Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

9 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.,

под редакцией первого заместителя министра МЧС России

Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2006-223 с. ил.

 

Этап 1 (1 – 2 четверти)

 

Москва

2007 г.

 

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2004-382 с. ил.

Небольшая часть представленных ЦОРов предназначена для преподавателей, а остальные могут быть полезны как для преподавателей, так и обучающимся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

 

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов»

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эти презентации можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и таблицы.

Звуковой файл в формате MPEG-1 Audio Layer 3 – .wav  – иллюстрация шумов.

Видеофильм в формате Audio Video Interleave – avi.

 

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, чаще всего со звуком. Озвученные презентации рекомендуем прослушать с начала до конца, не прерывая, если учитель считает нужным использовать ЦОР в качестве лекции, раскрывающей часть темы урока. Если же будет нужно вернуться к какому-либо слайду или использовать презентацию без звука – это можно будет сделать при помощи параметров программы MS PowerPoint. Лекцией может быть также слайд-шоу со звуком.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Анимированная таблица – иллюстрированная таблица с элементами анимации.

Анимированное изображение – одно или несколько изображений с элементами анимации.

Анимированная схема – иллюстрированная схема с элементами анимации.

Практикум – презентация, в которой показана последовательность действий, для какой-то определенной цели. Работая с таким ЦОРом, ученики получают знания что, и в какой именно последовательности следует делать в определенной ситуации. Например, как правильно оказать первую медицинскую помощь, как правильно надеть противогаз и т.д.

Иллюстрированный тест – презентация, включающая в себя иллюстрации с вопросами и версиями ответов, среди которых есть один или более правильных.

Примеры из истории – тексты или презентации, приводящие примеры из истории, описание важных событий, которые имеют отношение к безопасности жизнедеятельности человека.

Иллюстрированная схема – презентация, в которой приведена схема (иногда, разбитая на несколько частей) и иллюстрации к ней.

Иллюстрированная таблица – таблица с иллюстрациями.

Таблица – данные, приведенные в табличной форме в текстовом документе MS Word.

Иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Иллюстрированный текст – материал к уроку в формате MS Word,  включающий в себя иллюстрации.

Вопросы для контроля – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

 

 

 

Поурочное распределение ЦОРов

 

 

Раздел 1. Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека

Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека

 

Урок 1

§ 1. Экологическая безопасность России

 

ЦОР 1. Определение экологической безопасности.

ЦОР 2. Определение экологической опасности.

ЦОР 3. Концепция экологической безопасности.

ЦОР 4. Система обеспечения экологической безопасности (защищённости окружающей среды).

ЦОР 5. Вопросы к параграфу.

 

Первые два ЦОРа, предложенные к этому уроку – это презентации, имеющие образовательный тип Определение. Они могут быть использованы в качестве иллюстрации во время раскрытия преподавателем первого вопроса.

В ЦОРе 1 представлены следующие понятия: «экологическая безопасность», «политика экологической безопасности», «система экологической безопасности», «объекты экологической безопасности».

В ЦОРе 2 определены следующие понятия: «экологическая опасность», «экологически опасная ситуация», «субъект экономической опасности». Кроме этого в ЦОРе представлены принципы теоретической  базы создания национальной системы экологической безопасности.

После раскрытия первого вопроса ученики могут обсудить проблему нарушения приспособляемости живых систем к условиям существования, поговорить о потере здоровья, росте экологических аварий и катастроф, требующих затяжных затрат национального бюджета. В ходе рассуждения поднимается вопрос об отношении Правительства страны к проблеме экологической безопасности.

ЦОР 3 – это озвученная презентация, в которой говорится о том, в чем заключается концепция экологической безопасности страны. Перечислены основные принципы, которыми должны руководствоваться люди про организации своего бизнеса. Дан список экологических объектов, которые должны охраняться от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока. После просмотра ЦОРа ученики узнают, что сегодня мы должны сохранить наше природное богатство для себя и для будущих поколений. Длительность – 0:02:43.

ЦОР 4 представляет собой анимированную гипертекстовую таблицу системы обеспечения экологической безопасности, в которой по гиперссылке можно попасть из основной таблицы к более подробному описанию пункта с иллюстрацией. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса в качестве иллюстрации.

После просмотра всех ЦОРов начинается дискуссия на тему выживания человека в условиях современной природной среды, в условиях нарушения экологического равновесия.

ЦОР 5 содержит в себе вопросы к пройденному параграфу. Эти вопросы разделены на две части, вопросы, которые, по нашему усмотрению, можно задать во время урока, и домашние задания. Учитель, если посчитает нужным, может использовать эти вопросы по своему усмотрению: задать на дом, включить в контрольную работу или число экзаменационных вопросов. Последний ЦОР каждого урока принадлежит этому типу, поэтому в дальнейшем мы не будем их описывать, чтобы не повторяться.

 

 

Урок 2

§ 2. Окружающая среда и экологическая опасность

 

 

ЦОР 6. Среда обитания

ЦОР 7. Город - среда обитания

ЦОР 8. Определения: загрязнение и загрязнители

ЦОР 9. Примеры загрязнителей

ЦОР 10. Польза озеленения города

ЦОР 11. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 6 – это озвученная презентация, в которой определяется понятие «среда обитания» и рассмотрены экологические факторы, влияющие на среду обитания. Из этого ЦОРа ученики узнают много новых терминов и познакомятся с их смыслом. А также поймут, что все в мире взаимосвязано, и поэтому нужно бережнее относиться к окружающей среде. Длительность – 0:05:32.

