Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

 

к учебнику

 

 

 «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

 

7 класс

 

 

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Корнейчук Ю.Ю., Жилов Ю.Д., Гаткин Е.Я., Петров С.В., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2005.-158 с. ил.

 

Этап 2 (3 – 4 четверти)

 

 

 

Москва

2007 г.

 

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Корнейчук Ю.Ю., Жилов Ю.Д., Гаткин Е.Я., Петров С.В., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2005 -158 с. ил.

Почти все представленные ЦОРы предназначены как для преподавателей, так и для обучающихся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

 

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эти презентации можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и таблицы.

Видеофильмы в формате Audio Video Interleave – avi.

 

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, со звуком. Такие презентации представлены в формате Flash или в виде видеофайла и управляются с помощью соответствующих плееров. В обоих форматах демонстрацию можно останавливать, а затем продолжать с места останова. В презентациях, представленных в видеоформате можно осуществлять произвольную навигацию при помощи движка. Однако мы рекомендуем прослушивать их с начала и до конца.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Практикум – презентация, в которой показана последовательность действий, для какой-то определенной цели. Работая с таким ЦОРом, ученики получают знания о том, что, и в какой именно последовательности следует делать в определенной ситуации.

Для практических занятий могут быть представлены и в виде иллюстрированных вопросов с альтернативными ответами, в нахождение ответов на которые должен участвовать весь класс.

Иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Иллюстрированная таблица – презентация, в которой представлена таблица с иллюстрациями. Таблица может быть снабжена гиперссылками от таблицы к иллюстрациями и обратно.

Анимированная схема – презентация, в которой приведена схема с элементами анимации.

Текст – в данном комплекте ЦОР всего один текстовый файл – это список полезной для подростков литературы о сексе.

Вопросы для контроля – презентация, включающая в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольных работ, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Анимированное изображение – изображение с элементами анимации, демонстрирующее какой-либо процесс.

Анимированная карта –

Для любознательных – материалы, содержащие в себе любопытные факты, истории, информацию и т.д., относящиеся к теме урока.

 

 

Поурочное распределение ЦОРов

 

Этап № 2 (3 – 4 четверть)

18 уроков, параграфы № 6 - № 10 раздела 1 и раздел II

 

Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

 

§ 6. Обвалы, оползни, сели

 

Урок 18

§ 6.1. Основные понятия, параметры и причины возникновения

§ 6.1.1. Обвалы

 

План урока:

 

1.      Что такое «опасные геологические явления».

2.      Обвалы. Причины возникновения обвалов.

3.      Классификация обвалов.

 

ЦОР 142. Опасные геологические явления.

ЦОР 143. Модель обвала.

ЦОР 144. Причины возникновения обвала.

ЦОР 145. Характеристики обвалов по мощности и по масштабу.

ЦОР 146. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 142 – это презентация, в которой представлены изображения наиболее распространенных опасных геологических природных явлений. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого вопроса урока в качестве иллюстраций.

ЦОР 143 – это анимационное изображение, представляющее собой модель обвала. ЦОР демонстрируется в качестве иллюстрации ко второму вопросу урока. Обвал начинается по щелчку мышью.

ЦОР 144 – это презентация, в которой представлены изображения обвалов, возникших от различных причин. ЦОР демонстрируется в качестве иллюстраций ко второму вопросу урока.

ЦОР 145 - это презентация, включающая в себя две таблицы, представляющие характеристики обвалов по мощности обвального процесса и масштабу проявления. Кроме того, приложены иллюстрации обвалов с различными характеристиками. ЦОР демонстрируется к третьему вопросу урока.

ЦОР 146 – презентация, включающая в себя вопросы с альтернативными ответами. В первом вопросе, снежные лавины отмечены как геологическое явление. Но в некоторых источниках они считаются метеорологическими явлениями, можно об этом сказать ученикам. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 1, 3; задание № 3 – ответ 1; задание № 4 – ответ 4; задание № 5 – ответ 3. В конце каждого урока имеется ЦОР такого типа. Они предназначены для самостоятельной работы учеников.

 

 

Урок 19

§ 6.1. Основные понятия, параметры и причины возникновения

§ 6.1.2. Оползни

 

План урока:

 

1.      Оползни.

2.      Причины возникновения оползней.

3.      Классификация оползней.

 

ЦОР 147. Модель оползня

ЦОР 148. Причины возникновения оползней

ЦОР 149. Основные параметры оползня

ЦОР 150. Характеристики обвалов по мощности и по масштабу.

