Города, в которых велосипед – это массовое средство передвижения

Во всем мире насчитывается свыше миллиарда велосипедов, используются они по-разному: 70% всех велосипедов служат средством передвижения, 29% используются для отдыха и только 1% - для спортивных соревнований. Во многих странах велосипед служит основным средством передвижения по суше на такие расстояния, которые трудно преодолеть пешком.

Среди промышленно развитых стран наибольшей популярностью велосипеды пользуются у жителей Западной Европы: велосипеды там есть у 115 миллионов человек.

Стоянка велосипедов в Дании

Самая «велосипедная» страна Европы - Дания, средний датчанин проезжает за год на велосипеде 893 километра. Без преувеличения можно сказать, что для датчан велосипед не роскошь, а действительно «вторые ноги». В менталитет скандинавов просто впечатано, что крутить педали - это удобно, экологично, полезно для здоровья. В конце концов - рационально: переводя расход энергии велосипедиста в килокалории и сравнивая его с показателями автомобиля, можно видеть, что в среднем велосипед проезжает 550 километров на литр условного топлива, при этом, не загрязняя окружающей среды ни на йоту. Если велосипед в Дании и не вытеснил с дорог автомобиль, то очень серьезно его потеснил. Сегодня 20 % всех поездок совершается на велосипедах. Велосипедные дороги содержатся образцово. Десять велосипедных дорог национального значения имеют общую протяженность 3300 км и дополняются дорогами местного значения. И если Дания велосипедная страна, то Копенгаген - достойная этой страны столица. В Копенгагене 300 км велосипедных дорожек и 1000 муниципальных велосипедов, бесплатно предоставляемых гражданам для поездок по городу. Каждая улица Копенгагена имеет свою велосипедную дорожку. Можно бесплатно взять на прокат велосипед, причём на любой срок. Необходимо опустить в автомат у стойки с велосипедами монету в 20 крон и забрать велосипед. При возвращении велосипеда в любую из более чем 100 стоек монета будет возвращена. Но как Копенгагену удалось стать самым велосипедным городом в мире? Прежде всего, потому, что велосипеду придали статус общественного транспорта, который имеет приоритет на дорогах и перекрестках. В городе создали разветвленную сеть велосипедных дорожек, и даже собственные сигналы светофора. Но главное, автомобилистам создали невыносимые экономические условия, так что автомобиль в Копенгагене стал скорее роскошью, чем средством передвижения. Так, при покупке нового автомобиля налоги составляют 200% от цены машины. Кроме того, бесплатных парковочных мест в городе не осталось, везде приходится платить. И еще дело в том, что находящийся за рулем велосипеда участник движения знает, что прав у него никак не меньше, чем у коллеги-автомобилиста. Более того - водители обязаны во многом уступать велосипедистам, учитывая их большую уязвимость.

Общепризнанной “велосипедной страной Европы” являются и Нидерланды — в этой небольшой и преимущественно равнинной стране распространение велосипедов сделалось государственной политикой, достаточно сказать, что на развитие их использования отдано 10 % всех расходов на наземный транспорт. В городах устраиваются специальные велосипедные дорожки, очерченные белыми линиями или выделенные специальным цветным покрытием; парковочные площадки; велосипеды позволено брать в общественный транспорт. Общая протяженность велодорожек в Нидерландах — 15 000 км. В Амстердаме велосипеды легко взять напрокат во многих гостиницах. Есть даже специальная гостиница для велосипедистов. Звук велосипедного звонка - неотъемлемая составляющая особого духа голландской столицы, где, по самым скромным подсчетам, ежедневно на улицу выезжают около 400 000 велосипедистов. Есть возможность арендовать водный велосипед, велосипед-тандем и даже велосипед для 8 человек. В этом городе велосипеды - обычное средство передвижения, куда более распространенное, чем автомобили. Велопрокат обеспечивают ж/д станции, веломагазины, гостиницы. В пассажирских поездах выделяют вагоны для пассажиров с велосипедами. И – главное! – велосипедисты всегда имеют преимущество перед автотранспортом.