ЦОР 7 – это слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о том, как город постепенно захватывает себе все больше места от природы, чем это грозит для экологии. О том, как много источников загрязнения создает город. Как с этим бороться и как можно улучшить экологию города. ЦОР предлагается демонстрировать во время раскрытия первого вопроса. Длительность – 0:03:58.

ЦОР 8 – это презентация-определение. В ЦОРе представлены определения понятий: «загрязнение», «загрязнители», «загрязняющие вещества» и перечислены различные виды загрязнений и загрязняющих веществ. Кроме того, приведены примеры загрязняющих веществ. ЦОР можно использовать в качестве иллюстрации пре раскрытии второго вопроса урока. Его также могут использовать ученики, чтобы самостоятельно ознакомиться с представленными там определениями.

После просмотра ЦОРа 8 ученики приводят примеры загрязнений и загрязнителей природных экосистем, а также примеры вывода из состояния равновесия животных, растений и человека.

ЦОР 9, презентация, в которой приведены изображения различных загрязнителей. ЦОР закрепляет полученную информацию о загрязнителях и подтверждает примеры учащихся, а также дополняет вопрос «Виды загрязнителей: химические, физические, биологические и информационные» иллюстрациями.

Из всей полученной информации ученики должны сделать вывод, что одним из результатов активной производственной деятельности человека является ряд болезней «загрязнения» и должны перечислить эти болезни.

Чтобы не заканчивать тему урока на такой грустной ноте, рекомендуется ЦОР 10, который предлагает меры по частичному решению проблемы загрязнения городов. Кроме того, этот ЦОР еще раз напомнит ученикам, что зеленные насаждения в городе нужно беречь. ЦОР 10 – слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается об огромной роли в улучшении экологии города, которую играют зеленые насаждения. Длительность – 0:03:32.

 

 

Урок 3

§ 3. Химические загрязнения и отравления

 

ЦОР 12. Понятие о ксенобиотиках и чужеродных соединениях

ЦОР 13. Последствия табачного дыма на организм человека

ЦОР 14. Токсичное воздействие различных химических веществ

ЦОР 15. Методы детоксикации организма человека

ЦОР 16. Алкоголь - разрушитель естественных защитных механизмов человека

ЦОР 17. Вопросы к параграфу

 

Все ЦОРы, предложенные к этому уроку (кроме последнего, ЦОРа 17) представляют собой презентации со звуком. В некоторых из них много анимации. Все они предназначены для демонстрации во время урока.

В ЦОРе 12 описана природа и происхождение ксенобиотиков и чужеродных соединений, рассказывается о конкретных чужеродных соединениях, попадающих в организм человека из воздуха, воды и почвы. ЦОР предлагается для демонстрации при раскрытии первого вопроса урока. После просмотра ЦОРа ученики должны сами привести примеры ксенобиотиков и чужеродных соединений различных по происхождению. Длительность – 0:06:30.

ЦОР 13, презентация с элементами анимации, рассказывающая о вреде табака. В ней рассказывается о научных исследованиях, доказывающих губительное воздействие табака на организм человека, особенно, на женский организм. Кроме того, здесь рассказывается о вреде пассивного курения. Изобразительный ряд этой презентации содержит впечатляющие плакаты о вреде курения. ЦОР 14 предназначен для раскрытия третьего вопроса урока. После просмотра предлагаем обсудить его. Можно спросить учеников, что им было известно о вреде курения раньше, узнали ли они что-нибудь новое из просмотренного ЦОРа. Наверняка в классе есть курящие, у них можно спросить, как они начали курить, что хорошего они видят в курении, пытались ли когда-либо бросать курение и т.д. Длительность – 0:04:41.

Третий ЦОР к этому уроку - это ЦОР 14, который рассказывает о том, как химические вещества попадают в наш организм, о нервнопаралитических и кожно-нарывных средствах, О локальном и системном способе заражения и о различной степени токсического воздействия на различные органы. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока. После объяснения материала по этому вопросу ученики должны привести примеры химического отравления теми веществами, которые используется в быту. Длительность – 0:03:35.

В ЦОРе 15 приведены методы детоксикации всего организма и его различных органов: печени, желчного пузыря, почек и др. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия пятого вопроса урока.

ЦОР 16 рассказывает об изменениях в организме человека под воздействием алкоголя, конкретнее, об изменениях в крови, о поражении нервных клеток, клеток головного мозга. Кроме того, здесь приводится случай из истории, когда с помощью алкоголя удалось завоевать индейцев. После просмотра можно рассказать детям реальные случаи из жизни о том, к чему может привести злоупотребление алкоголем, о том, что пиво – это тоже алкоголь, который вызывает привыкании, о том, что сегодня среди молодежи большое количество пивных алкоголиков. Длительность – 0:03:59.

 

 

Урок 4

§ 4. Шум и здоровье

 

ЦОР 18. Понятие о звуке и шуме

ЦОР 19. Примеры сигналов тревоги шумовых загрязнителей среды

ЦОР 20. Границы восприятия звуков

ЦОР 21. Воздействие звуков на человека

ЦОР 22. Как защититься от шума

ЦОР 23. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 18 представляет собой озвученную презентацию и предназначен для демонстрации во время раскрытия вопроса «Что такое шумовое загрязнение среды обитания человека». ЦОР рассказывает о мире звуков, приятных и неприятных которые действуют не только на людей, но и на все живое. А еще в ЦОРе говориться о том, в каких единицах измеряется частота и уровень звукового давления. Длительность – 0:03:32.