ЦОР 152. Типы оползней по месту образования

ЦОР 153. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 147 – это презентация, включающая в себя анимационное изображение, представляющее модель оползня. ЦОР демонстрируется в качестве иллюстрации к первому вопросу урока. Оползень начинается по щелчку мышью.

ЦОР 148 - это презентация, в которой рассказывается о причинах возникновения оползней. ЦОР используется в виде иллюстраций ко второму вопросу урока.

ЦОP 149 - это озвученная презентация, в которой дается определение оползня, рассказывается о видах и основных параметрах оползней. Длительность - 0:02:23. ЦОР предназначен для раскрытия третьего вопроса урока.

ЦОР 150 – это презентация, включающая в себя иллюстрированную таблицу с гиперссылками, в которой даны характеристики оползней по мощности и по масштабу. ЦОР используется в виде справочного материала и иллюстраций к третьему вопросу урока.

ЦОР 151 – под этим номером мы по ошибке повторили тот же ЦОР, что и под номером 150, чтобы не вносить путаницы, мы решили не менять нумерацию следующих ЦОРов.

ЦОР 152 – это озвученная презентация. Рассказывается об оползнях, дается их классификация по месту образования. Длительность - 0:02:52. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 153 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 1; задание № 3 – ответ 1; задание № 4 – ответ 4; задание № 5 – ответ 2.

 

 

 

Урок 20

§ 6.1. Основные понятия, параметры и причины возникновения

§ 6.1.3. Сели

 

План урока:

 

1.      Что такое «сель».

2.      Основные виды селевых потоков.

3.      Причины возникновения селей.

4.      Характеристики селя.

 

ЦОР 154. Модель селя

ЦОР 155. Виды селевого потока

ЦОР 156. Условия возникновения селя

ЦОР 157. Характеристики селевого потока

ЦОР 158. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 154 – презентация, включающая в себя анимационную модель селя. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 155 - это презентация, включающая в себя иллюстрации, сопровождающие рассказ учителя об основных видах селевых потоков.

ЦОР 156 – это презентация, включающая в себя иллюстрации, сопровождающие раскрытие вопроса о причинах возникновения селей.

ЦОР 157 – это презентация, включающая в себя две иллюстрированные таблицы с гиперссылками: таблица, в которой даны характеристики селевого потока в зависимости от соотношения твердого и жидкого вещества и по суммарному объему селевого выноса. ЦОР используется при рассмотрении последнего вопроса урока.

ЦОР 158 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 3; задание № 3 – ответ 4; задание № 4 – ответ 1; задание № 5 – ответ 1.

 

 

 

Урок 21

§ 6.2. Поражающие факторы обвалов, оползней и селей

§6.3. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей

и меры по снижению ущерба от них

 

План урока:

 

1.      Поражающие факторы обвалов, оползней и селей.

2.      Районы России наиболее подверженные обвалам и оползням и селям

3.      Пассивные и активные профилактические мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей.

 

ЦОР 159. Основные поражающие факторы обвалов, оползней и селей

ЦОР 160. Районы России наиболее подверженные обвалам и оползням

ЦОР 161. Селеопасные районы России

ЦОР 162. Пассивные мероприятия по предупреждению обвалов, оползней

ЦОР 163. Активные мероприятия по предупреждению обвалов, оползней

ЦОР 164. Вопросы к параграфу.

 

Для обсуждения первого вопроса урока используется ЦОР 159, представляющий собой презентацию, включающую в себя иллюстрации к рассказу учителя об основных поражающих факторах обвалов, оползней и селей. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 160 – это анимированная карта, на которой отмечены наиболее подверженные обвалам и оползням районы России. ЦОР предназначен для использования в качестве иллюстрации при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 161 – это анимированная карта, на которой отмечены наиболее селеопасные районы России. ЦОР 161 может быть использован при обсуждении второго вопроса урока.

ЦОР 162 – это презентация, включающая в себя иллюстрации к рассказу учителя о пассивных мероприятиях по предупреждению обвалов и оползней. ЦОР используется для раскрытия последнего вопроса урока.

ЦОР 163 - это презентация, включающая в себя иллюстрации к рассказу учителя об активных мероприятиях по предупреждению обвалов и оползней. ЦОР используется для раскрытия последнего вопроса урока.

ЦОР 164 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 1; задание № 3 – ответ 1; задание № 4 – ответ 1; задание № 5 – ответы 1, 3.

 

 

Урок 22

§ 6.4. Правила безопасного поведения при проявлении обвалов, оползней и селей

 

План урока:

 

1.      Что должно знать население, проживающее в обвало-, оползне-, селеопасных районах.

