Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., А.Т., Петров С.В., Корнейчук Ю.Ю., Мишин Б.И., Красинская Н.П.,

под редакцией первого заместителя министра МЧС России

Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2007.-190 с. ил.

 

 

 

Этап 2 (34 четверти)

 

Москва

2007 г.

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Петров С.В., Корнейчук Ю.Ю., Мишин Б.И., Красинская Н.П., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2007-190 с. ил.

Почти все представленные ЦОРы предназначены как для преподавателей, так и для обучающихся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

 

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эти презентации можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и таблицы.

Видеофильмы в формате Audio Video Interleave – avi.

 

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, со звуком. Такие презентации представлены в формате Flash или в виде видеофайла и управляются с помощью соответствующих плееров. В обоих форматах демонстрацию можно останавливать, а затем продолжать с места останова. В презентациях, представленных в видеоформате можно осуществлять произвольную навигацию при помощи движка. Однако мы рекомендуем прослушивать их с начала и до конца.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Практикум – презентация, в которой показана последовательность действий, для какой-то определенной цели. Работая с таким ЦОРом, ученики получают знания о том, что, и в какой именно последовательности следует делать в определенной ситуации. Например, как правильно оказать первую медицинскую помощь, как правильно надеть противогаз и т.д.

Иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Иллюстрированный список, таблица – презентация, в которой представлены, соответственно, список, таблица с иллюстрациями.

Анимированная схема – Файл-Flash, в котором приведено схематическое представление процесса с элементами анимации.

Текст – ЦОРы типа Текст включают в себя материалы, из которых каждый пользователь (преподаватель или ученик) может выбрать нужную ему часть, скомпоновать из имеющегося текста (текстов) новый документ для своих целей. Тексты предназначены для преподавателя, в качестве материала, необходимого для подготовки к уроку, составления конспектов урока. Кроме того, эти тексты можно предложить учащимся для их творческих занятий: подготовки рефератов, докладов и других самостоятельных работ. В случае необходимости тексты могут быть распечатаны в качестве раздаточного материала. Изображения, вложенные в тексты, могут быть использованы для иллюстрации рассказа учителя и для творческих работ учащихся. Текст может быть снабжен иллюстрациями.

Вопросы для контроля – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольных работ, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное распределение ЦОРов

 

Этап № 2 (3 – 4 четверть)

17 уроков, Раздел I главы № 5 - № 6, раздел II

 

 

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Безопасность и защита человека

 

Глава 5. Гидродинамические аварии

 

Урок 19

§ 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения

 

План урока:

 

1.     Гидродинамические аварии.

2.     Гидротехнические сооружения (ГТС)

3.     Крупные гидроузлы России.

 

ЦОР 111. Гидродинамическая авария

ЦОР 112. Искусственные гидротехнические сооружения

ЦОР 113. Естественные гидротехнические сооружения

ЦОР 114. Гидроузлы

ЦОР 115. Гидроузел на Волге

ЦОР 116. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 111 – озвученная презентация, в которой дается определение гидродинамической аварии, и описываются последствия такой аварии. Коротко описываются меры, которые нужно принять для спасения от гидродинамических аварий. ЦОР предназначен для раскрытия первого вопроса урока. Длительность - 0:02:50.

Для раскрытия второго вопроса демонстрируются ЦОРы 112 и 113.

ЦОР 112 – озвученная презентация, в которой дается определение гидротехнических сооружений (ГТС), и поясняется, какие из них являются искусственными. Приведены виды и подвиды ГТС и примеры различных ГТС. Длительность - 0:03:54.

ЦОР 113 - озвученная презентация, в которой дается определение естественных ГТС и описаны различные виды таких ГТС. Длительность - 0:02:38.

При раскрытии третьего вопроса демонстрируются ЦОРы 114 и 115.

ЦОР 114 – гипертекстовая иллюстрированная таблица, включающая в себя перечень крупных гидроузлов европейской части России.

ЦОР 115 – гипертекстовая иллюстрированная таблица, включающая в себя крупные ГЭС, входящие в Волжский гидроузел.

ЦОР 116 - текстовый файл, который содержит перечень вопросов к уроку. Эти вопросы разделены на две части, вопросы, которые, по нашему усмотрению, можно задать во время урока, и домашние задания. Учитель, если посчитает нужным, может использовать эти вопросы по своему усмотрению: задать на дом, включить в контрольную работу или число экзаменационных вопросов. Последний ЦОР каждого урока принадлежит этому типу, поэтому в дальнейшем мы не будем их описывать, чтобы не повторяться.

 

Урок 20

§ 5.2. Причины и виды гидродинамических аварий

 

План урока:

 

1.     Причины гидродинамических аварий.

2.     Виды гидродинамических аварий.

