Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., А.Т., Петров С.В., Корнейчук Ю.Ю., Мишин Б.И., Красинская Н.П.,

под редакцией первого заместителя министра МЧС России

Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2007.-190 с. ил.

 

 

 

Этап 1 (1 – 2 четверти)

 

Москва

2007 г.

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Петров С.В., Корнейчук Ю.Ю., Мишин Б.И., Красинская Н.П., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2007-190 с. ил.

Небольшая часть представленных ЦОРов предназначена для преподавателей, а остальные могут быть полезны как для преподавателей, так и обучающимся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эти презентации можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и таблицы.

Видеофильмы в формате Audio Video Interleave – avi.

 

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, чаще всего со звуком. Озвученные презентации рекомендуем прослушать с начала до конца, не прерывая, если учитель считает нужным использовать ЦОР в качестве лекции, раскрывающей часть темы урока. Если же будет нужно вернуться к какому-либо слайду или использовать презентацию без звука – это можно будет сделать при помощи параметров программы MS PowerPoint.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Практикум – презентация, в которой показана последовательность действий, для какой-то определенной цели. Работая с таким ЦОРом, ученики получают знания о том, что, и в какой именно последовательности следует делать в определенной ситуации. Например, как правильно оказать первую медицинскую помощь, как правильно надеть противогаз и т.д.

Иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Иллюстрированный список, таблица – презентация, в которой представлены, соответственно, список, таблица с иллюстрациями.

Иллюстрированная схема – презентация, в которой приведена схема (иногда, разбитая на несколько частей) и иллюстрации к ней.

Иллюстрированный тест – презентация, включающая в себя иллюстрации с вопросами и версиями ответов, среди которых есть один или более правильных.

Текст – материал к уроку в формате MS Word.

Вопросы для контроля – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

 

 

Поурочное распределение ЦОРов

 

 

Этап № 1 (1 – 2 четверть)

18 уроков, Введение, главы № 1 - № 4

 

Урок 1

Введение

 

План урока:

Понятия «биосфера» и «техносфера»

Технический прогресс и его последствия.

Законы и другие нормативные акты о безопасности человека и защите окружающей среды.

 

ЦОР 1. Биосфера

ЦОР 2. Техносфера – что это такое

ЦОР 3. Технический прогресс, плюсы и минусы

ЦОР 4. Указы Президента и постановления Правительства РФ по отдельным видам защиты населения и объектов

 

 

На первом уроке учащимся предлагается вспомнить, что такое биосфера, при этом демонстрируется ЦОР1. Обсуждаются вопросы о том, из скольких этажей состоит биосфера, что такое биомы, перечисляются основные группы биосферы и наконец, для чего ученые создают модели биосфер. Образовательный тип данного ЦОРа – иллюстрированный тест.

Далее, учащимся предлагается вспомнить и дать определение техносферы. Для раскрытия этого вопроса предназначен ЦОР 2. Это озвученная презентация, где дано определение техносферы, приведены наглядные иллюстрации. В ЦОРе дается понятие техногенеза. После просмотра ЦОРа можно спросить учеников, а какие им известны еще техногенные экосистемы. Длительность - 0:01:52.

ЦОР 3 - это озвученная презентация на тему «Технический прогресс, плюсы и минусы». После прослушивания предлагается учащимся поговорить о техническом прогрессе – о его плюсах и минусах, о его последствиях. После дискуссии, преподаватель просит учащихся привести некоторые примеры технического прогресса, при этом необходимо каждый пример проанализировать и дать характеристику положительным и отрицательным сторонам рассматриваемых случаев. Длительность - 0:02:41.

ЦОР 4 представляет собой список Федеральных Законов, Указов президента и постановлений Правительства по отдельным видам защиты населения и объектов.

ЦОР 5 содержит вопросы к уроку. Эти вопросы разделены на две части, вопросы, которые, по нашему усмотрению, можно задать во время урока, и домашние задания. Учитель, если посчитает нужным, может использовать эти вопросы по своему усмотрению: задать на дом, включить в контрольную работу или число экзаменационных вопросов. Последний ЦОР каждого урока принадлежит этому типу, поэтому в дальнейшем мы не будем их описывать, чтобы не повторяться.

 

 

Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека

 

Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций

техногенного характера

Урок 2

§ 1.1. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного

характера. Их классификация

 

План урока:

Признаки чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Производственные аварии и их классификация по тяжести и масштабности.

Классификация ЧС по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий

Классификация аварий по характеру объекта и природе происхождения

 

ЦОР 6. Чрезвычайная ситуация (ЧС) техногенного характера

ЦОР 7. Производственная авария: происшествие, крупная авария, катастрофа

ЦОР 8. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий с примерами

ЦОР 9. Классификация аварий по характеру объекта и природе происхождения с примерами

ЦОР 10. ЧС на Чернобыльской АЭС

ЦОР 6 – это иллюстрации к лекции на тему «Чрезвычайная ситуация (ЧС) техногенного характера», которые могут быть использованы при раскрытии первого вопроса урока «Признаки чрезвычайной ситуации техногенного характера». При этом учитель просит учеников вспомнить и перечислить примеры чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В ЦОР е показаны и перечислены наиболее распространенные чрезвычайные ситуации техногенного характера – транспортные аварии, пожары, взрывы, аварии с выбросами химических, радиоактивных и биологических веществ, экологические, гидродинамические аварии.