2.      Оповещение населения об угрозе обвалов, оползней и селей.

3.      Подготовка к эвакуации, что с собой брать.

4.      Что делать при внезапном проявлении обвалов, оползней и селей?

5.      Что делать после окончания обвалов, оползней и селей?

 

ЦОР 165. Оповещение населения

ЦОР 166. Подготовка к эвакуации

ЦОР 167. Экстренный выход из опасной зоны

ЦОР 168. Что делать, если Вы оказались на поверхности движущегося оползневого потока?

ЦОР 169. Действия после того, как опасность прошла.

ЦОР 170. Данные о самых крупных опасные геологических явлениях.

ЦОР 171. Вопросы к параграфу.

 

При раскрытии первого вопроса урока используется материал учебника.

ЦОР 165 – это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о способах оповещения населения при чрезвычайных ситуациях. Длительность - 0:02:47. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 166 – это презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Ученики работают с этим ЦОР в виде практического занятия на тему о подготовке к эвакуации. Класс разбивается на две группы, каждая из которых должны ответить на все вопросы и отправить номера ответов учителю. Вопросы учитель показывает на проекционном экране. Каждый вопрос в группе обсуждается и сообща выбирается ответ. После объявления ответа обоими командами, учитель щелкает мышью по выбранным ответам и по результату присваивает баллы командам. За правильный ответ – 1, за неправильный – 0. Обе команды должны объяснить, почему выбрали именно этот ответ. Выигрывает команда, набравшая больше баллов. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 3; задание № 2 – ответ 1; задание № 3 – ответ 6; задание № 4 – ответ 1; задание № 5 – ответ 1.

ЦОР 167 - это презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Ученики работают с этим ЦОР в виде практического занятия на тему об экстренном выходе из опасной зоны. Класс опять разбивается на группы, как при работе с предыдущим ЦОРом, но на этот раз группа, которая ответила неправильно, попадает в лапы соответствующей стихии. Чтобы выбраться из нее, они должны вспомнить методы спасения. Если пленники стихии не справляются с задачей – им помогают оставшиеся в безопасности ученики и учитель. Правильные ответы: задание № 1 – ответы 1, 3; задание № 2 – ответы 3, 5; задание № 3 – ответ 1; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответ 2.

ЦОР 168 - это презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Ученики работают с этим ЦОР в виде практического занятия на тему о том, как себя вести и что делать, оказавшись на поверхности движущегося оползневого потока. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 4; задание № 3 – ответ 2; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответ 1.

ЦОР 169 - это презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Ученики работают с этим ЦОР в виде практического занятия на тему о том, какие действия необходимо предпринять после того, как опасность миновала. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 2; задание № 3 – ответ 4; задание № 4 – ответ 2.

С ЦОРами 168 и 169 можно проводить работу в игровой форме, как и с ЦОРами 166 и 167. Главное условие, чтобы работа проводилась в группе и под руководством преподавателя.

ЦОР 170 – это презентация, рассказывающая о самых крупных опасных геологических явлениях и их последствиях. ЦОР можно предложить ученикам для самостоятельного ознакомления. Учитель может показать ЦОР во время урока, в качестве заключения к теме об опасных геологических явлениях.

ЦОР 171 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. С этим ЦОР ученики работают самостоятельно. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 2; задание № 3 – ответ 1; задание № 4 – ответ 1; задание № 5 – ответ 1.

 

 

§ 7. Лесные и торфяные пожары

 

Урок 23

§ 7.1. Понятие лесных и торфяных пожаров

 

План урока:

 

1.      Понятие лесного пожара

2.      Отчего возникают лесные пожары.

3.      Понятие подземных или торфяных пожаров

4.      Пожароопасные районы России.

 

ЦОР 172. Что такое пожар?

ЦОР 173. Что такое лесной пожар

ЦОР 174. Причины возникновения лесного пожара

ЦОР 175. Что такое подземный или торфяной пожар

ЦОР 176. Пожароопасные районы.

ЦОР 177. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 172 – это слайд-шоу со звуком, в котором дается определение пожара и приводится различная квалификация пожаров. В конце приводятся вопросы, на которые ученики должны ответить. Длительность - 0:02:04. ЦОР может демонстрироваться в качестве вступления к теме о пожарах, как повторение пройденного в младших классах.

ЦОР 173 – это озвученная презентация, дающая определение лесных пожаров, приведены различные виды пожаров. Длительность - 0:03:20. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 174 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. ЦОР предназначен для самостоятельной работы учеников. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 2; задание № 3 – ответ 3; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответы 2,3; задание № 6 – ответ 2.

