вопросы на закрепление знаний, полученных на предыдущей лекции. Ученики, до ответа на вопрос, должны описать явление, которое видят на экране. На последний вопрос могут отвечать несколько учеников по очереди, предлагая один из видов человеческой деятельности, которые могут привести к землетрясению.

ЦОР 90 - Видеонаблюдение: «Протекание землетрясений и их страшные последствия» - видеоролик, в котором показаны крупные землетрясения и их последствия.

ЦОР 91 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя тексты лекций, иллюстрации к которым представлены в ЦОРах 88 и 95.

ЦОР 92 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Систематизация наблюдений, закрепление знаний по расположению «плит», «поясов», опасных вулканов» - презентация, включающая в себя вопросы о структуре земли, причинах землетрясений и видах землетрясений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 5; задание 2 – ответ 4; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 3; задание 5 – ответ 1; задание 6 – ответ 2.

 

Ко второму вопросу урока «Причины возникновения землетрясений и их классификация» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 93 – Иллюстрация к лекции: «Анимационная иллюстрация причин землетрясений» - озвученная презентация, в которой средствами анимации представлены причины землетрясений. Цель: управления познавательной деятельностью учащихся, прочность овладения знаниями о причинах землетрясений. Длительность - 0:01:44.

ЦОР 94 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Контроль знаний расположения плит и их границ. Основные вулканы. Наиболее опасные зоны» - презентация, включающая в себя вопросы о тектонических плитах, вулканах, сейсмоопасных зонах. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 2, 5; задание 2 – ответ 3, 6; задание 3 – ответ б); задание 4 – ответ б).

ЦОР 95 – Иллюстрация к лекции: «Чтение» показаний сейсмографов» - презентация, в которой представлены рисунки и фотографии сейсмографов и сейсмограмм.

 

 

Урок 11

§ 4.3. Основные характеристики землетрясений

 

К данному уроку предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 96 – Иллюстрации к лекции: «Образно-графическое представление основных характеристик землетрясений» - презентация, включающая в себя иллюстрации к землетрясениям по шкалам Рихтера и Меркалли. Цель: запоминание предметов в картинках или моделях, наглядного обучения на конкретных примерах, развития мышления учащихся.

ЦОР 97 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Ответы на вопросы по характеристикам землетрясений по образно-графическим схемам. Научное осознание понятий магнитуда, баллы, тектонические плиты и пр.» - презентация, включающая в себя вопросы для проверки знаний параметров землетрясения и зависимости силы землетрясения от этих параметров. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 3, 5; задание 2 – ответ 2, 6; задание 3 – ответ б); задание 4 – ответ 4; задание 5 – ответ 2.

ЦОР 98 - Видеонаблюдение: «Работа сейсмической станции» - видеоролик, в котором рассказывается о необходимости наблюдения за сейсмоактивностью земли, которое ведут сейсмические станции.

ЦОР 99 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя текст лекции, иллюстрации к которой представлены в ЦОРе 96.

ЦОР 100 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умение сейсмического районирования. Умение определять балы и магнитуды проявлениям землетрясения» - презентация, включающая в себя вопросы по проверке понимания понятий «сейсмоактивный район», «магнитуда», «интенсивность землетрясения» и т.д. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ б); задание 2 – ответ а); задание 3 – ответ б); задание 4 – ответ в); задание 5 – ответ в).

ЦОР 101 - Справочные материалы: «Таблица характеристик проявления землетрясений» - Текстовый файл, в котором приведено описание шкалы интенсивности землетрясений Меркалли.

 

 

Урок 12

§ 4.4. Последствия землетрясений

§ 4.5. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясения

 

К данному уроку предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 102 – Иллюстрации к лекции: «Последствия землетрясений, первичные и вторичные факторы, иллюстрация невидимых извне факторов (трубы, коммуникации и пр.)» - презентация, в которой показаны иллюстрации первичных и вторичных поражающих факторов землетрясений.

ЦОР 103 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Закрепление знаний по последствиям землетрясений» - презентация, включающая в себя вопросы на умении различать первичные и вторичные поражающие последствия землетрясения. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ А, В; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 1.

ЦОР 104 - Видеонаблюдение: «Различные виды землетрясений разной магнитуды» - видеоролик, в котором показаны последствия двух разрушительных землетрясений: в Мехико и в Кобо.

ЦОР 105 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя текст лекции, иллюстрации к которой представлены в ЦОРе 102.

ЦОР 106 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Творческое отношение к прогнозированию возможных последствий от землетрясения» - презентация, включающая в себя вопросы, для решения которых ученики должны принять правильные решения с помощью полученных знаний и логических умозаключений. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ в); задание 2 – ответ б); задание 3 – ответ 4, 6, 3; задание 4 – ответ 5, 3, 7, 1, 4; задание 5 – ответы 2, 5, 7, 9, 11.