3.     Прогнозирование гидродинамических аварий

 

ЦОР 117. Причины гидродинамических аварий (природа и человек)

ЦОР 118. Прорыв плотины. Проран

ЦОР 119. Волна прорыва

ЦОР 120. Катастрофическое затопление

ЦОР 121. Зоны затопления

ЦОР 122. Прогнозирование времени прорыва

ЦОР 123. Вопросы к параграфу

 

ЦОP 117 - озвученная презентация, рассказывающая о причинах гидродинамических аварий и их профилактике. Длительность - 0:04:27. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока.

Для раскрытия второго вопроса урока демонстрируются ЦОРы 118, 119, 120 м 121.

ЦОP 118 – модель прорана плотины, прорыва воды и затопления низменных районов.

ЦОР 119 – озвученная презентация, в которой дается определение волны прорыва, ее параметры, рассказывается, от чего зависит ее величина и к чему она может привести. Длительность - 0:03:25.

ЦОP 120- озвученная презентация, рассказывающая о катастрофических затоплениях, характере, зонах и его поражающих факторах. Длительность - 0:03:58.

ЦОР 121 – презентация, включающая в себя 5 иллюстрированных вопросов с альтернативными ответами. При использовании этого ЦОРа в классе, отвечающий ученик вызывается к доске. ОН должен выбрать правильный ответ, обосновать его, если нужно – нарисовать схематично зону затопления, показать уровень воды и т.д. Краткие правильные ответы: вопрос 1 – ответ б); вопрос 2 – ответ б); вопрос 3 – ответ а) вопрос 4 – ответ в); вопрос 5 – ответ б).

При раскрытии третьего вопроса используется ЦОР 122, который включает в себя пять иллюстрированных вопросов с альтернативными ответами о прогнозировании времени прорыва. Краткие правильные ответы: вопрос 1 – ответ 1; вопрос 2 – ответ 2; вопрос 3 – ответ 2; вопрос 4 – ответ 1; вопрос 5 – ответ 1.

 

 

Урок 21

§ 5.3. Последствия гидродинамических аварий

 

План урока:

 

1.     Последствия гидродинамических аварий.

2.     Основные поражающие факторы гидродинамических аварий.

3.     Вторичные последствия гидродинамических аварий.

4.     Ущерб от гидродинамических аварий

 

ЦОР 124. Последствия гидродинамических аварий

ЦОР 125. Основные поражающие факторы

ЦОР 126. Вторичные последствия гидродинамических аварий

ЦОР 127. Прямой ущерб

ЦОР 128. Косвенный ущерб

ЦОР 129. Вопросы к параграфу

 

ЦОP 124- слайд-шоу со звуком, которое рассказывает о последствиях гидродинамических аварий. О прогнозировании аварий. Длительность - 0:02:40. ЦОР демонстрируется во время раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 125 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами об основных поражающий факторах наводнений. Краткие правильные ответы: вопрос 1 – ответ 1; вопрос 2 – ответ 2; вопрос 3 – ответ 1; вопрос 4 – ответ 2; вопрос 5 – ответ 2.

ЦОР 126 – еще одна презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. На этот раз вопросы касаются вторичных последствий гидродинамических аварий. Краткие правильные ответы: вопрос 1 – ответ 1; вопрос 2 – ответ 2; вопрос 3 – ответ 1; вопрос 4 – ответ 2; вопрос 5 – ответ 2.

ЦОР 127 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами, отвечая на которые ученики должны отличать прямой ущерб от наводнений от косвенного. Краткие правильные ответы: вопрос 1 – ответ 2; вопрос 2 – ответ 2; вопрос 3 – ответ 2; вопрос 4 – ответ 1; вопрос 5 – ответ 1.

ЦОР 128 - презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами, отвечая на которые ученики должны различать прямой ущерб и косвенный ущерб. Краткие правильные ответы: вопрос 1 – ответ 3; вопрос 2 – ответ 3; вопрос 3 – ответ 1; вопрос 4 – ответ 1; вопрос 5 – ответ 1.

 

 

Урок 22

§ 5.4. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий.

Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий

 

План урока:

 

1.     Условие защиты ГТС от аварий. Система наблюдения и оповещения и другие предупредительные меры по защите населения.

2.     Эвакуация по сигналу оповещения об угрозе затопления.

3.     Внезапное наступление катастрофического затопления.

4.     Помощь людям, плывущим в воде или тонущим.

5.     Правила поведения после спада воды.

 

ЦОР 130. Система оповещения

ЦОР 131. Предупредительные меры

ЦОР 132. Действия по сигналу об угрозе затопления

ЦОР 133. Действия при внезапном наступлении катастрофического затопления

ЦОР 134. Первая помощь потерпевшим при гидродинамических авариях

ЦОР 135. Действия после спада воды

ЦОР 136. Вопросы к уроку

 

При раскрытии первого вопроса урока демонстрируются ЦОРы 130 и 131.

ЦОP 130 – слайд-шоу, информирующее о системе оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, а конкретнее во время наводнений, средствах и порядке оповещения, а также локальной системе оповещения. Длительность - 0:05:15.

ЦОP 131- озвученная презентация рассказывает об основных предупредительных мерах и выбора способов защиты при гидродинамических авариях. Длительность - 0:03:21.