ЦОР 175 – презентация, включающая в себя иллюстрации к рассказу учителя о торфяных (подземных) пожарах. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 176 – это озвученная презентация, в которой рассказывается о видах пожаров. Представлена карта с элементами анимации, на которой показаны наиболее пожароопасные районы России. Длительность - 0:01:50. ЦОР демонстрируется при раскрытии 4-го вопроса урока.

ЦОР 177 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 2; задание № 3 – ответ 2; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответ 1.

 

 

Урок 24

§ 7.2. Классификация лесных и торфяных пожаров

 

План урока:

 

1.      Классификация лесных пожаров.

2.      Низовые и верховые лесные пожары.

3.      Характеристики различных типов лесных пожаров.

4.      Подземные торфяные пожары.

 

ЦОР 178. Классификация лесных пожаров

ЦОР 179. Низовые и верховые лесные пожары

ЦОР 180. Подземные торфяные пожары

ЦОР 181. Характеристика лесных пожаров

ЦОР 182. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 178 – презентация, включающая в себя схемы с элементами анимации, отражающие классификацию пожаров по площади, характеру и скорости распространения огня, а также его высоты. ЦОР используется при раскрытии первого вопроса урока, в качестве иллюстрации.

ЦОР 179 – это презентация, включающая в себя иллюстрации к рассказу учителя о низовых и верховых пожарах. Используется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 180 – это презентация, включающая в себя иллюстрации к рассказу учителя о подземных торфяных пожарах. Используется при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 181 – это иллюстрированная таблица с гиперссылками, в которой приведены характеристики лесных пожаров. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 182 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 1; задание № 3 – ответ 2; задание № 4 – ответ 3; задание № 5 – ответ 4; задание № 6 – ответ 1, задание № 7 – ответ 1, задание № 8 – ответ 2.

 

 

Урок 25

§ 7.3. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров

 

План урока:

 

1.      Причины лесных пожаров

2.      Первичные и вторичные поражающие факторы лесных пожаров

3.      Огненный шторм и его последствия.

 

 

ЦОР 183. Причины возникновения лесных пожаров.

ЦОР 184. Первичные поражающие факторы лесных пожаров

ЦОР 185. Вторичные поражающие факторы лесных пожаров

ЦОР 186. Огненный шторм

ЦОР 187. Статистика лесных пожаров в России за последние годы.

ЦОР 188. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 183 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами на тему о причинах лесных пожаров. Это ЦОР предназначен для закрепления знаний после раскрытия учителем первого вопроса урока. Работа с ЦОРом выполняется под контролем учителя, для каждого вопроса вызывается один ученик. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 3; задание № 3 – ответ 2; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответ 1.

ЦОР 184 – это слайд-шоу со звуком, рассказывающий о первичных поражающих факторах лесных пожаров. Длительность - 0:01:19. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 185 - это презентация, включающая в себя иллюстрации к рассказу учителя о вторичных поражающих факторах лесных пожаров. Используется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 186 – это озвученная презентация, в которой дается определение огненного шторма, и перечисляются условия его возникновения. Длительность - 0:01:49. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 187 – это слайд-шоу со звуком, в которой дается статистическая информация о лесных пожарах в России за последние годы. Длительность - 0:05:39. ЦОР демонстрируется не только для получения знаний, но и в воспитательных целях, просмотрев его, ученики должны осознать, к бедствиям какого масштаба может привести безответственное поведение по отношению к природе.

ЦОР 188 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 3; задание № 2 – ответ 3; задание № 3 – ответ 2; задание № 4 – ответ 1; задание № 5 – ответ 1.

 

 

Урок 26

§ 7.4. Предупреждение лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними

 

План урока:

 

1.      Наблюдение за лесными угодьями

2.      Заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных и торфяных пожаров.

3.      Непосредственное тушение огня

4.      Косвенные методы тушения пожаров.

 

 

ЦОР 189. Заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных и торфяных пожаров.

ЦОР 190. Методы непосредственного тушения огня

ЦОР 191. Косвенные методы тушения огня.

ЦОР 192. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 189 – это презентация, включающая в себя иллюстрации к рассказу учителя о том, как себя вести в лесу в пожароопасный период. Используется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 190 – это слайд-шоу со звуком, рассказывающее о методах тушения пожаров. Длительность - 0:01:59. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 191 - это слайд-шоу со звуком, рассказывающий о косвенных методах тушения огня. Длительность - 0:02:04. ЦОР демонстрируется при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 192 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 1; задание № 3 – ответ 4; задание № 4 – ответ 1; задание № 5 – ответ 1.