ЦОР 7 – это озвученная презентация, посвященная производственным авариям. Даются определения производственной аварии, катастрофы. Ученики сами разницу между катастрофой и, например, происшествием. Какие последствия могут быть в результате, например, взрывы, пожары, и соответственно, последствия, которые могут быть – как материальный ущерб, так и человеческие жертвы. Анализируются и перечисляются возможные причины, приведшие к тем или иным авариям. В ЦОРе наглядно представлен перечень отраслей, где достаточно высока вероятность техногенных аварий. Длительность - 0:03:54.

При рассмотрении следующего вопроса - Классификация ЧС по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий – демонстрируется ЦОР 8, которая представляет озвученную презентацию, из которой учащиеся узнают, что при классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, учитываются не только размеры территории, но возможные последствия. Дается определение локальной чрезвычайной ситуации. Предлагается учащимся охарактеризовать каждый конкретный случай, увиденный в ЦОРе. Даются определения объектовых, местных, региональных, национальных (федеральных), глобальных чрезвычайных ситуаций. Длительность - 0:03:05.

При раскрытии следующего вопроса «Классификация аварий по характеру объекта и природе происхождения» демонстрируются ЦОРы 9 и 10, представляющие собой озвученные презентации. Дается определение понятию авария. Учащимся предлагается дать определение крупным авариям и проанализировать случай возникновения крупных аварий. По характеру объекта и природе происхождения аварии классифицируются: Длительность ЦОР 9 - 0:05:05. Длительность ЦОР 10 - 0:05:04.

Транспортные аварии – учащимся рассказываются об авариях, которые демонстрируются в ЦОР 9 – это автомобильные аварии, столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов, авиационные катастрофы. Следующий вид аварий – это пожары и взрывы. Вместе с учащимися выясняются основные причины, приводящие к данному виду аварии. И еще одна группа рассматриваемых аварий – это аварии, сопровождающиеся выбросом (или угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ. Радиоактивных веществ. Биологически опасных веществ. Каково влияние радиации на живые организмы? Предлагается вспомнить самую крупную аварию – аварию на Чернобыльской АЭС.

При рассмотрении аварий с выбросом биологически опасных веществ, дается определение биологически опасным веществам, перечисляются какие болезнетворные микробы и бактерии являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний.

Далее рассматриваются аварии на электроэнергетических системах и выделяются три основных вида, аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях и гидродинамические аварии. Преподаватель разъясняет, что собой представляют гидродинамические объекты и дает определение. Демонстрируется ЦОР 10. После просмотра ученики сами должны классифицировать эту чрезвычайную ситуацию по всем параметрам, изученным на этом уроке.

ЦОР 11 содержит в себе вопросы к пройденному параграфу и домашнее задание.

 

 

Урок 3

§1.2. Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий

 

План урока:

Виды транспортных аварий.

Причины пожаров и взрывов.

Аварии с выбросами опасных веществ (химических, радиоактивных и биологических).

Аварии, связанные с разрушениями.

Чрезвычайные ситуации экологического характера, их техногенные причины

 

ЦОР 12. Виды транспортных аварий

ЦОР 13. Пожары и их причины

ЦОР 14. Аварии, отравляющие окружающую среду.

ЦОР 15. Разрушительные аварии

ЦОР 16. Аварии, влекущие за собой другие аварии

ЦОР 17. При каких условиях аварии не перерастают в ЧС

 

Для раскрытия темы этого урока предлагается ЦОР 12, в котором даны иллюстрации и перечислены все виды транспортных аварий – аварии на железнодорожном транспорте – во время обсуждения аварии выделяются основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте. Особое внимание уделяется тому, как нужно себя вести при железнодорожной аварии, и особенно как нужно действовать после железнодорожной аварии. Следующий вид аварии – это аварии на автомобильном транспорте. Учащиеся сами перечисляют основные причины, приводящие к автомобильным авариям. Перечисляют, какие нарушения водителем правил дорожного движения приводят к авариям. Особо рассматривается вопрос – как действовать после аварии, на что нужно обратить внимание в первую очередь, как нужно выбираться из места аварии. Что нужно, например, сделать, если машина упала в воду. Так как многие пользуются общественным транспортом, то целесообразно обратить внимание на то, как себя вести в общественном транспорте, где безопаснее встать и на что необходимо обратить внимание, а именно, на расположение аварийных и запасных выходов. Рассматриваются также причины аварий на воздушном транспорте. Декомпрессия и реакция организма. Каковы причины аварий на водном транспорте и как себя при этом вести.

ЦОР 13 – это слайд-шоу со звуком, используемое при раскрытии второго вопроса урока. В конце презентации даются вопросы, на которые должны ответить ученики. Длительность - 0:05:57.

Следующие ЦОРы 14, 15, 16 – озвученные презентации, которые посвящены различным видам аварий – отравляющих окружающую среду, разрушительным и авариям, влекущим за собой другие аварии. Особое внимание уделено поведению людей, оказавшихся в подобных чрезвычайных условиях. Радиационные аварии, последствия радиационной аварии и влияние радиации на организм человека. Длительность ЦОРа 14 - 0:06:58. Длительность ЦОРа 15 - 0:03:60.

Для раскрытия последнего вопроса урока, демонстрируются ЦОРы 16 и 17.

ЦОР 16 - озвученная презентация. Дается определение аварии, перечисляются некоторые конкретные примеры аварий, которые повлекли за собой другие аварии. После просмотра ЦОР ученики сами должны определить, какая авария была, и какие последствия она повлекла. Длительность - 0:03:44.

ЦОР 17 – это озвученная презентация. Посвящен авариям местного масштаба, т.е. авариям, которые не перерастают в чрезвычайные ситуации. Перечислены конкретные примеры. Длительность - 0:03:17.