Для раскрытия второго вопроса демонстрируется ЦОР 132. Но сначала ученики сами должны составить правила действий выполняя поставленные перед ними задачи. Для этого они должны вспомнить правила эвакуации при наводнениях, пройденные в седьмом классе. После ответов учеников демонстрируется ЦОР и ученики анализируют свои ошибки.

ЦОP 132 - озвученная презентация рассказывает о действиях по сигналу об угрозе затопления. Рекомендации жителям и порядок эвакуации. Длительность - 0:01:50.

Следующие ЦОРы демонстрируются при раскрытии 3, 4 и 5 вопросов урока, соответственно.

ЦОP 133 - озвученная презентация рассказывает о действиях и правилах поведения населения при внезапном наступлении катастрофического затопления. Длительность - 0:03:03.

ЦОP 134- озвученная презентация, дающая информацию об особенности поражающих факторов, характерных для гидродинамических аварий и оказании первой помощи потерпевшим. Длительность - 0:04:31.

ЦОP 135 - озвученная презентация, дающая советы, как нужно действовать пострадавшим от наводнения после спада воды. Рассказывается о неотложных аварийных работах по ликвидации катастрофических затоплений. Длительность - 0:01:35.

 

 

 

 

Глава 6. Нарушение экологического равновесия

 

Урок 23

§ 6.1. Экология и экологическая безопасность

 

План урока:

 

1.     Что мы знаем про экологию? Вытеснение биосферы техносферой.

2.     Что такое экологическая политика.

3.     Равновесие экосистемы. Экологическая катастрофа.

4.     Экологическая безопасность – задача всей планеты.

 

ЦОР 137. Экология - история термина

ЦОР 138. Техносфера и биосфера. Противостояние

ЦОР 139. Пример применения Закона РФ «Об охране окружающей среды»

ЦОР 140. Экосистема и экологический кризис

ЦОР 141. Экологические катастрофы нашего времени

ЦОР 142. Экологическая безопасность, как международная задача.

ЦОР 143. Вопросы к параграфу

 

Урок начинается с вопроса «Что такое экология?» после ответов на который демонстрируется ЦОР 137

ЦОP 137 – слайд-шоу, которое рассказывает об экологии как о науке об отношении живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой и о том, откуда появился этот термин. Длительность - 0:03:12. После демонстрации учитель просит привести пример местных загрязнителей окружающей среды (завод, фабрика, помойка и т.д.).

ЦОP 138 – слайд-шоу, рассказывающее о противостоянии техносферы и биосферы, его разрушающем последствии. Подчеркивается необходимость взаимодействия и дополнения друг друга. Длительность - 0:02:48.

При раскрытии второго вопроса урока учитель спрашивает: «Что же делать, чтобы спасти Землю от безвозвратной потери биосферы?» и после высказанных учениками идей раскрывает понятие «экологическая политика». В качестве иллюстрации к своему рассказу учитель демонстрирует ЦОР 139.

ЦОР 139 – озвученная презентация, рассказывающая о правовых актах, защищающих окружающую среду. В ЦОРе приведены несколько примеров судебных разбирательств по поводу загрязнения окружающей среды. Длительность – 0:04:04.

Для раскрытия третьего вопроса урока демонстрируются ЦОР 140 и 141

ЦОР 140 – слайд-шоу, в котором приводится определение понятия «экосистема» и приводятся примеры различных экосистем. Также рассказано об экологическом кризисе и об основных критериях его зоны. Длительность – 0:03:54.

ЦОР 141 – слайд-шоу, в котором дается определение экологической катастрофы, рассказывается о причинах таких катастроф и их последствиях. Длительность – 0:04:45.

Для раскрытия третьего вопроса демонстрируется ЦОР 142.

ЦОР 142 – слайд-шоу, который подчеркивает важность решения задач экологической безопасности во всемирном масштабе, так как экологические катастрофы в одной точке Земного шара отзываются последствиями по всей планете. Длительность – 0:03:39.

ЦОР «Вопросы к параграфу» может быть использован учителем для опросов в течение урока и для задания работы на дом.

 

 

Урок 24

§ 6.2. Биосфера и человек

 

План урока:

 

1.     Вмешательство человека в биосферу – нарушение ее естественного круговорота.

2.     Мутагенез и загрязнение окружающей среды

 

ЦОР 144. Биосфера и круговорот в природе

ЦОР 145. Рассказы про мутагенез

ЦОР 146. Загрязнение биосферы и его влияние на круговорот в природе

ЦОР 147. План поворота северных рек

ЦОР 148. Вопросы

 

Для раскрытия первого вопроса урока демонстрируется ЦОРы 144, 145 и 146.

ЦОР 144 – анимированная схема биосферы и круговорота в природе химических веществ. После просмотра учитель просит представить модель биосферы и в эту модель вставить человеческую деятельность. Ученики должны использовать свое воображение и пространственное мышление и нарисовать эту модель на бумаге и написать к нему небольшой комментарий.