ЦОР 19 – это звуковой файл, содержащий в себе примеры различных шумов. Приведены следующие звуки: гудок паровоза и скрип его колес, сирена, звук заводящегося мотора и сигнал автомобиля, гул взлетающего самолета, звук работающего трактора, вертолет взлетает и летит над головой, звонок телефона, станок, толпа в столовой, звуки улицы, металлорежущий станок, болельщики на стадионе, дрель, рок-музыка. Можно попросить учеников отгадать эти звуки. Нужно рассказать ученикам о том, что посещение рок-концертов и слушание громкой рок-музыки может привести к потере слуха. Длительность – 0:11:06.

ЦОР 20 – презентация, содержащая в себе таблицу, которая определяет зону восприятия звуков для животных и человека. При этом уровень естественного шумового тона определяется в 20-30 децибел (дБ). ЦОР предназначен для демонстрации в качестве иллюстрации при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 21 – это гипертекстовая иллюстрированная таблица, в которой показано воздействия шумов различного звукового давления на человека. Из таблицы можно узнать, какие звуки приятны для человека, а какие могут привести даже к летальному исходу.

ЦОР 22 – озвученная презентация, которая представляет различные способы борьбы с шумом: в станкостроении, в цехах заводов и фабрик, в архитектуре. А также говориться о том, как защититься от шума самому. ЦОР предлагается для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока. Длительность – 0:02:10.

 

 

Урок 5

§ 5. Безопасное питание

 

 

ЦОР 24. Состав пищевого рациона человека

ЦОР 25. Структура питания человека в ходе истории развития человеческого общества

ЦОР 26. Последствия переедания человека

ЦОР 27. Энергозатраты детей и подростков

ЦОР 28. Энергетическая ценность некоторых продуктов питания

ЦОР 29. Безопасность при питании

ЦОР 30. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 24 – это гипертекстовая иллюстрированная таблица, в которой приведены примеры продуктов, содержащих в себе необходимые для существования человека элементы. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 25 – еще одна озвученная презентация, рассказывающая об истории русской кухни, начиная с 10-го века, и по сей день. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии первого вопроса урока. Длительность – 0:07:55.

После просмотра ЦОРов 24 и 25 ученики должны объяснить, почему исторически сложился смешанный рацион питания, в котором преобладают растительные компоненты. Ученики могут заметить изменение структуры питания во времени.

ЦОР 26 представляет собой анимированную схему, в которой показаны последствия переедания. ЦОР предлагается для демонстрации при рассмотрении третьего вопроса урока в качестве иллюстрации.

Четвертый вопрос урока заключается в изучении таблицы, представленной в ЦОР 27. Этот ЦОР является гипертекстовой иллюстрированной таблицей, в которой можно увидеть, сколько энергии тратят дети и подростки (в зависимости от возраста) и какими элементами и в каких количествах эта энергия должна восполняться (белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и витаминами). С таблицей можно работать следующим образом. Сначала можно посмотреть всю таблицу, а потом, переходя по гиперссылкам – посмотреть более подробные раскладки для столбцов «Минералы» и «Витамины» для конкретного возраста. . Длительность – 0:07:45.

ЦОР 28 – еще одна иллюстрированная гипертекстовая таблица, в которой приведены энергетическая ценность для некоторых продуктов и их изображения, которые можно увидеть, перейдя по соответствующей гиперссылке. И этот ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 29 представляет опасности, которые содержат в себе современные продукты питания, которыми полны наши магазины, и советует питаться полезной для здоровья и для человеческого здоровья пищу. ЦОР 29 является озвученной ярко иллюстрированной презентацией.

 

 

Урок 6

§ 6. Биоритмы организаторы нашей жизни

 

ЦОР 31. Понятие о биологическом ритме

ЦОР 32. Ритмичность функции живых организмов

ЦОР 33. Суточные (циркадные) циклы человека, его работоспособность

ЦОР 34. Деление людей по работоспособностям

ЦОР 35. Рациональный распорядок дня

ЦОР 36. Режим питания человека

ЦОР 37. Составьте правильный распорядок дня

ЦОР 38. Болезни биоритмов человека

ЦОР 39. Понятие об усталости и его профилактика

ЦОР 40. Профилактика переутомления

ЦОР 41. Пространственные границы восприятия человека

ЦОР 42. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 31 – озвученная презентация, дающая определение и описывающая понятие «биологические ритмы» и рассказывающая о двух разных научных взглядах на это явление. ЦОР предназначен для демонстрации до раскрытия второго вопроса. Длительность – 0:03:37.

ЦОР 32 – озвученная презентация, которая рассказывает о зависимости ритмичности функций живых организмов от природных ритмов внешней среды. ЦОР демонстрируется для объяснения второго вопроса урока. Длительность – 0:03:53.

ЦОР 33 – это график циркадных циклов человека. ЦОР можно показать во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстрации. К этому же вопросу подготовлен ЦОР 34 – иллюстрированная гипертекстовая таблица, на которой приведены три типа работоспособности людей (сульфурики, фосфорики и флюорики). ЦОР 34 – еще одна иллюстрация к третьему вопросу.

ЦОР 35 – иллюстрированная таблица, в которой предложен распорядок дня для работников физического труда, работников умственного труда, учащихся. Этот ЦОР предложен в качестве иллюстрации к четвертому вопросу урока.