 

Урок 4

§1.3. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

 

План урока:

Природные причины техногенных чрезвычайных ситуаций.

Человеческий фактор, как одна из причин техногенных чрезвычайных ситуаций.

Ничто не вечно под луной или чем может грозить износ оборудования.

Прогноз на будущее в сфере техногенных чрезвычайных ситуаций и как изменить его к лучшему.

 

ЦОР 19. Причины техногенных ЧС

ЦОР 20. История одной аварии

ЦОР 21. Дисциплина на производстве – это важно!

ЦОР 22. Усталость металла – бывает и такое

ЦОР 23. Меры необходимые для повышения безопасности производственных процессов.

 

Раскрытие первого вопроса данного урока сопровождается демонстрацией ЦОРов 19 и 20. Формулируется понятие чрезвычайные ситуации техногенного характера, дается классификация производственных аварий по степени их тяжести и масштабности - происшествия, крупные аварии, катастрофы. Перечисляются причины крупных техногенных аварий, как основные, так и побочные. В качестве иллюстрации к первому вопросу используется ЦОР 19 – это озвученная презентация. Длительность - 0:02:17.

ЦОР 20 – также озвученная презентация, рассказывающий о самой крупной в мире ядерной аварии – аварии на Чернобыльской АЭС. Длительность - 0:07:17.

Для раскрытия второго вопроса урока используется ЦОР 21, посвященный очень важной теме – теме дисциплина на производстве, ведь анализ многих аварийных ситуаций показывает, что одной из причин возникновения опасных ситуаций как в промышленности, так и на транспорте является нарушение трудовой и технологической дисциплины на производстве. Перечисляются и анализируются реальные случаи, приведшие к авариям и гибели людей. Представляет собой озвученную презентацию. Длительность - 0:06:05.

ЦОР 22 – это озвученная презентация, описывающая различные случаи, когда причиной аварии является такое понятие как усталость металла. Усталостное разрушение металлов наиболее опасно, так как разрушение происходит внезапно и может привести к катастрофе. Длительность - 0:02:44.

ЦОР 23 – это презентация, в которой дается понятие безопасности на уровне законодательных актов. Этот ЦОР раскрывает последний вопрос урока. Основной вывод, который должны сделать учащиеся – это тот, что при эксплуатации основных производственных предприятий, следует обязательно руководствоваться техническим регламентом, противопожарными требованиями, установки должны соответствовать техническому паспорту. Длительность - 0:03:19.

 

Глава 2. Пожары и взрывы

Урок 5

§2.1. Пожары

 

План урока:

История приручения огня.

Пожары – слишком часто приходящее в Россию бедствие.

Физика горения. Составляющие горения.

Что-то горит хорошо, а что-то не горит вообще.

Классификация пожаров по масштабам и интенсивности.

Способы тушения пожаров.

Признаки развития событий при пожаре.

Пожарная сигнализация

 

ЦОР 25. Пожароопасные объекты

ЦОР 26. Горение и его составляющие

ЦОР 27. Степень огнестойкости строительных и отделочных материалов

ЦОР 28. Классификация пожаров по масштабам и интенсивности

ЦОР 29. Способы прекращения горения.

ЦОР 30. Классификация пожаров описанных и изображенных в произведениях искусства

Для раскрытия первого вопроса урока ЦОР не предусмотрен. Учитель рассказывает об Огне, начиная с древних времен.

Раскрытие второго вопроса сопровождается демонстрацией ЦОР 25, который представляет собой иллюстрированный список пожароопасных объектов.

ЦОР 26 – это озвученная презентация. Дается определение понятию горение, знакомит учащихся с видами горения – полное и неполное. Дается понятие скорости распространения пламени, увеличение которой может привести к взрыву. Даются определения взрыва и пожара, приводится разделение веществ по горючести и по способу загорания. Даются определения – температура вспышки, температура воспламенения, температура самовоспламенения.

ЦОР 27 – это иллюстрированная схема с примерами и используется при описании вопроса «Что-то горит хорошо, а что-то не горит вообще». Дается определение понятию огнестойкость, объясняется, каким образом устанавливаются пределы огнестойкости.

ЦОР 28 – это озвученная презентация, в которой представлены классы пожаров по интенсивности и в зависимости от вида горящих веществ. Последний слайд содержит вопросы. Длительность - 0:02:58.

ЦОР 29 – это озвученная презентация, в которой перечислены способы прекращения горения. Последний слайд содержит вопросы. Длительность - 0:06:10.

ЦОР 30 – это озвученная презентация, в которой представлены произведения искусства, приведены отрывки из литературных произведений тем или иным способом имеющие то или иное отношение к пожарам. После просмотра предлагается ученикам классифицировать увиденные пожары. Длительность - 0:02:43.

 

 

Урок 6

§2.2. Взрывы

 

План урока:

Физика взрыва.

Где и от чего бывают взрывы.

Взрывы – часто встречающиеся акты терроризма.

Как распознать взрывное устройство и что делать, если Вы обнаружили подозрительный предмет

Наиболее вероятные места установки взрывных устройств.

 

ЦОР 32. Взрывы

ЦОР 33. Взрывоопасные объекты

ЦОР 34. Террористические акты

ЦОР 35. Как себя вести, обнаружив подозрительные предметы?

ЦОР 36. Найдите подозрительные предметы

ЦОР 37. Где спрятаны взрывные устройства?