ЦОР 145 – текстовый документ с иллюстрациями, в котором приведено определение мутагенеза, рассказано, что такое мутагенез, каким он бывает, кто его исследовал, к каким печальным последствиям он иногда приводит. Приведены примеры мутагенеза у животных и людей. ЦОР предназначен для использования во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 146 - озвученная презентация, дающая информацию о последствиях загрязнения биосферы, вызванного технической деятельностью человека, о необходимости прекращения всей деятельности, разрушающей энергетические ресурсы и проведения оздоровительных мероприятий. Длительность – 0:03:02. После просмотра ученики могут ввести изменения в свои модели и комментарии. Работы сдаются учителю и оцениваются.

ЦОP 147 – слайд-шоу, которое рассказывает о «Плане поворота северных рек», как о символе пренебрежительного отношения к природе и катастрофических последствий воплощения его в жизнь. Длительность - 0:03:37. После просмотра ЦОРа начинается дискуссия, ученики высказывают свои за и против по поводу поворота северных рек на юг, и других глобальных вмешательств в природу.

После просмотра учитель спрашивает: «Как отразилось бы на природе осуществление этого плана?» Каждый ученик должен высказать свое мнение, основываясь на полученных знаниях. При этом ученики получают навыки выступления перед аудиторией, для этого им нужно составить прогноз последствий осуществления плана с учетом известных им факторов, подготовить аргументированное выступление, уметь отстаивать свое мнение.

 

 

Урок 25

§ 6.3. Загрязнение атмосферы

 

План урока:

 

1.     Атмосфера и ее состав

2.     Озоновый слой и его роль для защиты от ультрафиолетового излучения.

3.     Источники загрязнения атмосферы

 

ЦОР 149. Атмосфера

ЦОР 150. Озон, озоновый слой, озоновая дыра

ЦОР 151. Кроссворд «Современный состав атмосферы

ЦОР 152. Естественные источники загрязнения атмосферы

ЦОР 153. Найдите на изображениях антропогенные источники загрязнения атмосферы

ЦОР 154. Вопросы к уроку

 

 

ЦОР 149 – презентация, в которой подробно описано что такое атмосфера, ее структура, и состав. А также рассказано, что влияет на изменение состава атмосферы, в чем причина ее загрязнения. ЦОР предназначен для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОP 150 - озвученная презентация рассказывает об озоне, озоновом слое, причине появления озоновой дыры и ее влияние на человека, а также необходимости принятия защитных мер и прекращения производства озоноразрушающих веществ. Длительность - 0:05:20. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 151 – текстовый документ, включающий в себя кроссворд о составе атмосферы. Решение кроссворда закрепит полученные знания. Слова можно вводить прямо в файл. Решать кроссворд можно отдельно, а потом первый, кто назовет ключевое слово может получить поощрение. Можно решать кроссворд всем классом. Правильное решение следующее:

 

 

 

 

 

 

 

 

в

о

д

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

р

г

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

з

о

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

и

с

л

о

р

о

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

г

л

е

к

и

с

л

ы

й

_

г

а

з

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для раскрытия третьего вопроса сначала демонстрируется ЦОР 152, после чего учитель опрашивает учеников об известных им антропогенных источниках загрязнения и об отравляющих веществах. В случае необходимости учитель дополняет ответы учеников.

ЦОP 152 - озвученная презентация, рассказывающая о естественных источниках загрязнения атмосферы, их видах, степени и продолжительности загрязнения, влиянии загрязнения на отражающую способность Земли и организм человека. Доказывает необходимость учета взаимодействия многочисленных факторов во времени и пространстве для прогнозирования природных катаклизмов. Длительность - 0:03:45.

ЦОР 153 – презентация, включающая в себя 4 изображения, на которых нужно найти антропогенные источники загрязнения атмосферы.

 

 

Урок 26

§ 6.4. Загрязнение почв

 

План урока:

 

1.     Понятие литосферы (почвы). Влияние человека на литосферу.

2.     Основные загрязнители литосферы.

 

ЦОР 155. Литосфера(почва) и ее проблемы

ЦОР 156. Причины эрозии и засоления почвы

ЦОР 157. Химические элементы, наиболее опасные загрязнители почвы

ЦОР 158. Источники бытового мусора

ЦОР 159. Обработки бытового мусора в Европе и США

ЦОР 160. Вопросы к параграфу.

 

Урок начинается с демонстрации ЦОР 155, который предоставляет полный материал по теме урока. После чего ученики отвечают на вопросы из ЦОРов 156 и 157.

ЦОP 155 – слайд-шоу, которое рассказывает о литосфере (почве) как о многофакторной замкнутой экосистеме, болезнях почвы, последствиях мелиорации, загрязнении. Доказывает необходимость охраны земель, включая систему организованных экономических, правовых, инженерных и других мероприятий. Длительность - 0:04:55.

ЦОР 156 – презентация, включающая в себя 5 предложений, для которых нужно выбрать правильное продолжение. Все предложения касаются причин эрозии и засоления почвы. Правильные ответы: вопрос 1 – ответ а); вопрос 2 – ответы б), в); вопрос 3 – ответы а), б); вопрос 4 – ответы а), б); вопрос 5 – ответ в).