 

 

 

Урок 13

§ 4.6. Правила безопасного поведения во время землетрясения

 

К данному уроку предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 107 - Иллюстрации к лекции: «Заблаговременные мероприятия жителей сейсмоопасных районов. Действия при разных фазах землетрясения и разных обстоятельствах» - презентация, включающая в себя изображения, иллюстрирующие поведение при заблаговременном предупреждении о землетрясении, при самом землетрясении в различных местах нахождения. Цель лекции: формировать новый жизненный опыт у учащихся в гипотетических ситуациях.

ЦОР 108 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Понимание и осмысление различий между наблюдаемыми фактами» - презентация, включающая в себя вопросы, где отвечающие должны правильно выбрать действие в различных ситуациях во время землетрясения. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ а), г), д); задание 2 – ответ б), в); задание 3 – ответ а); задание 4 – ответ а), д), б); задание 5 – ответ б); задание 6 – ответ в).

ЦОР 109 - Видеонаблюдение: «Последствия землетрясения и действия учащегося при гипотетическом его присутствии на этом месте во время землетрясений» - видеоролик, демонстрирующий различные землетрясения. В видеоролик включены вопросы, как только учитель услышит вопрос – он останавливает демонстрацию ролика и ученики, представив себя виртуально помещенными в город, где произошло землетрясение, отвечают на вопрос, придумывают новые ситуации и обстоятельства и находят выход из положения. Затем демонстрация ролика продолжается до следующего вопроса.

ЦОР 110 - Для работы без компьютера. Текстовый документ, включающий в себя текст лекции, иллюстрации к которой представлены в ЦОРе 107.

ЦОР 111 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Выработка знаний и умений принимать решения при разных обстоятельствах, связанных с землетрясениями» - презентация, включающая в себя вопросы о правильном поведении во время землетрясения. Краткие ответы на вопросы, приведенные в ЦОРе, следующие: задание 1 – ответ 1, 3, 4, 5, 6; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 1; задание 6 – ответ 2.

 

 

Урок 14

§ 5. Цунами

§ 5.1. Понятие цунами

§ 5.2. Причины возникновения цунами

 

К первому вопросу урока «Понятие цунами» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 112 - Иллюстрации к лекции «Виды цунами» - презентация, включающая в себя иллюстрации цунами различной интенсивности и их последствий. Цель – демонстрация ученикам различных видов цунами для получения знаний о шкале интенсивности и умения различать степени интенсивности цунами по их последствиям.

ЦОР 113 - Видеонаблюдение «Яркое эмоциональное восприятие последствий цунами, интервью с живыми свидетелями цунами» – видеоролик, в котором можно увидеть реальное цунами и услышать, что рассказывают люди, пережившие его.

ЦОР 114 - Для работы без компьютера – Текстовый документ, в котором дается текст лекций, иллюстрации к которым приведены в ЦОРах 112 и 116.

ЦОР 115 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Естественнонаучное обоснование причин и последствий цунами» - презентация, включающая в себя вопросы о цунами и его последствиях. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 2.

 

Ко второму вопросу урока «Причины возникновения цунами» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 116 - Лекция: «Причины возникновения цунами – моретрясения, вулканы, оползни» – озвученная презентация, в которой рассказано о причинах возникновения цунами, этапах жизни волны и показано изменение профиля волны по мере ее приближения к берегу. Длительность - 0:02:42.

ЦОР 117 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Закрепление знаний по видам причин цунами» - презентация, в которой представлены вопросы о причинах землетрясений и о том, как можно определить причину землетрясения по внешним признакам. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ б); задание 4 – ответ 2.

ЦОР 118 - Видеонаблюдение «Анимация зарождения цунами от разных причин» - видеоролик, в котором представлена анимированная модель зарождения цунами.

ЦОР 119 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Выбор суждений и обоснование их научности для разных видов цунами» - презентация, в которой представлены вопросы о причинах цунами. Отвечая на вопросы, ученики должны обосновать свой ответ с научной точки зрения. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ а); задание 4 – ответ 1.

 

 

Урок 15

§ 5.3. Основные параметры цунами

 

К данному уроку предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 120 - Иллюстрации к лекции: «Образно-графическое представление геологических причин возникновения цунами» - презентация, включающая в себя схематические изображения причин возникновения цунами и фотографии реальных волн цунами. Цель: Представление причинно-следственных связей по высказанным суждениям о возникновении цунами.

ЦОР 121 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Соотнесение результатов наблюдений с характеристиками моретрясений» - презентация, включающая в себя вопросы, тренирующие умение определять проявления моретрясений и его последствий. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 6; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 1.

ЦОР 122 - Видеонаблюдение Видеоролик: «Анимационный ролик по приливу-отливу и поведению волн цунами» - Видеоролик, в котором представлена анимация поведения волн при цунами.

ЦОР 123 - Для работы без компьютера – Текстовый документ, в котором дается текст лекции, иллюстрации к которой приведены в ЦОРе 120.

ЦОР 124 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Тестирование знаний по наиболее цунамиопасными районам» - презентация, включающая в себя вопросы о цунамиопасных районах. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 2, 3; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 2.

ЦОР 125 - Справочные материалы: «Карта с цунамиопасными районами» - презентация, в которой представлены три карты с цунамиопасными регионами Тихого океана.