ЦОР 36 – иллюстрированная таблица, в которой представлен режим питания человека (4-х разовое питание), и предложены определенные продукты на каждый прием пищи. Это все один вариант из множества возможных, поэтому предлагаем после просмотра ЦОРа обсудить этот вопрос с учениками.

Кроме того, к этому вопросу демонстрируется ЦОР «Болезни биоритмов человека», который доказывает, что когда человек согласует режим дня со своими биоритмами, уровень его физической и умственной работоспособности значительно выше.

ЦОР 37 – это презентация, рассказывающая о различной активности организма в зависимости от времени суток и предлагающая составлять свой распорядок дня согласно активности организма, чтобы выполняемые действия дали лучший результат. Учитель должен предупредить, что представленное в ЦОРе расписание организма может не соответствовать расписанию организма каждого из учеников, так как каждый человек уникален, и что они должны методом наблюдения выявить расписание своего организма и согласно ему составить свой распорядок дня. После просмотра ЦОРа ученики получат практические знания, что именно нужно учитывать для его составления.

Следующий ЦОР – ЦОР 38 – это озвученная презентация, которая рассказывает о болезнях, возникающих при нарушениях биоритмов человека. О том, что необходимо обязательно учитывать биоритмы человека при различных медицинских и физиологических воздействиях на человека. ЦОР предлагается для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока. Длительность – 0:02:32.

ЦОР 39 – озвученная презентация, рассказывающая об усталости, о том, как накапливается хроническая усталость и к чему она может привести. А также о том, как бороться с усталостью. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия пятого вопроса урока. После просмотра можно спросить учеников, бывает ли у них чувство усталости, в каких случаях и как они борются с усталостью. Длительность – 0:03:32.

ЦОР 40 – озвученная презентация, в которой дается определение переутомления, описываются симптомы переутомления и представляются методы профилактики переутомления. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии шестого вопроса урока. Длительность – 0:02:16.

ЦОР 41 – это озвученная презентация, в которой введено понятия «оперативный порог» и «переломные точки» для описания пространственных границ восприятия человека. В ЦОРе рассмотрены органы чувств человека и то, как на них воздействуют различные раздражители, как поберечься от отрицательных воздействий. Длительность – 0:07:44.

 

 

Урок 7

§ 7. В движении – жизнь

 

ЦОР 43. Физическая природа человека: мощь и сила

ЦОР 44. Понятие о гиподинамии (недостаток движения)

ЦОР 45. Последствия гиподинамии

ЦОР 46. Физические резервы человека и его двигательная активность

ЦОР 47. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 43 – озвученная презентация, в которой говорится, что человек – существо социальное и биологическое, и что, несмотря на то, что социально человек очень прогрессировал, но биологически почти не изменился. Поэтому, чтобы сохранить здоровье, ему нужно заниматься физической культурой. И еще о том, что хотя животные и превосходят человека в своей приспособленности к внешнему миру, но человек умнее их и в этом его основная сила. ЦОР предложен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока. Длительность – 0:04:15.

ЦОР 44 – озвученная презентация,  в которой определяется понятие «гиподинамия» - болезнь, которая появилась из-за улучшения жизни человека, когда почти всю физическую тяжелую работу делают машины. В ЦОРе говориться о катастрофическом увеличении количества больных ожирением людей, особенно детей и подростков, и о необходимости физической активности человека для сохранения здоровья. ЦОР предназначен для демонстрации во время урока. Длительность – 0:03:33.

ЦОР 45 – это схема, из которой можно увидеть последствия гиподинамии – недостатка движения. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 46 – слад-шоу со звуком, предложенное для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока рассказывает о физических возможностях человека, которые проявляются в экстремальных условиях. Здесь приведены данные о выносливости человека при различных климатических условиях, высоко в горах и глубоко в море. Еще в ЦОРе говориться, что хорошо тренированный человек гораздо выносливее и сопротивляемость организма внешним воздействиям у физически активных людей выше. Особенно важны физические упражнения и спорт в детском и юношеском возрасте: они способствуют лучшему развитию нервной системы, росту и укреплению костной и мышечной ткани, повышают выносливость, устойчивость организма к различным заболеваниям. ЦОР доказывает, что человек не реализует множество своих биологических возможностей, в том числе и физических. Эти резервы можно задействовать как в процессе классических оздоровительных тренировок, так и нетрадиционным путем. Длительность – 0:07:07.

 

Урок 8

§ 8. Защититесь от стрессов

8.1. Стресс – факторы и стресс – реакции

8.2. Болезни «истощения

 

ЦОР 48. О реакции человека находящегося в среде обитания (страх, гнев, радость)

ЦОР 49. Понятие о стресс - реакции

ЦОР 50. Адаптация организма и перенапряжение

ЦОР 51. Причины физического и нервно-психологического переутомления городских жителей (невроз)

ЦОР 52. Вопросы к параграфу

 

ЦОРы 48, 49 и 50 – представляют собой озвученные презентации, предназначенные для демонстрации во время раскрытия, соответственно, первого, второго и третьего вопросов урока.

ЦОР 48 рассказывает о реакции человека на внешние раздражителя, дает определение стресса, рассказывает, как стресс влияет на человека, и о том, что стресс может быть и полезным и вредным. Длительность – 0:03:26.

ЦОР 49 более подробно останавливается на понятии стресс-реакции, и представляет раздражители, три стадии стресс-реакции, и проявления стресс-реакции. Длительность – 0:02:44.