 

ЦОР 32 – это презентация, представляющая собой макет неправильной работы парового котла, приводящей к взрыву. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока в качестве иллюстрации.

Для раскрытия второго вопроса урока, в качестве иллюстрации к рассказу преподавателя, демонстрируется ЦОР 33, который есть озвученная презентация и в котором иллюстрированы взрывы в различных средах – твердом, воздушной и водяной. Даются определения взрыва и взрывоопасных объектов. Приводится перечень взрывоопасных объектов, а также виды взрывов, которые могут происходить на этих объектах. Длительность - 0:02:31.

ЦОР 34 представляет иллюстрированную гипертекстовую таблицу и используется при обсуждении третьего вопроса урока. В данном ЦОР е иллюстрированы виды террористических актов.

ЦОР 35 – это озвученная презентация, где перечисляются правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Длительность - 0:02:13.

ЦОР 36 - это презентация, которая содержит в себе тест. На приведенных фотографиях необходимо найти подозрительный предмет.

ЦОР 37 - это презентация, которая содержит в себе тест. Необходимо определить место, где могут быть спрятаны взрывные устройства.

 

 

Урок 7

§2.3. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

 

План урока:

Места с наиболее благоприятными условиями для пожаров и взрывов.

Причины возникновения пожаров и взрывов

К чему может привести утечка бытового газа и как предупредить аварию со взрывом бытового газа.

Боеприпасы – это не игрушка.

 

ЦОР 39. Причины возникновения пожаров

ЦОР 40. Причины возникновения взрывов

ЦОР 41. Найдите причину возникновения пожара

ЦОР 42. Какие опасности таит в себе бытовой газ?

ЦОР 39 – это озвученная лекция о причинах пожара. Перечисляются виды источников зажигания, дается классификация вещества по горючести. Даются определения воспламенения и самовозгорания. Длительность - 0:02:14.

ЦОР 40 – это озвученная презентация. Рассмотрены виды взрывов, приведено множество изображений взрывов в различных ситуациях (газовой аппаратуры, котлов и т.д.). Особое внимание уделяется на то, как важно быть внимательным и не забывать выключить газ. Показано, в каких состояниях могут пребывать современные взрывчатые вещества. Длительность - 0:03:54.

ЦОР 41 - это презентация, включающая три анимированные иллюстрации, которая управляется преподавателем. На первой иллюстрации можно видеть сигарету на клавиатуре. Учитель спрашивает, что может случиться в данной ситуации, и, после ответов учеников, продолжает демонстрацию. При появлении изображения проводов учитель спрашивает, что может случиться при наличии такого количества проводов. После ответов учеников – демонстрация продолжается. И последнее изображение – мальчик на бензоколонке со спичкой в руке. Учитель просит придумать продолжение этой ситуации, и описать опасности. Как и прежде, после ответов учеников, демонстрация продолжается.

ЦОР 42 – это презентация – тест. Ученики должны определить, какую опасность таит в себе бытовой газ.

 

 

Урок 8

§2.4. Возможные последствия пожаров и взрывов

 

План урока:

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на окружающую среду и людей.

Вторичные последствия пожара и их воздействие на окружающую среду и людей.

Поражающие факторы взрыва и их воздействие на окружающую среду и людей.

Вторичные последствия взрыва и их воздействие на окружающую среду и людей.

Социальные и экономические последствия пожаров и взрывов

 

ЦОР 44. Поражающие факторы пожара

ЦОР 45. Вторичные последствия пожара

ЦОР 46. Поражающие факторы взрыва

ЦОР 47. Вторичные последствия взрыва

ЦОР 48. Составьте прогноз последствий взрыва.

 

Для раскрытия первого вопроса урока используется ЦОР 44, представляющий собой озвученную презентацию, в которой подробно рассматриваются поражающие факторы пожара. Длительность - 0:02:43.

При раскрытии второго вопроса урока в качестве иллюстрации используется ЦОР 45 – озвученная презентация, в которой проанализированы и приведены вторичные последствия пожаров – взрывы, утечка ядовитых или загрязняющих веществ в окружающую среду. Длительность - 0:01:58.

Раскрытие следующего вопроса сопровождается демонстрацией ЦОР 46 – озвученной презентации, в которой приведены поражающие факторы взрыва – воздушная ударная волна, тепловое излучение и разлетающиеся осколки, действие токсичных веществ. Длительность - 0:01:34.

При раскрытии следующего вопроса, в качестве иллюстрации используется ЦОР 47 - озвученная презентация, где говорится о вторичных последствиях взрыва, рассказывается о том, как себя ведет ударная волна при различных взрывах, перечисляются основные параметры, определяющие интенсивность ударной волны и от чего они зависят. Длительность - 0:01:40.

ЦОР 48 – это презентация, в которой содержится напоминание о трагедии в Беслане. На третьем слайде учитель должен остановить просмотр и попросить учеников составить прогноз последствий взрыва, прогремевшего в переполненном взрослыми и детьми спортивном зале школы в Беслане. После обсуждения этого вопроса с учениками преподаватель продолжает показ остальной части презентации.

 

Урок 9

§2.5. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

 

План урока:

Профилактические действия для уменьшения потерь во время пожара.

Действия для предотвращения пожара

Эвакуация и правила поведения для спасения жизни при пожаре

 

ЦОР 50. План эвакуации из здания

ЦОР 51. Как предотвратить пожар?

ЦОР 52. Курение опасно не только для Вашего здоровья.