 

 

Урок 16

§ 5.4. Последствия воздействия цунами

§ 5.5. Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия

 

К первому вопросу урока «Последствия воздействия цунами» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 126 – Иллюстрации к лекции: История цунами. Первичные и вторичные поражающие факторы цунами – презентация, в которой представлены аэросъемки различных районов до и после цунами и фотографии последствий цунами.

ЦОР 127 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Знание факторов воздействия цунами» - презентация, включающая в себя вопросы на проверку знания поражающих факторов цунами. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 4; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 1; задание 4 – ответ 1; задание 5 – ответ 1.

ЦОР 128 - Видеонаблюдение: «Протекание и воздействия цунами». Видеоролик, с помощью которого можно наблюдать действие реального цунами и его последствия.

ЦОР 129 - Для работы без компьютера – Текстовый документ, в котором дается текст лекций, иллюстрации к которым приведены в ЦОРах 126 и 131.

ЦОР 130 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Умения вычленять и соотносить факторы цунами» - презентация, включающая в себя вопросы о поражающих факторах цунами, для проверки умения различать первичные и вторичные факторы цунами, знания воздействия на суда моретрясения. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ 3; задание 4 – ответ 2; задание 5 – ответ 2; задание 6 – ответ 5.

 

Ко второму вопросу урока «Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 131 - Иллюстрации к лекции: «Определение районов с угрозой возникновения цунами. Мероприятия по снижению такого воздействия» - презентация, представляющая иллюстрации к лекции (карты сейсмоактивных зон и расположения станций наблюдения и сейсмический станций, схематические изображения волноломов).

ЦОР 132 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи по защите от цунами» - презентация, в которой содержатся вопросы, проверяющие знание правил поведения во время цунами. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 2; задание 2 – ответ 3; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 2.

ЦОР 133 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Игровая ситуация по выполнению мероприятий по противодействию цунами» - презентация, включающая в себя вопросы, в которых рассматриваются различные ситуации приближения цунами и учащиеся должны принять правильное решение для своего спасения. Кроме ответов, приведенных в презентации, учащиеся могут предложить свои решения и обсудить их с учителем и одноклассниками. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ в); задание 2 – ответ в); задание 3 – ответ 7, 3, 2; задание 4 – ответ 1; задание 5 – ответ 2.

 

 

Урок 17

§ 5.6. Действия населения при угрозе цунами

 

К первому вопросу урока «Действия населения при оповещении об угрозе цунами» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 134 - Иллюстрации к лекции: «Действия населения, если известно о приближении цунами» - презентация, включающая в себя иллюстрации алгоритма действий при различных ситуациях во время цунами. Цель: познакомить учащихся с правилами поведения населения после оповещения об угрозе цунами.

ЦОР 135 - Вопросы для контроля (Контрольное задание): «Что делать, если цунами застало Вас в помещении?» - презентация, включающая в себя вопросы о поведении во время цунами. Для выполнения задания ученик должен выбрать правильную последовательность действий. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 6; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 3, 3, 4, 6, 8; задание 4 – ответ 2.

ЦОР 136 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Что делать, если цунами застало Вас на улице?» Для выполнения задания ученик должен оценить ситуацию, самостоятельно выбрать план действий с учетом правил поведения в зоне цунами, и осуществить этот план. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 1, 4, 5; задание 4 – ответ 2.

ЦОР 137 - Для работы без компьютера – Текстовый документ, в котором дается текст лекций, иллюстрации к которым приведены в ЦОРах 134, 138 и 139.

 

Ко второму вопросу урока «Действия населения при внезапном начале цунами» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 138 - Иллюстрации к лекции: «Как спастись, оказавшись в волне цунами?» - презентация, в которой приведены рисунки, иллюстрирующие поведение человека, оказавшегося в волне цунами. Цель: объяснить учащемуся способы спасения из такой трудной ситуации. Главное, не впадать в панику.

 

К третьему вопросу урока «Действия населения после отхода цунами» предлагаются следующие ЦОРы:

ЦОР 139 - Иллюстрации к лекции: «Действия населения после того, как волна цунами сошла» – презентация, в которой иллюстрированы действия населения после сходы цунами. Цель рассказать учащимся об опасностях, которые могут подстерегать после того, как волна цунами уже сошла и о мерах безопасности, которых они должны придерживаться.

ЦОР 140 - Вопросы для контроля (Тестовые задания): «Выполните необходимые действия при возвращении домой после цунами» - презентация, включающая в себя вопросы о поведении населения после схода волны цунами. Для выполнения задания ученик должен вспомнить правила действий после отхода цунами, проверить все объекты, которые могли быть повреждены или загрязнены, убедиться, что нечего не угрожает его безопасности и выполнить все дальнейшие необходимые действия. Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 3; задание 2 – ответ 2; задание 3 – ответ 4; задание 4 – ответ 4.

ЦОР 141 - Вопросы для контроля «Вопросы к параграфу» - презентация, включающая в себя вопросы на повторение темы «Цунами». Краткие ответы на вопросы: задание 1 – ответ 1; задание 2 – ответ 1; задание 3 – ответ 2; задание 4 – ответ 2.