ЦОР 157 - презентация, включающая в себя 5 предложений, для которых нужно выбрать правильное продолжение. Все предложения касаются химических элементов, загрязняющий почву. Правильные ответы: вопрос 1 – ответ а); вопрос 2 – ответы а), б); вопрос 3 – ответы а), б); вопрос 4 – ответ а), б); вопрос 5 – ответ б).

ЦОР 158 - презентация, включающая в себя 5 предложений, для которых нужно выбрать правильное продолжение. На этот раз предложения касаются источников бытового мусора. Правильные ответы: вопрос 1 – ответы а), в); вопрос 2 – ответы а), б); вопрос 3 – ответ б); вопрос 4 – ответы б), г); вопрос 5 – ответы а) б).

Затем учитель спрашивает: «Если самоочищение почв почти не происходит, а бытового мусора все больше и больше, значит ли это, что со временем наша планета превратится в огромную помойку?». Возможно, у учеников будут идеи об утилизации мусора или даже его вторичном использовании. В любом случае, учитель демонстрирует ЦОР 159.

ЦОP 159 - озвученная презентация дает информацию об обработке бытового мусора в Европе и США: его переработке, утилизации, о разработке концепции «Комплексного управления отходами». Длительность - 0:05:00.

 

 

Урок 27

§ 6.5. Загрязнение природных вод

 

План урока:

 

1.     Вода – основа всех жизненных процессов.

2.     Основные загрязнители воды

3.     Термическое загрязнение вод.

4.     Грунтовые воды и их загрязнители.

 

ЦОР 161. Вода – самое ценное природное богатство

ЦОР 162. Озеро Байкал и его проблемы

ЦОР 163. Найдите на изображениях источники сточных вод

ЦОР 164. Термическое загрязнение вод

ЦОР 165. Грунтовые воды. Как в наш чайник может попасть свинец и ртуть

ЦОР 166. Вопросы к параграфу

 

ЦОP 161- слайд-шоу, дающее общие сведения о воде, о роли воды в жизни человека и живых организмов, зависимости от нее народного хозяйства, необходимости бережного отношения и охраны водных ресурсов. Длительность - 0:04:22.

ЦОP 162 – слайд-шоу, рассказывающее об озере Байкал, его ценности для человека и живых организмов, а также существующих угрозах экосистеме озера. О разработке программы для охраны Байкала. Длительность - 0:05:05.

ЦОР 163 – презентация, включающая в себя изображения, среди которых нужно найти источники сточных вод. Для каждого слайда вызывается один ученик, который должен выбрать изображение с источником сточных вод и объяснить, почему он выбрал его, а не соседнее?

ЦОP 164 – озвученная презентация, рассказывающая о проблеме термического загрязнения вод, пагубном влиянии на жизнь водных организмов, о процессе эвтрофикации (смыв удобрений с полей) и о контроле и выработке защитных мероприятий. Длительность - 0:04:39.

ЦОР 165 – озвученная презентация, в которой рассказывается, как заражаются грунтовые воды, которые потом попадают в наши дома. Перечислены основные загрязнители грунтовых вод. Длительность - 0:04:35.

 

 

Урок 28

§ 6.6. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России

 

План урока:

 

1.     Что такое «предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ» (ПДК). Нормы ПДК.

2.     Самые грязные и самые чистые регионы России.

3.     Влияние загрязненной окружающей среды на здоровье человека.

4.     Шум, вибрация и электромагнитное излучение – это тоже загрязнители.

5.     Рекомендации по обеспечению экологической безопасности.

 

ЦОР 167. Карта загрязнения окружающей среды России

ЦОР 168. Бытовые приборы для определения концентрации вредных веществ

ЦОР 169. Влияние загрязненной окружающей среды на здоровье человека

ЦОР 170. Шум и его воздействие на организм человека

ЦОР 171. Вибрация благотворная и вибрация вредная.

ЦОР 172. Источники электромагнитного излучения

ЦОР 173. Экологическая безопасность

ЦОР 174. Витамины

ЦОР 175. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 167 – озвученная презентация, включающая в себя набор карт с показанными на них областями загрязнения окружающей среды различными загрязнителями: от промышленности и транспорта, свинцом, пестицидами, нефтепродуктами, сточными водами, тактичными отходами, сульфатной серой и цезием. ЦОР демонстрируется во время раскрытия второго вопроса урока. Длительность - 0:05:28.

К третьему вопросу урока предлагаются ЦОРы 168 и 169.

ЦОP 168 – слайд-шоу, которое дает представление о бытовых приборах для определения концентрации вредных веществ. Длительность - 0:01:56.

ЦОP 169 – слайд-шоу, рассказывающее о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека, показывающая взаимосвязь хронического отравления химическими веществами и нарушением нормального поведения, нейропсихическими отклонениями и хроническими воспалительными заболеваниями. Длительность - 0:04:18.