ЦОР 53. Правила спасения жизни и имущества при пожаре

ЦОР 50 «План эвакуации из здания» - это озвученная презентация, в котором говорится о назначении плана эвакуации, разъясняется, из каких частей состоит план и на что нужно обратить особое внимание при составлении плана эвакуации. Длительность - 0:03:04.

При раскрытии вопроса «Действия для предотвращения пожара» используется ЦОР 51 – озвученная презентация, в которой говорится об опасности пожара, о том к чему может привести пожар, какие могут быть последствия, о том, как нужно себя вести и куда обращаться. Длительность - 0:01:56.

ЦОР 52 – озвученная презентация, в которой говорится о вреде курения. Перечисляются примеры пожаров, которые возникли из-за неосторожного курения, а именно из-за непотушенной сигареты. После просмотра ЦОР можно предложить ученикам высказаться по данному вопросу. Длительность - 0:02:24.

Раскрытие вопроса «Эвакуация и правила поведения для спасения жизни при пожаре» сопровождается демонстрацией ЦОР 53 «Правила спасения жизни и имущества при пожаре», представляющей озвученную презентацию. Дается последовательность действий для спасения жизни и имущества при пожаре, какие правила необходимо соблюдать и при наличии пострадавших на пожаре, как им оказать необходимую помощь. Длительность - 0:02:05.

 

Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ

Урок 10

§ 3.1. Опасные химические вещества и объекты

 

План урока:

Понятие аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и химически опасных объектов (ХОО). Примеры.

Крупные потребители АХОВ.

Нормативные акты защиты населения от воздействия АХОВ. Санитарно-защитные зоны вокруг ХОО.

 

ЦОР 55. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ)

ЦОР 56. Химически опасные объекты (ХОО)

ЦОР 57. Крупнейшие потребители АХОВ

ЦОР 58. Санитарно-защитная зона ХОО

При раскрытии вопроса «Понятие аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и химически опасных объектов (ХОО). Примеры» используются ЦОРы 55 и 56 «Аварийно химически опасные вещества (АХОВ)» и «Химически опасные объекты (ХОО)».

ЦОР 55 – это озвученная лекция, в которой даются понятия аварийно химически опасным веществам, рассказывается о том, в каких состояниях находятся АХОВ, перечисляются наиболее распространенные АХОВ – хлор, аммиак, синильная кислота, сероводород. Приведены их свойства и области применения. Длительность - 0:05:12.

ЦОР 56 – это озвученная лекция, в которой дается понятие химически опасным объектам, перечисляется, какие именно объекты производства относятся к ним, какие аварии могут произойти и как нужно себя вести при этом. Длительность - 0:03:30.

Для раскрытия вопроса «Крупные потребители АХОВ» демонстрируется ЦОР 57, который представляет собой озвученную презентацию, и в которой перечисляются предприятия, располагающие крупными запасами ядовитых веществ. Длительность - 0:02:21.

При раскрытия последнего вопроса урока используется ЦОР 58 «Санитарно-защитная зона ХОО» - это есть озвученная презентация. Что такое санитарно-защитная зона, с какой целью она создается, каковы должны быть минимальные размеры санитарно-защитной зоны – вот основные вопросы, которые раскрывает ЦОР.

 

Урок 11

 

§3.2. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

 

План урока:

Особенности воздействия АХОВ на людей и их основные показатели

Три основные группы сильнодействующих АХОВ

Четыре класса АХОВ по степени опасности для организма человека.

Характер воздействия АХОВ на человека

 

ЦОР 60. Основные показатели АХОВ

ЦОР 61. Классификация АХОВ по скорости интоксикации

ЦОР 62. Классификация химических веществ по степени опасности для людей

ЦОР 63. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека

ЦОР 64. Характер воздействия на человека некоторых АХОВ

 

ЦОР 60 «Основные показатели АХОВ» - это есть озвученная презентация, в котором говорится о том, какие химические вещества и соединения являются АХОВ, что понимается под основными показателями и поражающими свойствами АХОВ. Даются определения – поражающая концентрация, плотность и стойкость заражения, глубина распространения облака зараженного воздуха, токсичность. Длительность - 0:10:28.

ЦОР 61 – это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Классификация АХОВ по скорости интоксикации».

Краткие правильные ответы на вопросы.

Вопрос 1 - Ответ 3

Вопрос 2 - Ответ 3

Вопрос 3 - Ответ 3

Вопрос 4 - Ответ 4

Вопрос 5 - Ответ 3

ЦОР 62 – это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Классификация химических веществ по степени опасности для людей».

Краткие правильные ответы на вопросы:

Вопрос 1 – Ответ 3

Вопрос 2 – Ответ 2

Вопрос 3 – Ответ 1

Вопрос 4 – Ответ 2

Вопрос 5 – Ответ 1

ЦОР 63 - это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека некоторых АХОВ».

Краткие правильные ответы на вопросы:

Вопрос 1 – Ответ 4

Вопрос 2 – Ответ 1

Вопрос 3 – Ответ 3

Вопрос 4 – Ответ 3

Вопрос 5 – Ответ 1

ЦОР 64 - это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Характер воздействия на человека некоторых АХОВ».

Вопрос 1 – Ответ 2

Вопрос 2 – Ответ 3

Вопрос 3 – Ответ 1,2

Вопрос 4 – Ответ 3

Вопрос 5 – Ответ 1

 

 

Урок 12

§ 3.3. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

 

План урока:

Хранение АХОВ на ХОО. Транспортировка АХОВ и меры безопасности.

Причины аварий на ХОО.

Определение параметров химического заражения.

Классификация аварий на ХОО по масштабам последствий и по другим параметрам.