ЦОР 50 – определяет понятие «адаптация» рассказывает о видах адаптации и их стадиях. А также в ЦОРе говориться о двух видах перенапряжения. Длительность – 0:03:37.

После просмотра этих трех ЦОРов ученики должны попытаться объяснить, в чем польза и опасность стрессов? Как связаны между собой  понятия стресс-реакция и адаптация?

ЦОР 51 – это тест с иллюстрациями. Он содержит пять вопросов и, чтобы на них правильно ответить, нужно знать все вопросы урока. ЦОР можно использовать для контроля знаний учащихся. Ученики выбирают правильный ответ(ы) для каждого вопроса и пытаются обосновать его, добавить информацию и расширить правильный ответ, сделать его полнее. Ниже приводим краткие правильные ответы:

 

№ вопроса

Правильный ответ

1

2, в некоторых случаях и 3

2

1, но иногда он может привести и к 3

3

2

4

2

5

1, но и спорт воспитывает в человеке те качества, которые нужны для преодоления стрессов.

 

 

Урок 9

§ 8. Защититесь от стрессов

8.3. Особенности реакций на стресс у разных людей

8.4. Как не позволить стрессу застать себя врасплох

 

ЦОР 53. Сильные раздражители и стресс - реакции

ЦОР 54. Типы темперамента: Реакции людей с различным типом темперамента

ЦОР 55. Понятие о темпераменте

ЦОР 56. Тест на определение типа темперамента

ЦОР 57. Что делать, чтобы предупредить возникновение  стресса

ЦОР 58. Как противостоять возникшему стрессу

ЦОР 59. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 53 – озвученная презентация, рассказывающая об истории исследования стресс-реакций биохимиком Гансом Селье, об опасности стрессов, особенно психоэмоциональных, о необходимости некоторых стрессов, для поддержания тонуса, ЦОР предлагается для демонстрации при раскрытии первого вопроса урока. Длительность – 0:04:52.

ЦОР 54 – слайд-шоу со звуком, в котором представлены четыре типа темпераментов и описана реакция людей с различным видом темперамента. Длительность – 0:03:32.

ЦОР 55 – презентация со звуком, которая дает определение понятия «темперамент», объясняет это понятие с физиологической точки зрения. Длительность – 0:04:43.

ЦОРы 54 и 55 предложены для раскрытия второго вопроса урока. Мы предлагаем сначала показать ЦОР 55 для представления понятия «темперамент», а потом  - ЦОР54, для дальнейшего раскрытия темы.

ЦОР 56 – озвученная презентация, в которой рассказывается о том, что, несмотря на деление людей на четыре психологических типа, человек не подлежит какому-то определенному типу, в нем есть понемногу от всех типов. В ЦОРе также приведен тест Айзенка, по определению психологического темперамента и объясняется, как можно проверить свой темперамент. ЦОР предназначен для самостоятельных или факультативных занятий. Первую часть ЦОРа можно демонстрировать во время раскрытия второго вопроса урока. Длительность – 0:03:04.

ЦОР 57 – озвученная презентация, в которой говорится, что у каждого человека есть защитные механизмы против стресса, но чтобы они хорошо работали, необходимо укреплять нервную систему. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока.

ЦОР 58 – озвученная презентация, которая дает полезные практические советы о том, как противостоять возникшему стрессу. Все эти способы может применить каждый человек. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока. Длительность – 0:04:03.

 

 

Урок 10

§ 9. Как выплыть в море информации и завоевать друзей

 

ЦОР 60. Понятие об информации и информационных перегрузках

ЦОР 61. Как улучшить процесс понимания

ЦОР 62. Правила самоорганизации умственной деятельности

ЦОР 63. Искусство общения

ЦОР 64. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 60 – презентация, раскрывающая проблему информационных перегрузок, которые часто приводят к нервным истощениям и другим болезням. ЦОР рассказывает о симптомах нервного истощения, и о том, что нужно уметь отдыхать. ЦОР предназначен для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 61 – озвученная презентация, рассказывающая о процессе понимания речи и дающая практические знания, как улучшить процесс понимания. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего или четвертого вопросов урока, по усмотрению преподавателя. После просмотра ЦОРа можно сделать эксперимент, взять сложный текст и попробовать его понять, используя способ, предложенный в ЦОРе. Длительность – 0:01:048.

ЦОР 62 – озвученная презентация, о том, как научиться организовывать свою умственную деятельность, начиная от восприятия и заканчивая практическим применением полученных знаний. В ЦОРе даются основные направления, в которых нужно действовать, чтобы научиться самостоятельно выполнять умственную работу более продуктивно. Длительность – 0:03:041.

ЦОР 63 – презентация со звуком, в которой объясняется, что такое искусство общения, дает советы, как научиться общаться с людьми. ЦОР предлагается для демонстрации во время раскрытия пятого вопроса урока. После просмотра можно обсудить с учениками тему общения, спросить у них: «Трудно ли вам общаться с незнакомыми людьми?», «Как вы себя чувствуете в  незнакомой компании?», «Как вы себя ведете, если хотите познакомиться с понравившимся вам человеком?». Длительность – 0:03:31.