К четвертому вопросу урока предлагаются ЦОРы 170, 171 и 172

ЦОР 170 – презентация, включающая в себя вопросы о допустимости для восприятия человеком звуков. С этим ЦОРом рекомендуется работать в классе, ученики, отвечая на вопросы и комментируя их, вспоминают пройденный материал о воздействии шума на организм человека.

ЦОР 171 – текстовый документ с иллюстрациями, в котором рассказывается о вибрации, дается ее классификация и описывается вред, который она может нанести здоровью человека. Приводятся различные методы борьбы с вибрацией. Кроме этого говорится и о пользе локальной вибрации, с помощью которой можно улучшить состояние организма. ЦОР предназначен в качестве дополнительного материала, если учитель предполагает рассказать о вибрации, как о еще одном способе загрязнения окружающей среды.

ЦОР 172 – презентация, включающая в себя 7 вопросов об источниках электромагнитного излучения. Правильные ответы: вопрос 1 – ответы 2, 3; вопрос 2 – ответ 2; вопрос 3 – ответ 1; вопрос 4 – ответ 2; вопрос 5 – ответ 1, вопрос 6 – ответ 2, вопрос 7 – ответ 1..

Для раскрытия последнего вопроса урока демонстрируются ЦОРы 173 и 174.

ЦОP 173 - озвученная презентация рассказывает об экологической безопасности. О «Концепции экологической безопасности». Длительность - 0:03:49. ЦОР демонстрируется для раскрытия пятого вопроса урока.

ЦОP 174 – слайд-шоу, которое дает информацию о витаминах, потребности в них человека. Рассказывает о губительном процессе для организма при недостатке или переизбытке витаминов. Длительность - 0:04:46.

 

 

Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

 

Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах

 

Урок 29

§ 7.1. Правила для велосипедистов

 

План урока:

 

1.     Какие бывают велосипеды и как за ними ухаживать.

2.     Правила дорожного движения для велосипедистов.

 

ЦОР 176. Велосипед и уход  за ним

ЦОР 177. Правила дорожного движения для велосипедиста

ЦОР 178. Сигналы велосипедиста другим участникам движения

ЦОР 179. Знаки дорожного движения

ЦОР 180. Города, в которых велосипед – это массовое средство передвижения.

ЦОР 181. Вопросы к параграфу

 

ЦОP 176 - озвученная презентация рассказывает о популярности велосипеда как средства передвижения, оздоровления и развлечения, знакомит с видами езды, дает общие рекомендации к велопрогулкам и уходу за велосипедом. Длительность - 0:04:20.

ЦОР 177 – слайд-шоу, в котором представлены правила езды на велосипеде для детей и взрослых, а также рассказано о мопедах. Длительность - 0:06:53. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОP 178- озвученная презентация рассказывает, какие сигналы должен подавать велосипедист другим участникам движения для безопасности на дороге. Длительность - 0:03:21. После просмотра ЦОРа можно поиграть в игру. Учитель произносит команды, а ученики должны показать рукой соответствующий сигнал.

Для закрепления знаний о сигналах велосипедиста другим участникам движения предназначен ЦОР 179.

ЦОР 179 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Вопросы касаются знаков (сигналов) велосипедистов на дороге. Правильные ответы: вопрос 1 – ответы 2, 3; вопрос 2 – ответ 1; вопрос 3 – ответ 1; вопрос 4 – ответ 2; вопрос 5 – ответ 1

Затем учитель спрашивает: «Почему велосипед становится все популярнее и популярнее?». После ответов учеников учитель говорит о том, что в некоторых городах Европы и Азии велосипед – массовое средство передвижения. Затем знакомит учеников с материалами ЦОРа 180, который рассказывает о таких городах.

 

 

Урок 30

§ 7.2. Правила для роллинга. Снаряжение

Как научиться кататься на роликовых коньках без травм и увечий

 

План урока:

 

1.     Немного о роликовых коньках.

2.     Снаряжение для роллера.

3.     Как научиться кататься на роликовых коньках, ничего себе, при этом, не разбивая.

 

ЦОР 182. Как правильно подобрать снаряжение для роллинга

ЦОР 183. Хорошая экипировка – основа безопасности

ЦОР 184. Разминка

ЦОР 185. Выберите правильно место для катания на роликах

ЦОР 186. Научитесь тормозить

ЦОР 187. Научитесь падать

ЦОР 188. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 182 – презентация, в которой даны практичные советы о том, как правильно подобрать снаряжение для тех, кто хочет научиться кататься на роликовых коньках. ЦОР можно демонстрировать в качестве иллюстрации на уроке, при раскрытии второго вопроса, можно его предложить ученикам для самостоятельного ознакомления.

ЦОP 183 - озвученная презентация рассказывает о том, какая должна быть экипировка для катания на роликовых коньках, чтобы свести травмы к минимуму. Длительность - 0:02:42. ЦОР предназначен для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОP 184 – слайд-шоу со звуком, которое дает информацию о разминке для катания на роликовых коньках для разных групп мышц. Длительность - 0:02:50. Этот ЦОР и ЦОРы 185, 186, 187 предназначены для демонстрации при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОP 185- озвученная презентация помогает правильно выбрать место для катания на роликах и рассказывает о правилах катания на улице. Длительность - 0:01:45.