Правила действий при террористических актах с применением АХОВ.

 

ЦОР 66. Причины аварий на ХОО

ЦОР 67. Правила действий при попадании в зараженную токсичными химическими веществами зону

ЦОР 68. Автомобили, перевозящие АХОВ

ЦОР 69. Параметры химического заражения

ЦОР 70. Ртуть – это опасно!

ЦОР 71. Классификация аварий на ХОО по масштабам последствий

ЦОР 72. Характеристика очагов поражения

 

ЦОР 66 – это презентация – тест. При раскрытии вопроса «Причины аварий на ХОО» ученики проходят тестирование при помощи данного ЦОР, вспоминая пройденный материал и информацию, полученную на этом уроке.

Краткие ответы на вопросы:

Вопрос 1 – Ответ 2, 3

Вопрос 2 – Ответ 1

Вопрос 3 – Ответ 2

Вопрос 4 – Ответ 1

ЦОР 67 – это озвученная презентация. Что такое очаг химического поражения и как себя вести при обнаружении признаков применения отравляющих веществ. Длительность - 0:05:54.

ЦОР 68 – это озвученная презентация на тему, как и в чем хранятся и транспортируются АХОВ.

ЦОР 69 – это озвученная презентация, в которой перечисляются параметры химического заражения окружающей среды при химических авариях, при чем каждый из них отдельно характеризуется. Длительность - 0:03:38.

ЦОР 70 – это озвученная презентация, посвященная чрезвычайно опасному химическому веществу ртути. Ртуть – жидкий металл и большинство его химических соединений обладают очень высокой токсичностью. Перечисляются ртутьсодержащие приборы и как с ними обращаться. Даны предельно допустимые концентрации ртути, утвержденные в законодательном порядке. Длительность - 0:07:06.

ЦОР 71 – это озвученная презентация, используемая при раскрытии вопроса «Классификация аварий на ХОО по масштабам последствий». Здесь рассказывается о масштабах возможных последствий аварии, о том, что аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами. Перечисляется, чем обусловлены масштабы и продолжительность заражения, и какие могут быть аварии по масштабам последствий. Длительность - 0:05:08.

ЦОР 72 – это озвученная презентация, в которой рассказывается о том, какими особенностями характеризуется очаг массовых поражений химическим оружием и перечисляются виды очагов химического поражения в зависимости от свойств ОВ. Длительность - 0:02:18.

 

 

Урок 13

§ 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО

 

План урока:

Предварительные мероприятия по защите населения от возможной аварии на ХОО.

Индивидуальные и коллективные средства защиты.

Оповещение населения в случае аварии на ХОО с угрозой выхода зоны заражения за его пределы.

Эвакуация населения из зоны заражения.

Правила поведения при движении из зараженной местности.

 

ЦОР 74. Индивидуальные средства защиты

ЦОР 75. Коллективные средства защиты

ЦОР 76. Как правильно подобрать и надеть противогаз

ЦОР 77. Подручные средства индивидуальной защиты

ЦОР 78. Сигналы оповещения об угрозе заражения АХОВ

ЦОР 79. Порядок действий при химическом заражении (или его угрозе)

ЦОР 80. Движение по зараженной местности

 

ЦОР 74 – это озвученная лекция, которая используется при раскрытии вопроса «Индивидуальные и коллективные средства защиты». Здесь дается определение индивидуальным средствам защиты, перечисляются средства защиты органов дыхания, объясняются принципы защитного действия (противогаза, респиратора) и как ими пользоваться, а при их отсутствии, как изготовить и пользоваться простейшими средствами защиты - противопыльной тканевой маской и ватно-марлевой повязкой. Длительность - 0:05:55.

ЦОР 75 – это озвученная лекция, где перечисляется, какие бывают защитные сооружения. Дается определение, что собой представляет убежище. Подробно даются характерные особенности убежища, где строятся убежища, каких видов по вместимости бывают убежища, как осуществляется отчистка воздуха в убежище, как организована система водоснабжения. Особое место уделено противорадиационным укрытиям. Длительность - 0:08:02.

ЦОР 76 – это озвученная презентация, которая учит, как правильно подобрать и надеть противогаз. Дается подробное описание противогаза, из каких частей он состоит, какие параметры (размеры) нужны для правильного подбора, на что необходимо обратить особое внимание перед применением и что означают положения «походное», «наготове», «боевое». Длительность - 0:09:03.

ЦОР 77 – это озвученная лекция, которая дает понятия о подручных средствах индивидуальной защиты. Говорится о том, что средства защиты кожных покровов по своему назначению делятся на специальные и подручные. Перечисляются специальные и подручные средства защиты, объясняется, как можно усилить защитные свойства обычной одежды. Длительность - 0:02:40.

ЦОР 78 – это озвученная лекция. Разъясняется, насколько важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения и о применении ядерного, химического, биологического оружия. Отдельно рассматривается сигнал «Химическая тревога». Длительность - 0:03:29.

ЦОР 79 – это озвученная презентация, дающая знания о том, что должен знать каждый гражданин, какие отличительные признаки и как должен себя вести, оказавшись в районе химического поражения. Какова последовательность действий. Длительность - 0:02:31.

ЦОР 80 – это озвученная презентация, которая посвящена правилам движения по зараженной местности. Своевременность действий населения, направленных на предотвращение поражения ОВ зависит от знания признаков попадания отравляющих веществ в окружающую среду, о чем и дает знания данный урок. Длительность - 0:04:28.

 

Урок 14

§3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ

 

План урока:

Начальные действия при оказании первой медицинской помощи при поражениях АХОВ.