Велосипеды давно пользуются огромной популярностью в Германии. В стране с населением в 83 млн. человек насчитывается более 150 млн. мужских, женских и детских велосипедов. Предназначенных порой для поездки полулежа, для кручения педалей сразу вдвоем, для перевозки не только пассажира, но и груза. В Германии же для велосипедов и велосипедистов создан режим особого благоприятствования. Парковки - по всему городу! Немцы позаботились и о туристах, предлагая им велосипеды на вокзалах. Взять их на прокат проще простого – с помощью телефона и безналичного банковского расчета. Позже ярко-желтые «помощники туристов» оставляются в любом месте города, и спецгрузовички, ориентируясь на радиосигнал маяка, возвращают двухколесный транспорт на прежнее место. Разумеется, раз велосипедист стал неотъемлемой частью дорожного движения, то для них созданы особые условия.

Созданный в Германии велосипед на 7 человек

Чтобы исключить столкновения с автомобилями, для велосипедов созданы специальные дорожки. Их в Германии множество. Полосы для проезда велосипеда вымощены красной брусчаткой, и верх неприличия не то, что проехать на машине - пройти пешком по этой зоне. Имеются даже специальные велосипедные атласы для выбора маршрутов через всю страну. Но и от самих любителей двухколесного транспорта автоинспекторы требуют соблюдения правил. Важнейшее из них – быть за рулем трезвым и не мчаться на красный свет. Обязательным также является проезд в разрешенном указателями направлении. За Мюнстером, закреплен неофициальный титул велосипедной столицы Германии. В Мюнстере - самая большая в Европе велосипедная парковка, она занимает грандиозную площадь, и велосипедов там тысячи! По статистике на каждого жителя Мюнстера приходится более 2-x(!) велосипедов. Этот город не раз получал Золотую спицу Германии за пропаганду экологически чистого и полезного для здоровья транспорта – велосипеда.  Старая часть Стокгольма

Швеция – еще одна из самых «велосипедных» стран в мире. Число велосипедов превышает население страны, составляющее десять млн. человек. Хороший пример в этом отношении представляет Стокгольм, где по статистике 60 процентов жителей регулярно крутит педали. Ежедневно на улицы шведской столицы выезжает 100 тыс. велосипедистов. Массовое поклонение «двухколесному другу» вызвано экономическими соображениями (часто быстрее и дешевле добраться до места назначения в седле, чем в автомобиле), любовью к спорту и хорошими условиями для езды. Все шведские коммуны имеют собственные программы развития сети велосипедных дорожек. Считается, что они снижают риск ДТП в два раза. В Стокгольме общая протяженность велодорожек составляет несколько сотен километров. В 2005 году в Швеции был принят закон, обязывающий всех детей при езде пользоваться защитными шлемами. Сейчас правительство обсуждает возможность распространения этого правила на всех велосипедистов. В 2006 году городские власти приняли программу, согласно которой велосипедисты нигде не должны пересекаться с автомобилистами и пешеходами.

Весь Хельсинки, особенно его центр - это какая-то сплошная велосипедная стоянка. Примерно 20% жителей Хельсинки (это примерно 200 000 человек) обращаются к услугам своего двухколесного друга как минимум еженедельно. Велосипедист в Финляндии сможет не только добраться в любой, хоть самый отдаленный от транспортных путей объект, но даже посетить расположенную на острове знаменитую крепость Суомен-линна - провоз велосипеда на некоторых паромах бесплатный. Кататься в Хельсинки можно по велодорожкам. Велосипедисты должны двигаться по велодорожке или по совмещенной дорожке, если таковые имеются. Совмещенные дорожки предназначены для пешеходов, велосипедистов и, иногда, для мопедов. Такие дорожки обозначены специальными дорожными знаками. Там, где их нет, - по крайнему правому ряду проезжей части. Но не по тротуарам! Только дети до 12 лет могут также ездить на велосипеде по тротуару. Есть места, запретные для велосипедистов, на велосипеде нельзя ездить по автомагистралям, а также там, где есть специальные запрещающие знаки, но их мало. Велосипед в Хельсинки можно взять на прокат за символическую плату. В качестве залога нужен паспорт. Служащий бюро выдаст вместе с велосипедом карту велодорожек Хельсинки и ключ от велозамка на резинке (типа браслета). Оставлять велосипед можно где угодно. Главное, чтобы никому не мешал. У вас есть возможность и совершенно бесплатно на велосипеде прокатиться. Городской велосипед (Green Bike), предназначенный для общего использования - это удобный и практичный способ ездить по городу в летний период. По программе «Городской велосипед» можно взять велосипед на одной из велосипедных стоек под вывеской «city bike», разбросанных по центру города. В центре Хельсинки расположено 26 стендов, где их можно взять в аренду, оплатив залог в размере 2 евро, а затем вернуть велосипед к любому стенду с городскими велосипедами, освободив его для следующих желающих прокатиться. Эта программа работает с мая по август.