 

 

Урок 11

§ 10. Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний

 

 

ЦОР 65. Возбудители инфекционных заболеваний

ЦОР 66. Что такое эпидемия

ЦОР 67. Примеры эпидемий

ЦОР 68. Вирус СПИДа

ЦОР 69. СПИД – чума 20-го века

ЦОР 70. Профилактика СПИД-а

ЦОР 71. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 65 – озвученная презентация, в которой говориться о том, что возбудители инфекционных заболеваний распространены повсеместно. Приводятся способы распространения возбудителей. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока. Длительность – 0:08:33.

ЦОР 66 – озвученная презентация, в которой дается определение эпидемии, рассказано о том, как они распространяются и как можно с ней бороться. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. Длительность – 0:02:05.

ЦОР 67 – озвученное слайд-шоу, в котором приводятся примеры эпидемий, унесших тысячи жизней, таких как: чума, холера, оспа, полиомиелит, грипп и др.. ЦОР предложен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. После просмотра ученики называют современные эпидемии, как можно противостоять этим эпидемиям. Длительность – 0:03:38.

ЦОР 68 – анимированное изображение вируса СПИДа, его можно показать во время раскрытия четвертого вопроса урока.

ЦОР 69 – это слайд-шоу, в котором рассказывается о первом обнаружении вируса СПИДа у человека, о социальной реакции на все более распространяющуюся болезнь, а также приводятся некоторые справочные данные о больных. СПИДом. ЦОР предназначен для просмотра во время раскрытия четвертого вопроса урока. Длительность – 0:03:41.

ЦОР 70 – это презентация говорит о важности профилактических мер против заражения СПИДом, так как пока еще не найдена вакцина против СПИДа. Затем дает практические советы о том, какие именно меры помогут не заразиться СПИДом. Из ЦОРа ученики узнают о способах заражения ВИЧ-инфекцией и о том, что самая лучшая профилактика – исключающий заражений способ жизни.

 

 

Урок 12

§ 11. Экологическая безопасность и природные условия

11.1. Опасные природные явления

11.2. Последствия воздействия резких изменений климатических факторов

11.3. Природные аллергены

 

 

ЦОР 72. Опасные природные явления

ЦОР 73. Воздействие на человека повышением и понижением температур

ЦОР 74. Как закалить свой организм?

ЦОР 75. Что такое аллергия. Возбудители аллергии

ЦОР 76. Первая помощь при анафилактическом шоке

ЦОР 77. Природные аллергены

ЦОР 78. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 72 – это иллюстрированная гипертекстовая схема, в которой представлены опасные природные явления, кратко описаны последствия этих явлений и даны советы о том, как обеспечить свою безопасность во время этих явлений. ЦОР предложен в качестве иллюстрации к первому вопросу урока.

ЦОР 73.- это презентация, рассказывающая о реакции организма человека на повышение и понижение, как своей температуры, так и температуры внешней среды. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока и для самостоятельных занятий.

ЦОР 74 – это озвученная презентация, в которой описаны виды закаливания. Из этого ЦОРа учащиеся получат практические знания о процедурах закаливания водой, воздухом и солнцем. А также узнают о принципах закаливания. После просмотра ЦОРа каждый из учеников записывает в тетради, какой из видов закаливания ему подходит больше всего и объясняет, почему. Длительность – 0:06:20.

ЦОР 75- озвученная презентация, в которой дается определение понятия «аллергия» рассказывается о симптомах аллергии и о ее возбудителях. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. Длительность – 0:02:14.

ЦОР 76. – презентация, в которой даются и теоретические и практические знания. В теоретической части описывается, что такое анафилактический шок, его симптомы, причины и клиническая картина. Во второй части описывается первая помощь при анафилактическом шоке и профилактика против него. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 77 – озвученная презентация, описывающая природные аллергены. В ЦОРе приведено множество примеров примерных аллергенов. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. Длительность – 0:04:14.

 

 

 

Урок 13

§ 11. Экологическая безопасность и природные условия

11.4. Ядовитые растения и животные

 

 

ЦОР 79. Понятие о природных ядовитых веществах и их воздействии на человека

ЦОР 80. Примеры ядовитых растений

ЦОР 81. Примеры ядовитых грибов

ЦОР 82. Примеры ядовитых животных

ЦОР 83. Как одеваться при отправлении в лес

ЦОР 84. Поведение человека в лесу, как избежать укусов змей

ЦОР 85. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 79 – озвученная презентация, в которой рассказывается о ядовитых природных веществах, которые можно встретить в растительном и животном мире. О том, как эти вещества влияют на человека. В презентации приведено множество фотографий ядовитых растений и животных. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока. Длительность – 0:05:29.

ЦОР 80 – озвученная презентация, которая рассказывает и представляет множество изображений ядовитых растений, которые мы можем встретить в поле, в лесу или даже у себя на даче. ЦОР дает практические знания о ядовитых растениях. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого или третьего вопросов урока. Длительность – 0:06:57.

ЦОР 81 – озвученная презентация, из которой можно узнать, какие грибы являются ядовитыми. В ЦОРе приведены фотографии ядовитых грибов, так что ученики, внимательно изучившие этот ЦОР, смогут отличить эти грибы от съедобных. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. Длительность – 0:03:59.

ЦОР 82 – озвученная презентация, рассказывающая о ядовитых животных: насекомых, пресмыкающихся, земноводных, птицах и др. О том, как животные пользуются своим ядом и о том, что бываю животные не восприимчивые к ядам других животных. Ученики увидят множество фотографий и рисунков, по которым, они могут узнать ядовитых животных, если увидят их в природных условиях. Длительность – 0:04:06.