 

 

 

Урок 27

§ 7.5. Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них

 

План урока:

 

1.      Правила поведения в лесу в пожароопасный сезон.

2.      Участи в борьбе с лесными и торфяными пожарами.

3.      Первая помощь при получении ожогов.

 

ЦОР 193. Поведение в лесу в пожароопасный сезон

ЦОР 194. Меры предосторожности при тушении лесных пожаров

ЦОР 195. Тушение подземных пожаров

ЦОР 196. Действия при получении ожогов.

ЦОР 197. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 193 – это презентация, в которой даются практические советы о безопасном поведении в лесу в пожароопасный сезон. ЦОР может быть использован при раскрытии первого вопроса урока в качестве иллюстрации к рассказу учителя. Ученики могут использовать ЦОР для самостоятельных занятий.

ЦОР 194 – это презентация, включающая в себя практические советы о мерах предосторожности при тушении лесных пожаров. Используется при раскрытии второго вопроса урока в виде иллюстрации к рассказу учителя. Ученики могут использовать ЦОР для самостоятельных занятий.

ЦОР 195 – это презентация, рассказывающая о способах тушения подземных пожаров. ЦОР используется для раскрытия второго вопроса урока в качестве иллюстрации. Ученики могут использовать ЦОР для самостоятельных занятий.

ЦОР 196 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Этот ЦОР предназначен для получения практических знаний о выполнении необходимых действий при получении ожогов. В ответах на вопросы принимает участие весь класс, каждый вопрос рассматривается всесторонне и обсуждается. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 1; задание № 3 – ответ 3; задание № 4 – ответ 3; задание № 5 – ответ 3.

ЦОР 197 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 3; задание № 3 – ответ 2; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответ 1.

 

 

 

§ 8. Общие рекомендации учащимся по поведению при стихийных бедствиях, опасных явлениях природы

 

Урок 28

 

План урока:

 

1.      Государственные меры по своевременному прогнозированию и оповещению и реагированию при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2.      Как действовать, если в момент неожиданного возникновения стихийного бедствия вы находитесь в помещении.

3.      Как действовать, если стихийное бедствие застигло вас там, где вы не услышите предупреждающих сигналов оповещения.

4.      Снежные лавины, тонкий лед и гололед, вот чего нужно остерегаться зимой.

5.      Гроза, ливни и град могут быть опасны летом.

6.      Движение «Юный спасатель

 

ЦОР 198. Силы экстренного реагирования

ЦОР 199. Как вызвать службу спасения

ЦОР 200. Вы оказались на улице во время стихийного бедствия.

ЦОР 201. Зимние и летние опасности

ЦОР 202. Движение «Юный спасатель»

ЦОР 203. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 198 – презентация с иллюстрациями, посвященная силам экстренного реагирования. ЦОР используется при раскрытии первого вопроса урока, в качестве иллюстрации к рассказу учителя.

ЦОР 199 – это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается, как при необходимости вызвать службу спасения. Длительность - 0:02:36. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 200 – это слайд-шоу со звуком, в котором даются практические советы (вернее, напоминаются, потому что все это ученики уже проходили) о том, как себя вести во время стихийного бедствия, если вы оказались на улице. Длительность - 0:02:31. В конце файла на экран выводятся вопросы, на которые нужно ответить. Некоторые из них могут послужить темой для дискуссии. ЦОР демонстрируется при рассмотрении третьего вопроса урока.

ЦОР 201 – это слайд-шоу со звуком, в котором даются практические советы (и в данном случае мы имеем повторение пройденного) о том, как уберечь себя от зимних и летних опасностей. Длительность - 0:03:19. В конце этого ЦОРа тоже имеются вопросы, на которые ученики должны ответить в классе.

ЦОР 202 – это слайд-шоу со звуком, посвященное движению «Юный спасатель». Длительность - 0:02:51. В ЦОРе рассказывается о почетной профессии спасателя и о том чему нужно учиться, чтобы стать спасателем. Кроме всего прочего, ЦОР выполняет воспитательную функцию.

ЦОР 203 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 3; задание № 2 – ответы 1, 3; задание № 3 – ответ 3; задание № 4 – ответ 3; задание № 5 – ответы 1 и 2.

 

 

 

Глава 2. Криминальные ситуации и безопасность человека

 

§ 9. Основы безопасности поведения в толпе. Паника

 

Урок 29

 

План урока:

 

1.      Толпа и ее закономерности. Паника и стадное чувство толпы

2.      Личные меры безопасности участников массовых мероприятий.