Во многих странах Юго-Восточной Азии велосипед является основным средством передвижения. Главная тому причина – дешевизна транспорта. Основным производителем велосипедов является Китай, так как многие велосипедные производители перевели свои фабрики в эту страну. Порядка 60 % велосипедов производится в Китае. В 2002 г. на каждого городского жителя приходилось по 1,5 велосипеда, а сам Китай стали называть "империей велосипедов". Велосипед в Китае - это народное средство передвижения. Еще 30 лет назад для китайской семьи он значил почти столько же, сколько в других странах автомобиль. В пятидесятых годах было принято решение об обязательной регистрации велосипедов. Все владельцы должны были получать специальные номера, регулярно проходить техническую проверку и платить ежегодный налог - примерно в полдоллара. И вот теперь все эти ограничения сняты. Велосипед - излюбленное средство передвижения пекинцев. 

В Пекине более 8 млн. велосипедов. Утром и вечером в часы пик в работе транспорта улицы Пекина запружены велосипедами. В Пекине очень ровные дороги, поэтому ездить на велосипеде очень удобно. Особенно удобно ездить на велосипеде по районам традиционной застройки, где очень узкие переулки. Плата за хранение велосипеда на стоянке небольшая. Некоторые мастерские и гостиницы дают велосипеды напрокат. Гостиницы обычно требуют залог и берут за пользование велосипедом почасовую оплату.

В Японии практически каждый второй житель регулярно ездит на
велосипеде, а Токио в часы пик буквально забит велосипедистами. В Японии, как и в других азиатских странах, велосипед - популярнейшее транспортное средство. И не где-нибудь, а в городах, в том числе в таких огромных мегаполисах, как Токио. На велосипеде ездят на работу, в школу, в магазин за покупками, просто погулять в соседний парк. Все, что находится на расстоянии пяти километров от дома, легко и удобно достигается на велосипеде. Естественным образом, в городе все сделано для нужд велосипедиста. Все бордюры, лестницы, пешеходные мосты оборудованы съездами, - можно проехать весь Токио из конца в конец, не слезая с велосипеда. Везде есть велосипедные парковки - рядом с жилыми домами, магазинами, государственными учреждениями. Есть, правда, места, где парковаться ни в коем случае нельзя - например, у входа в метро. За парковку в неположенном месте ваш велосипед увезут, и придется его выкупать. Любой велосипед, кроме детских, должен быть зарегистрирован в полиции. Обычно эту функцию берут на себя магазины, которые сами направляют информацию о покупателе в ближайшее полицейское управление. Магазины по продаже велосипедов и конторы по их ремонту встречаются в Токио на каждом шагу. На зарегистрированный велосипед наклеивается номер и фамилия владельца.

Велосипед как «народное» средство передвижения завоевывает в Корее все большую популярность. Если еще два года назад на улицах столицы практически невозможно было встретить велосипедиста, то сейчас их счет идет на десятки, а возможно, и сотни тысяч. Велосипед не пользовался бы такой популярностью, если бы система общественного транспорта в республике не была бы столь неразвита. Огромные очереди на троллейбусных и трамвайных остановках, напоминающая штурм крепости посадка в общественный транспорт - здесь обычное явление. А после десяти-одиннадцати часов вечера общественный транспорт и вовсе прекращает работу.

При современных экологических проблемах и проблемах загруженности центральных улиц городов автомобилями, политика многих европейских стран направлена на увеличение популяризации велосипедов. Для популяризации велосипеда правительства стран Европы принимают различные меры: развивается сеть велосипедных дорожек и общая инфраструктура; строятся велосипедные стоянки, пассажирские поезда дополняют специальными вагонами для пассажиров с велосипедами. Невиданная популярность велосипеда не случайна, во многом она связана с негативными последствиями автомобилизации. Дело в том, что автомобиль, завоевав практически всю планету, стал главным потребителем невосполнимых природных ресурсов (нефти), загрязнителем земли, воды и воздуха и "производителем" шума. В автомобильных авариях ежегодно погибает людей больше, чем в иных кровопролитных войнах. Главная же опасность автомобиля, как утверждают медики, в том, что он отучил нас самостоятельно двигаться. Люди начинают понимать это и, чтобы бороться с гиподинамией, пересаживаются на велосипед.