ЦОР 83 –презентация, дающая практические знания о том, как нужно одеваться, собираясь на прогулку в лес в разные времена года. ЦОР предназначен для демонстрации во время урока и для самостоятельных занятий.

ЦОР 84 –презентация, в которой даются практические советы о том, как вести себя в лесу, чтобы не заблудиться, не промокнуть и, главное, как себя вести при встрече со змеями. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии второго вопроса урока. Так как тема ЦОРа должна быть знакома учащимся с пройденного в младших классах, то рекомендуем после его просмотра попросить учеников дополнить ЦОР своими знаниями о поведении человека в лесу, и о том, как избежать укусов змей

 

 

Урок 14

§ 12. Сколько лет жить человеку

12.1. Что такое старение и как изменилась продолжительность человеческой жизни

12.2. О причинах старения

 

ЦОР 86. Что такое старение

ЦОР 87. Средняя продолжительность жизни

ЦОР 88. Число умерших в РФ по главным причинам смерти

ЦОР 89. О причинах старения

ЦОР 90. Геронтология – наука о старении

ЦОР 91. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 86 – озвученная презентация, в которой раскрывается процесс старения, то есть возрастные изменения в различных органах человека. ЦОР предназначен для раскрытия первого вопроса урока. Длительность – 0:05:38.

ЦОР 87 – это таблица, в которой приведены данные о средней продолжительности женщин и мужчин в различных странах в разные годы. Из этого ЦОРа ученики смогут узнать продолжительность жизни женщин и мужчин России в разные десятилетия, сравнить продолжительность жизни россиян с населением других стран.

ЦОР 88 - это таблица, в которой приведено число умерших в России от основных причин смерти за 1980-2005 годы, на 100 тысяч человек. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока. Из этой таблицы ученики должны определить наиболее и наименее вероятные причины смерти в России.

ЦОР 89 – это презентация, в которой представлены различные гипотезы причины старения. ЦОР предложен для самостоятельных занятий и для демонстрации во время урока.

ЦОР 90 – это слайд-шоу, рассказывающее о науке геронтологии, изучающей процесс старения и ищущей пути продления жизни, ее основоположниках, задачах, направлениях развития и достижениях. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока. Длительность – 0:02:44.

 

 

Урок 15

§ 12. Сколько лет жить человеку

12.3. Доступные каждому пути продолжительности жизни

12.4. Современные теории продления жизни

 

 

ЦОР 92. Методы увеличения продолжительности собственной жизни

ЦОР 93. Здоровый образ жизни

ЦОР 94. Роль стрессов и поведения человека (внутренний мир)

ЦОР 95. Антиоксиданты и продукты, в которых они содержатся

ЦОР 96. Теории продления жизни

ЦОР 97. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 92 – это презентация, которая рассказывает о различных методах продления жизни: лекарственных, физических, химических, биологических и т.д. и утверждает, что самые лучшие из них – это очистка организма, физическая и духовная. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 93 – презентация, которая объясняет выражение «здоровый образ жизни» и рассказывает, что оно в себя включает, объясняя каждый из пунктов. Из этого ЦОРа учащиеся получают практические знания о том, какие условия нужно выполнять, чтобы образ жизни был здоровым. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия третьего вопроса урока. Длительность – 0:04:04.

ЦОР 94 – презентация, рассматривающая роль стрессов в жизни человека, влияние стрессов на его здоровье и поведение. В ЦОРе говорится, что воздействие стрессов на человека зависит от него самого, от его восприятия и о том, что нужно научиться управлять стрессами. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии третьего вопроса урока. Длительность – 0:03:055.

ЦОР 95 – это иллюстрированная гипертекстовая таблица, в которой приведены продукты, богатые антиоксидантами. Из основной таблицы можно перейти на слайд с иллюстрацией выбранного продукта. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 96 – это текст с иллюстрациями, рассказывающий о теориях продления жизни, таких как: гипотезы износа, генно-регуляторная теория, нейроэндокринные и иммунные гипотезы, молекулярно-генетические гипотезы, старение по ошибке, истребление свободных радикалов. Текст предназначен и для учителя при подготовке к уроку и для учеников, которых интересуют вопросы биологии.

 

 

 

Глава 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни

 

Урок 16

§ 13. Безопасное пользование компьютером

 

ЦОР 98. Воздействие компьютера на человека

ЦОР 99. Как защититься от электростатических полей

ЦОР 100. Как защититься от электромагнитных полей

ЦОР 101. Организация рабочего места у компьютера

ЦОР 102. Установка монитора компьютера

ЦОР 103. Кресло и компьютерный стол

ЦОР 104. Клавиатура и мышь

ЦОР 105. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 98 – озвученная презентация, которая рассказывает о том, какой вред может нанести организму человека постоянное пользование компьютером. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока. Длительность – 0:04:22.

ЦОР 99 – это озвученная презентация, в которой рассказывается о вреде статического электричества, которое воздействует на человека, работающего на компьютере. ЦОР предлагает различные практические способы для защиты от статического электрического заряда. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока. Длительность – 0:04:12.