 

ЦОР 204. Толпа - примеры

ЦОР 205. Закономерности толпы

ЦОР 206. Правила поведения в толпе

ЦОР 207. Что надеть Маше, если она идет на концерт на стадионе.

ЦОР 208. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 204 – презентация иллюстрирующая понятие толпы, причины ее возникновения, различные виды толпы. ЦОР предназначен для иллюстрации раскрытия учителем первого вопроса урока.

ЦОР 205 – это слайд-шоу со звуком, в котором дается определение толпы, рассказывается, как толпа формируется и какие фазы проходит при этом. Объясняется, что является характерной чертой толпы, и каковы ее закономерности. Длительность - 0:01:49.

ЦОР 206 – это презентация, в которой раскрываются правила поведения в толпе. Объясняется, как нужно одеваться, отправляясь в места скопления большого количества людей, что нельзя брать с собой, а что брать обязательно. Чего нужно остерегаться, и как уйти от толпы. ЦОР может быть использован учениками для самостоятельной работы и в качестве иллюстрации к рассказу учителя при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 207 – это презентация – тест, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Ученики должны выбрать правильные ответы в чем же Маше идти на концерт на стадионе на концерт. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 2; задание № 3 – ответ 3; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответ 2, задание № 6 – ответ 5; задание № 7 – ответ 2.

ЦОР 208 - презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 2; задание № 3 – ответ 3; задание № 4 – ответ 3; задание № 5 – ответ 4.

 

 

 

7.    Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия

 

Урок 30

§ 10.1. Общие принципы поведения

 

План урока:

 

1.      Что такое «половое преступление», кто на него способен, и что делать ребенку в случае сексуальных домогательств.

2.      Последствия сексуального воздействия на ребенка.

3.      Как избежать сексуальных домогательств.

4.      Как распознать человека, способного на половое преступление.

5.      Почему алкоголь и наркотики могут быть причиной  сексуального насилия.

 

ЦОР 209. Что делать ребенку, если он подвергается сексуальным домогательствам у себя дома.

ЦОР 210. Последствия сексуального воздействия на ребенка

ЦОР 211. Как себя вести, чтобы не подвергнуться сексуальным домогательствам

ЦОР 212. Как распознать человека, склонного к половым преступлениям?

ЦОР 213. Алкоголь, наркотики и сексуальные преступления.

ЦОР 214. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 209 – это слайд-шоу со звуком, в котором даются советы ребенку, который подвергается сексуальным домогательствам или насилию, в том числе и со стороны лиц, проживающих с ребенком в одной квартире или являющихся близкими людьми. Длительность - 0:02:27. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 210 - это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о последствиях сексуального воздействия на ребенка. Длительность - 0:02:29. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 211 – это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается как себя вести, чтобы не подвергаться сексуальным домогательствам. Длительность - 0:02:38. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 212 – это слайд-шоу со звуком, дающее знания о том, как распознать человека, склонного к половым преступлениям. В ЦОРе даются рекомендации, как вести себя с подозрительными людьми. Длительность - 0:03:00. ЦОР демонстрируется при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 213 – это слайд-шоу со звуком, сопровождающий раскрытие последнего вопроса урока, посвященного тому, как алкоголь и наркотики могут быть причиной сексуальных преступлений. Длительность - 0:02:44.

ЦОР 214 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: вопрос № 1 – ответ 2; вопрос № 2 – ответ 1; вопрос № 3 – ответ 1; вопрос № 4 – ответ 2; вопрос № 5 – ответ 2; вопрос № 6 – ответ 2; вопрос № 7 – ответ 2; вопрос № 8 – ответ 2; вопрос № 9 – ответ 3; вопрос № 10 – ответ 1.

 

 

Урок 31

§ 10.2. Специальные рекомендации девушкам-подросткам

 

План урока:

 

1.      Как могут растолковать взгляды, жесты и внешний вид девушки представители противоположного пола.

2.      Как должна вести себя юная особа, чтобы не оказаться жертвой сексуального насилия.

3.      Чего нельзя делать молодой девушке в целях своей безопасности.

 

ЦОР 215. Полезная литература о сексе

ЦОР 216. Тайные знаки и их толкование

ЦОР 217. Хороший вкус – это красиво и безопасно

ЦОР 218. Что должна знать девушка о юношах и мужчинах

ЦОР 219. Погуляем?

ЦОР 220. На молодежной вечеринке или на дискотеке

ЦОР 221. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 215 - это список литературы о сексе, сексуальной жизни, отношениях между полами, который рекомендуется подросткам. В этих книгах ученики могут прочитать о том, о чем родители не могут им рассказать, потому что не найдут подходящих слов или будут смущены. И о чем дети обычно узнают во дворе от таких же малограмотных в этом вопросе друзей.