Меры предосторожности при оказании первой медицинской помощи.

Первая помощь при ожогах химическими веществами.

Первая помощь при поражениях газообразными или парообразными АХОВ

Симптомы отравлений различными АХОВ.

 

ЦОР 82. Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ

ЦОР 83. Химзащитный костюм

ЦОР 84. Первая помощь при попадании АХОВ на кожу

ЦОР 85. Первая помощь при ожогах кислотой или щелочью

 

При обсуждении вопроса «Начальные действия при оказании первой медицинской помощи при поражениях АХОВ» в качестве иллюстрации используется ЦОР 82 «Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ». Указывается на то, что первая медицинская помощь в данном случае складывается из двух частей обязательной и специфической, которая зависит от характера воздействия вредных веществ на организм человека. В качестве примеров рассматриваются поражения хлором, аммиаком, синильной кислотой, и какова первая медицинская помощь при этом. Длительность - 0:05:28.

ЦОР 83 – это озвученная лекция, посвященная химзащитным костюмам. Говорится о том, что химзащитный костюм предназначен для защиты органов дыхания и кожи от агрессивной среды. Приведены отличительные характеристики. Перечислены некоторые модели химзащитных костюмов с отличительными характеристиками и областью их применения. Длительность - 0:08:04.

ЦОР 84 – это озвученная лекция о том, какую медицинскую помощь нужно оказать при попадании АХОВ на кожу. Перечислены общие признаки неотложной помощи при поражении АХОВ. Дается последовательность действий при попадании АХОВ на кожу. Длительность - 0:01:51.

ЦОР 85 – это озвученная лекция об оказании медицинской помощи при ожогах кислотой или щелочью. В ЦОРе говорится об особенностях химических ожогов. Приводится последовательность необходимых действий при оказании медицинской помощи при химических ожогах кислотой, щелочью, фосфором глаз, пищевода и желудка. Разъясняется – что является самым важным для профилактики химических ожогов. Длительность - 0:06:25.

 

 

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Урок 15

§4.1. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты

 

План урока:

Физика радиоактивности.

История изучения явления радиоактивности.

Применение радиоактивности на практике. Атом мирный?

Радиационно-опасные объекты и радиационные аварии.

 

ЦОР 87. Радиоактивность. История открытия

ЦОР 88. Мирный атом

ЦОР 89. Атомные державы

ЦОР 90. Радиационно опасный объект

ЦОР 91. Радиационная авария. Примеры

 

ЦОР 87 – это озвученная лекция, дающая знания из истории изучения радиоактивности. Учащиеся узнают, что такое радиоактивность, радиационное излучение. Проводится небольшой экскурс во времена открытия этих понятий, приводятся имена выдающихся ученых, открывателей радиации, радиоактивности, рентгеновского излучения. Длительность - 0:08:52.

ЦОР 88 – это озвученная презентация – лекция об использовании атомной энергии в мирных целях. Перечисляется перечень задач, которые решаются с использование ядерной энергии в народно-хозяйственных целях. Длительность - 0:08:29.

ЦОР 89 – это иллюстрированный список атомных держав, в котором представлены как официальные члены ядерного клуба, так и неофициальные члены.

ЦОР 90 - это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Радиационно опасный объект».

Краткие правильные ответы на вопросы:

Вопрос 1 – Ответ 1

Вопрос 2 – Ответ 1

Вопрос 3 – Ответ 1

Вопрос 4 – Ответ 2

Вопрос 5 – Ответ 3

ЦОР 91 – это озвученная лекция, которая используется при раскрытии вопроса «Радиационно-опасные объекты и радиационные аварии». Дается определение радиационной аварии, указывается на то, что является основными поражающими факторами таких аварий. Перечисляются некоторые крупные аварии за последние годы, приведшие к радиационным выбросам и заражениям и повлекшие гибель людей. Длительность - 0:09:30.

 

 

Урок 16

§4.2. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения,

биологические эффекты

§4.3. Естественная радиоактивность

 

План урока:

Физика ионизирующего излучения. Основные виды ионизирующего излучения.

Характеристики ионизирующего излучения. Единицы измерения

Биологическое действие ионизирующего излучения на здоровье человека.

Естественная радиоактивность.

 

ЦОР 93. Единицы измерения излучения.

ЦОР 94. Особенности биологического действия ионизирующих излучений на организм

ЦОР 95. Мутации живых организмов под воздействием радиации

ЦОР 96. Источники внешнего излучения

ЦОР 97. Источники внутреннего излучения

 

 

ЦОР 93 – это озвученная презентация, в которой рассказывается о том, от чего зависит степень облучения, говорится о том, что единицы измерения степени облучения, введенные для количественной оценки, делятся на внесистемные единицы и единицы в системе СИ. Раскрываются понятия доза и некоторые единицы измерения - активность радионуклида в источнике, экспозиционные дозы излучений, поглощенная доза, эквивалентная (биологическая) доза. Перечислены виды лучевой болезни, развивающейся при облучении. Длительность - 0:03:31.

ЦОР 94 – это озвученная презентация, посвященная биологическим действиям ионизирующих излучений на организм. Перечисляются виды эффекта воздействия на организм ионизирующих излучений. Длительность - 0:02:55.