ЦОP 186 – слайд-шоу со звуком, рассказывающее о разновидностях торможения при катании на роликовых коньках. Информирует о тормозных устройствах и видах торможения. Дает советы начинающим кататься на роликах. Длительность - 0:03:01.

ЦОP 187 – слайд-шоу со звуком, которое рассказывает, как нужно правильно падать, чтобы не получить травмы. Дает советы для тренировки. Длительность - 0:01:44.

 

 

Урок 31

§ 7.3. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних

 

План урока:

 

1.     Определение преступления.

2.     Что такое «невменяемость». Уголовная ответственность лиц, находящихся в состоянии «невменяемости».

3.     Преступник и его соучастники. Виды наказания.

 

ЦОР 189. Что такое преступление. Комментарии к закону

ЦОР 190. Примеры: кто преступник, а кто - нет

ЦОР 191. Уголовная ответственность и невменяемость. Примеры

ЦОР 192. Преступление и наказание в произведениях искусства

ЦОР 193. Воспитательные колонии в России

194. Вопросы к параграфу.

 

ЦОР 189 – Текстовый документ, включающий в себя определение преступления из Уголовного кодекса и комментарий к нему. ЦОР используется при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 190 – текстовый документ с иллюстрациями, в котором приведены примеры нескольких случаев совершения противоправных действий. Но, не во всех случаях совершившие противоправные действия являются преступниками. При работе с данным ЦОРом, учитель рассказывает (или читает) один из примеров, до решения суда, а ученики должны определить есть ли преступник в данной ситуации или его нет. После решения учеников, учитель сообщает им решение суда. Работу с этим ЦОР можно представить в виде ролевой игры, назначить судью, адвоката, потерпевшего, обвиняемого и свидетелей.

ЦОР 191 – текстовый документ, включающий в себя примеры уголовной ответственности невменяемых. ЦОР рекомендуется для раскрытия второго вопроса урока.

Для оказания воспитательного воздействия на учеников можно показать ЦОРы 192 и 193.

ЦОP 192 – слайд-шоу со звуком, поднимает тему преступления и наказания в произведениях искусства, а также приводит примеры о торжестве правосудия из художественной литературы и кино. Длительность - 0:04:30.

ЦОP 193 - слайд-шоу со звуком, рассказывающее о воспитательных колониях в России. О проводимой в них работе по оказанию медицинской, психологической, педагогической помощи несовершеннолетним в период нахождения их в местах лишения свободы и необходимости оказания эффективной социальной поддержки для успешной адаптации в обществе после освобождения для избегания рецидивной преступности. Длительность - 0:05:00.

 

 

Урок 32

§ 7.4. Как уберечь себя от преступлений. Безопасность в общественных местах

 

План урока:

 

1.     Безопасность в общественном месте.

2.     Как узнать уголовника.

3.     Как оторваться от преследования.

 

ЦОР 195. Как узнать уголовника

ЦОР 196. Как выбрать безопасный путь следования

ЦОР 197. Выбор правильного пути отступления

ЦОР 198. Вопросы к уроку

 

ЦОР 195 – озвученная презентация, в которой описываются возможные внешние черты уголовника. Длительность - 0:00:52. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОP 196 - озвученная презентация учит, как выбрать безопасный путь следования, дает советы, какие меры необходимо принять для оптимально удобного и безопасного маршрута. Длительность - 0:02:29. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого вопроса урока. После просмотра можно устроить ролевую игру, в которой будет участвовать весь класс. Роли следующие: одинокий юноша, одинокая девушка, группа подвыпивших парней (4-5 человек) у магазина, группа уголовников на пустыре (3-4 человека), прохожие, пассажиры автобуса на остановке. В качестве декораций можно использовать парты, столы и т.д. Ряды между партами – улицы. Исполнители ролей одиноких девушек и юношей (их может быть несколько) выходят из комнаты. Учитель расставляет героев и говорит, что они должны сыграть, после чего входят одинокие герои. Их задача пройти до назначенной точки без приключений. После игры поведение одиноких героев обсуждается

ЦОP 197 - озвученная презентация дает рекомендации как правильно выбрать путь отступления в опасных ситуациях, учит как вести себя в чрезвычайной обстановке. Длительность - 0:02:59. ЦОР демонстрируется для рассмотрения третьего вопроса урока.

 

 

Урок 33

§ 7.4. Как получить помощь со стороны

Как себя вести, когда избежать силового контакта невозможно

 

План урока:

 

1.     Мотивация потенциальных помощников.

2.     Чем можно защитить себя.

3.     Что делать, если от преследователей убежать не удалось

 

ЦОР 199. Как затронуть интересы случайных прохожих для получения помощи. Примеры

ЦОР 200. Подручные средства для самозащиты

ЦОР 201. Что делать, если бежать некуда?