ЦОР 216 - это слайд-шоу со звуком, рассказывающий о том, какое толкование может быть в тех или иных поступках, словах, взглядах. О том, как молодые девушки привлекательные и несколько наивные провоцируют своим поведением, порой неосознанно, насильников. Длительность - 0:03:07. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 217 – это слайд-шоу со звуком, в котором даются рекомендации девушкам, как правильно одеваться, чтобы выглядеть элегантно, но не вульгарно, чтобы не дать никому повода воспринимать себя как легкомысленную и легкодоступную девушку. Длительность - 0:02:44. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 218 – это слайд-шоу со звуком, которое рассказывает девушкам о юношах в период полового созревания, об их отличии от девушек в восприятии, ощущениях и поведении. Длительность - 0:02:52. ЦОР можно рекомендовать ученикам для самостоятельного чтения.

ЦОР 219 – это слайд-шоу со звуком, рассказывающее о том, на что девушке нужно обратить внимание, когда с ней знакомится парень, с целью определить его адекватность. Длительность - 0:02:09. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго или третьего вопроса урока.

ЦОР 220 – это слайд-шоу со звуком, которое дает рекомендации девушкам, как вести себя на молодежной вечеринке или дискотеке, чтобы избежать насилия. Длительность - 0:03:10. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 221 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: вопрос № 1 – ответ 1; вопрос № 2 – ответ 2; вопрос № 3 – ответ 2; вопрос № 4 – ответ 1; вопрос № 5 – ответ 2; вопрос № 6 – ответ 1; вопрос № 7 – ответ 1; вопрос № 8 – ответ 1.

 

 

 

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

 

Глава 1. Первая помощь при ранениях и травмах

 

Урок 32

§ 1. Виды ран, первая помощь при ранениях

§ 2. Правила наложения повязок

 

План урока:

 

1.      Виды ран.

2.      Раневые инфекции. Столбняк.

3.      Первая помощь при ранениях

4.      Правила наложения повязок.

 

ЦОР 222. Раны и их виды

ЦОР 223. Что такое столбняк и как с ним бороться

ЦОР 224. Первая помощь при ранениях

ЦОР 225. Перевязочные материалы

ЦОР 226. Правила наложения повязок.

ЦОР 227. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 222 – это таблица различных видов ран с их описанием и иллюстрациями. Таблица может использоваться при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 223 – это озвученная презентация, в которой рассказывается о том, что такое столбняк, каковы его симптомы и какова профилактика. Длительность - 0:03:00. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 224 – это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается какую помощь нужно оказать пострадавшему при ранениях. Как остановить кровотечение. Длительность - 0:02:36. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОРы 225 и 226 демонстрируются для раскрытия четвертого вопроса урока. После просмотра этих ЦОРов можно потренироваться в наложении повязок на разные части тела. Устроить конкурс на лучшую повязку.

ЦОР 225 – это озвученная презентация, которая дает информацию о перевязочном материале, рассматривает наиболее часто используемые в быту виды перевязочных материалов. Длительность - 0:04:57.

ЦОР 226 – это озвученная презентация, которая рассказывает, как правильно наложить повязку. Виды повязок и способы бинтования. Длительность - 0:03:45.

ЦОР 227 - презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 2; задание № 2 – ответ 1; задание № 3 – ответ 1; задание № 4 – ответ 3; задание № 5 – ответы 1,3.

 

 

Урок 33

§ 3. Первая помощь при переломах

 

План урока:

 

1.      Переломы и другие травмы костей.

2.      Наложение шин при переломах костей.

3.      Действия при травматической ампутации конечности.

 

ЦОР 228. Открытые и закрытые переломы

ЦОР 229. Наложение шин

ЦОР 230. Первая помощь при переломе ребер

ЦОР 231. Первая помощь при травматической ампутации.

ЦОР 232. Вопросы к параграфу.

 

Раскрытие первого вопроса урока сопровождается демонстрацией ЦОР 228 - это озвученная презентация, в которой дается медицинское определение перелома, разъясняются характерные признаки открытых и закрытых переломов и какими осложнениями они опасны. Длительность - 0:04:02.

Обсуждение второго вопроса урока сопровождается демонстрацией ЦОР 229 - это озвученная презентация, в которой рассмотрены меры предосторожности при обработке ран и наложении на них повязок, способы наложения шин и обездвиживания поврежденного участка тела при открытых и закрытых переломах. Длительность - 0:03:06.