ЦОР 95 – текстовый документ, посвященный такому уникальному свойству всех форм жизни от вирусов до растений, животных и человека – способности мутировать. Перечисляются виды мутации. Рассказывается о том, что радиация может вызвать мутацию у живых организмов, что облучение бывает внутреннее и внешнее. Существует 4 фазы реакции организма на облучение, существует три пути поступления радиоактивных веществ в организм, что наиболее чувствительным к облучению является ядро клетки, а наибольшие последствия вызывает повреждение ДНК, содержащей наследственную информацию и, наконец, небольшой экскурс в прошлое, рассказывающий о том, что мутагенное воздействие ионизирующего излучения впервые установили русские ученые.

ЦОР 96 – это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Источники внешнего излучения».

Краткие правильные ответы на вопросы:

Вопрос 1 – Ответ 1

Вопрос 2 – Ответ 3

Вопрос 3 – Ответ 1

Вопрос 4 – Ответ 2

Вопрос 5 – Ответ 3

ЦОР 97 – это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Источники внутреннего излучения».

Краткие правильные ответы на вопросы:

Вопрос 1 – Ответ 1

Вопрос 2 – Ответ 2

Вопрос 3 – Ответ 1,3

Вопрос 4 – Ответ 2

Вопрос 5 – Ответ 2

 

 

Урок 17

§4.4. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения

 

План урока:

Особенности радиоактивного заражения.

Зоны радиоактивного поражения.

Принципы защиты от ионизирующего излучения.

 

ЦОР 99. Особенности радиоактивного заражения

ЦОР 100. Классификация зон радиоактивного поражения

ЦОР 101. Основные принципы защиты от ионизирующего излучения

 

ЦОР 99 – это озвученная презентация, используемая при раскрытии вопроса «Особенности радиоактивного заражения». Перечисляется, чем может быть вызвано радиоактивное заражение, дается определение радиоактивного загрязнения, разъясняется, что является или может являться источником радиоактивного заражения. Длительность - 0:04:08.

ЦОР 100 – это озвученная презентация, в которой говорится о том, что в зависимости от степени заражения и возможных последствий внешнего облучения выделяют зоны умеренного, сильного, опасного и чрезвычайно опасного заражения. Подробно рассмотрена каждая зона со своими характеристиками. Длительность - 0:04:30.

ЦОР 101 – это озвученная лекция, посвященная основным принципам защиты от ионизирующего излучения. Дается определение ионизирующего излечения. Разъясняется, что такое радиационный контроль, какова его цель и над чем осуществляется контроль в зависимости от характера работ. Перечисляются типовые режимы радиационной защиты для защиты населения. Длительность - 0:04:46.

 

Урок 18

§4.5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности

 

План урока:

Оповещение населения об угрозе радиоактивного загрязнения.

Действия населения после сигнала «Внимание всем!»

Подготовка к эвакуации.

Правила поведения в загрязненной зоне.

Профилактика заболевания лучевой болезнью

Как снизить радиоактивность потребляемых продуктов.

 

ЦОР 103. Оповещение населения

ЦОР 104. Действия после сигнала «Внимание всем!»

ЦОР 105. Подготовка к эвакуации с зоны радиоактивного заражения

ЦОР 106. Правила поведения в загрязненной зоне.

ЦОР 107. Действия по прибытию в район размещения эвакуированных

ЦОР 108. Доступные профилактические средства против лучевой болезни.

ЦОР 109. Как снизить радиоактивность потребляемых продуктов.

 

При раскрытии вопроса «Оповещение населения об угрозе радиоактивного загрязнения » в качестве иллюстрации используется ЦОР 103 «Оповещение населения» - это озвученная презентация. Особое место среди мероприятий по защите населения занимает организация своевременного оповещения об аварии. Как нужно себя вести услышав сигналы оповещения о радиационной аварии. Длительность - 0:02:21.

ЦОР 104 – это озвученная презентация, посвященная теме «Действия после сигнала «Внимание всем!». Перечисляются последовательность действий после прослушивания текста обращения при аварии на радиационно опасном объекте. Длительность - 0:03:06.

При раскрытии следующего вопроса урока «Подготовка к эвакуации» демонстрируется ЦОР 105, представляющая озвученную презентацию. Когда можно начать эвакуацию, что можно и чего нельзя категорически делать, находясь в очаге радиоактивного заражения. Длительность - 0:03:18.

ЦОР 106 – это озвученная презентация на тему «Правила поведения в загрязненной зоне». Перечисляются необходимые предусмотренные меры защиты при возникновении угрозы радиоактивного заражения или его обнаружении. Ученики знакомятся со специальными химическими веществами, применение которых снижает тяжесть последствий ионизирующих излучений на организм человека. Говорится о необходимости йодопрофилактики. Длительность - 0:04:09.

ЦОР 107 – это озвученная презентация. Объясняется, как и где осуществляется размещение эвакуируемого населения и как нужно себя вести, например, по прибытии в район размещения необходимо пройти радиационный контроль, тщательно умыться и надеть чистое белье и одежду. Длительность - 0:01:49.

ЦОР 108 – состоит из двух частей. Первая часть – это озвученная презентация, о профилактических средствах против лучевой болезни. Вторая часть – это вопросы, на которые должны ответить ученики. Часть вопросов иллюстрированы. Длительность - 0:02:27.

Краткие правильные ответы на вопросы с изображениями:

Вопрос 1 – Черноплодная рябина

Вопрос 2 – Для удаления радиоактивных веществ из желудка

Вопрос 3 – При малых дозах

Вопрос 4 – Выводит радионуклиды, препятствует накоплению ядер стронция в костном мозгу

ЦОР 109 – это презентация – тест, раскрывающая вопрос «Как снизить радиоактивность потребляемых продуктов». Последний слайд содержит вопросы, на которые должны ответить ученики.