ЦОР 202. Как составить словесный портрет?

ЦОР 203. Вопросы к параграфу.

 

ЦОP 199- озвученная презентация расскажет, как затронуть интересы случайных прохожих для получения помощи, даст рекомендации, как вести себя при угрожающих ситуациях. Длительность - 0:02:01. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока.

ЦОР 200 - это озвученная презентация, в которой даются некоторые сведения о подручных средствах для самозащиты и приводятся советы для сведения к минимуму риска оказаться жертвой хулигана, грабителя, вымогателя, террориста. Длительность - 0:05:13. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока.

Для раскрытия третьего вопроса урока демонстрируются ЦОРы 201 и 202.

ЦОР 201 - это озвученная презентация, в которой приводятся методы действий в каждом конкретном случае нападения на человека, и пути защиты от физически сильного злодея. Длительность - 0:05:16.

ЦОР 202 - это озвученная презентация, в которой даётся такое понятие криминалистики, как словесный портрет, и приводится методика составления подобного портрета. Длительность - 0:04:40.

 

 

Урок 34

§ 7.4. Самозащита в общественном транспорте. Самозащита в замкнутом помещении. Особенности схватки на лестнице

 

План урока:

 

1.     Самозащита в автобусе, троллейбусе, трамвае и электричке

2.     Самозащита в замкнутом помещении.

3.     Особенности схватки на лестнице.

 

ЦОР 204. Самозащита в троллейбусе и трамвае.

ЦОР 205. Как защитить себя в электричке

ЦОР 206. Подручные средства защиты в замкнутом помещении

ЦОР 207. Пути отступления из замкнутого помещения

ЦОР 208. Действия при отступлении по лестнице

ЦОР 209. Вопросы к параграфу

 

При раскрытии первого вопроса урока демонстрируются ЦОРы 204, 205.

ЦОР 204 - это озвученная презентация, в которой приводится несколько правил, следование которым снизит степень риска оказаться жертвой нападения бандита или грабителя. Длительность - 0:03:13.

ЦОР 205 - это озвученная презентация, в которой рассмотрены рекомендации о том, как защитить себя в электричке, как уберечься от опасных ситуаций и что предпринять при нападении преступников. Длительность - 0:03:02.

При раскрытии второго вопроса демонстрируются ЦОРы 206 и 207.

ЦОР 206 - это озвученная презентация, в которой говорится об искусстве превращения в оружие находящиеся при себе предметы и последующего их использования в целях самообороны. Длительность - 0:03:48.

ЦОР 207 - это озвученная презентация, в которой говорится о том, как нужно действовать, если вы, несмотря ни на что, все-таки оказались один на один с нападающим на вас бандитом. Длительность - 0:04:28.

ЦОР 208 - это озвученная презентация, в которой даются рекомендации на случай, если на лестничной площадке у вас под угрозой насилия отбирают вещи, а помощи ждать неоткуда. Длительность - 0:04:10. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса.

Во всех этих ЦОРах даются практические советы, как себя вести в соответствующем случае.

 

 

Урок 35

Как защитить себя при угрозе террористического акта

 

План урока:

 

1.     Что делать при обнаружении взрывного устройства.

2.     Основные правила поведения заложника.

3.     Как себя вести оказавшись в завале.

 

ЦОР 210. Список телефонов, по которым нужно звонить при обнаружении подозрительных предметов.

ЦОР 211. Как себя вести, если Вас захватили в заложники

ЦОР 212. Вы оказались в завале после взрыва. Ваши действия

ЦОР 213. Вы оказались в завале и Вы ранены. Что делать?

ЦОР 214. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 210 – презентация со звуком, в которой говориться, к кому нужно обращаться и куда звонить, при обнаружении подозрительных предметов. Длительность - 0:00:33. Здесь приведены всего два конкретных номера, потому что они одинаковы для всех городов России. А номера телефонов милиции и ФСБ – во всех городах разные. Поэтому, желательно, чтобы учитель продиктовал детям эти номера. Затем ученики должны рассказать о действиях, которые нужно выполнить при обнаружении взрывного устройства. В случае необходимости учитель исправляет и дополняет их высказывания.

ЦОР 211 – озвученная презентация, в которой представлены основные правила поведения заложника. ЦОР предназначен для раскрытия второго вопроса урока. Длительность - 0:02:27.

ЦОР 212 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Вопросы касаются ситуации, если кто-то оказался в завале после взрыва. Правильные ответы: вопрос 1 – ответ 2, вопрос 2 – ответ 3, вопрос 3 – ответ 1, вопрос 4 – ответ 2. Отвечая на вопрос нужно объяснить, почему выбран именно этот ответ.

ЦОР 213 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Вопросы касаются ситуации, когда в завале оказывается раненный человек. Правильные ответы: вопрос 1 – ответ 1, вопрос 2 – ответ 2, вопрос 3 – ответ 1. Отвечая на вопрос нужно объяснить, почему выбран именно этот ответ.