После просмотра ЦОРа ученики разбиваются на группы, и каждой группе дается задание: наложить шину на ногу, на руку, обработать рану, наложить повязку на рану на ноге, руке, голове, и т.д. Каждая группа показывается всему классу и объясняет, как это делается.

ЦОР 230 - это озвученная презентация, в которой приводятся причины переломов ребер, характерные признаки распознавания переломов ребер, а также разъясняются приемы оказания первой помощи. Длительность – 0:02:52.

ЦОР 231 - это озвученная презентация, в которой даётся определение травматической ампутации, указываются случаи её возникновения и объясняются пошаговые действия для оказания первой помощи пострадавшему до прибытия машины скорой помощи. Длительность - 0:04:38.

ЦОР 232 - презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 2; задание № 3 – ответ 2; задание № 4 – ответ 1; задание № 5 – ответ 2; задание № 6 – ответ 2.

 

 

Глава 2. Основы здорового образа жизни

 

Урок 34

§ 4. Факторы, разрушающие здоровье

 

План урока:

 

1.      Что разрушает наше здоровье и как вести здоровый образ жизни.

2.      Дурная привычка – курение.

3.      Алкоголизм и алкогольная зависимость.

4.      Наркомания и токсикомания – смертельная болезнь в молодом возрасте.

 

ЦОР 233. Факторы, разрушающие здоровье

ЦОР 234. Здоровый образ жизни

ЦОР 235. Алкоголизм

ЦОР 236. Наркомания и токсикомания

ЦОР 237. Вред курения

ЦОР 238. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 233 – это презентация, в которой перечисляются основные факторы, разрушающие здоровье и описывается, какой вред они наносят не только на здоровье, но и на психику ребенка. ЦОР используется для раскрытия первого вопроса урока в качестве иллюстрации. А ученики могут познакомиться с презентацией самостоятельно.

ЦОР 234 – это презентация c иллюстрациями о том, какой образ жизни считается здоровым и что же все-таки нужно делать, чтобы быть здоровым. ЦОР можно демонстрировать при раскрытии первого вопроса урока в качестве иллюстрации. Ученики могут ознакомиться с презентацией подробнее самостоятельно.

ЦОР 235 – это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о вреде алкоголизма и алкогольной зависимости. Длительность - 0:01:32. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 236 – это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о том, что такое наркотики, какие вещества называются наркотиками, кто такой наркоман, что такое токсикомания. Перечисляются признаки наркомании и токсикомании. Длительность - 0:08:13.

ЦОР 237 – это слайд-шоу со звуком о вреде курения, о том, что такое никотин, о вреде табачного дыма. Длительность - 0:03:40.

ЦОР 238 - презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: задание № 1 – ответ 1; задание № 2 – ответ 5; задание № 3 – ответ 1; задание № 4 – ответ 2; задание № 5 – ответ 6; задание № 6 – ответ 2; задание № 7 – ответ 1.

 

 

Урок 35

§ 5. Особенности здорового образа жизни в период полового созревания

 

План урока:

 

1.      Период полового созревания, его особенности.

2.      Охрана репродуктивного здоровья.

 

ЦОР 239. Пубертатный период

ЦОР 240. Гигиена тела

ЦОР 241. Репродуктивная система

ЦОР 242. Ранние аборты и заболевания, передаваемые половым путем

ЦОР 243. Вопросы к параграфу.

 

Обсуждение первого вопроса урока сопровождается демонстрацией ЦОР 239 - это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о фазе развития человека, способствующей наступлению его половой и физической зрелости, о сроках наступления пубертата и об изменениях, происходящих в это время в организме девочки и мальчика. Длительность - 0:05:00.

ЦОР 240 - это озвученная презентация, в которой ведутся беседы об общих правилах личной гигиены девочек и мальчиков в период полового созревания, о способах ухода за кожей, избавления от юношеских угрей и о сохранении здоровья. Длительность - 0:04:52.

ЦОР 241 – это озвученная презентация, в которой рассказывается о репродуктивной системе, женской и мужской. Длительность 0:04:55.

ЦОР 242 – это слайд-шоу со звуком, которое рассказывает о том, к чему могут привести ранние половые отношения, а именно об абортах, их вреде и последствиях. Длительность 0:05:01.

ЦОР 243 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Правильные ответы: вопрос № 1 – ответ 1; вопрос № 2 – ответы 1; вопрос № 3 – ответ 1; вопрос № 4 – ответ 3; вопрос № 5 – ответ 3; вопрос № 6 – ответ 3; вопрос № 7 – ответ 1; вопрос № 8 – ответ 3.