ЦОР 100 – это презентация, которая рассматривает другую опасность компьютера – электромагнитные поля, и дает полезные практические советы о том, как уберечь себя от этой опасности. ЦОР предложен и для самостоятельных занятий, и для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 101 – схема правильного расположения компьютера (относительно окна, расстояние до экрана, расположение рук и ног работающего). ЦОР предложен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 102 – презентация, дающая практические знания о правильной установке монитора компьютера, чтобы уменьшить отрицательное воздействие на организм человека, работающего за компьютером. ЦОР предназначен для самостоятельных занятий и для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 103 - презентация, дающая практические знания о том, как выбрать удобное кресло для работы с компьютером, как нужно сидеть при работе с компьютером, каким должен быть компьютерный стол. ЦОР предназначен для самостоятельных занятий и для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 104 – презентация, в которой рассказывается о необходимости правильного расположения клавиатуры и мыши для того, чтобы не появлялись различные заболевания. ЦОР дает практические знания о том, какую клавиатуру, и какую мышь лучше выбрать, чтобы работа на компьютере не утомляла. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия  второго вопроса урока. Длительность – 0:04:46.

 

 

Урок 17

§ 14. Меры безопасности на уроках в школе

§ 14.1. Правила безопасности на уроках химии

§ 14.2. Правила безопасности на уроках физики

§ 14.3. Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ и при занятиях спортом

 

ЦОР 106. Понятие о правилах безопасности в школе

ЦОР 107. Правила безопасности на уроках химии

ЦОР 108. Первая помощь при ожогах химическими веществами

ЦОР 109. Правила безопасности на уроках физики

ЦОР 110. Безопасное поведение школьника на уроках физкультуры, ОБЖ при занятиях спортом

ЦОР 111. Вопросы к параграфу

 

Все ЦОРы, предложенные к этому уроку, представляют собой озвученные презентации, которые предлагается демонстрировать во время урока.

ЦОР 106 рассказывает о том, что сегодня школа таит в себе много опасностей, опасности могут поджидать и по дороге в школу или из школы. Недаром сегодня в школах появилась новая штатная единица – охранник. ЦОР дает практические знания, о правилах поведения, которые помогут обезопасить школьников от опасностей в школе. Длительность – 0:03:42.

ЦОР 107 предлагает правила поведения во время практических занятий по химии, дает практические советы по технике безопасности при проведении опытов и после них, когда в мусорное ведро сливаются отходы после опытов. Эти правила ученики должны хорошо освоить, поэтому после просмотра ЦОРа желательно провести опрос, обсудить химическую лабораторию школы. Длительность – 0:05:03.

В ЦОРе 108 рассказывается о химических ожогах, и даются практические знания, необходимые для оказания первой помощи, которую нужно оказывать при химическом ожоге. Причем, при оказании помощи, необходимо учитывать каким именно химическим веществом был нанесен ожог. Кроме того, в ЦОРе описан состав аптечки, которая должна быть в кабинете химии. После просмотра ЦОРа можно разделить класс на группы, каждая из которых будет показывать оказание помощи при ожоге от одного из химических веществ. Но до этого им нужно предоставить аптечку с необходимыми препаратами. Длительность – 0:04:58.

В ЦОРе 109 сначала рассказывается об организации инструктажа по технике безопасности на уроках физики, после чего здесь приводятся правила поведения на уроках физики, которые, собственно, и являются основными положениями техники безопасности. Желательно, после просмотра ЦОРа провести беглый опрос, чтобы закрепить полученные от ЦОРа практические знания. Длительность – 0:04:40.

ЦОР 110 – озвученная презентация, которая рассказывает о том, как нужно вести себя на уроках физкультуры и ОБЖ, чтобы не получить травму. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия четвертого вопроса урока. Из него учащиеся получат практические знания о правилах поведения при подготовке к урокам физкультуры и ОБЖ, во время уроков и после них. Длительность – 0:05:30.

 

 

Урок 18

§ 14. Меры безопасности на уроках в школе

14.4. Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием

 

ЦОР 112. Инструменты повышенной опасности

ЦОР 113. Правила безопасности при работе с инструментами

ЦОР 114. Защитные средства

ЦОР 115. Правила безопасности при работе с электроинструментами

ЦОР 116 . Правила безопасности при работе на металлорежущем оборудовании

ЦОР 117. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 112 – это презентация, содержащая в себе иллюстрированную гипертекстовую схему инструментов повышенной опасности. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока в качестве иллюстрации.

ЦОР 113 – озвученная презентация, которая рассказывает о правилах безопасности при работе с инструментами, которые есть в школьной мастерской. А также о безопасном обращении с материалами, которые тоже могут стать причиной травмы. ЦОР предназначен для демонстрации во время урока. Длительность – 0:05:31.

ЦОР 114 – озвученная презентация, представляющая средства защиты глаз, лица, головы, органов слуха и дыхания и другие, которые необходимы для обеспечения безопасности во время работы в мастерских и лабораториях, а также при занятиях спортом. ЦОР предназначен для демонстрации во время урока, чтобы ознакомить учащихся с подходящей рабочей одеждой, масками и защитными очками, которые он должен применять в целях безопасности. ЦОР предназначен для демонстрации во время урока. Длительность – 0:05:23.

ЦОР 115 – озвученная презентация, описывающая правила безопасности при работе с электроинструментами, включая станки, работающие на электричестве. В правилах описаны действия до начала работы, во время работы и после работы с электроинструментами и станками. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия второго вопроса урока. Длительность – 0:04:29.

ЦОР 116 - озвученная презентация, посвященная правилам безопасности при работе с металлорежущими станками. Здесь рассмотрены различные работы с металлом: точение металла, пиление металла, опиливание металла, рубка и сверление металла. При этом рассмотрены действия, которые необходимо выполнить до начала работы с металлом, во время работы и после работы. Практические знания, полученные из этого ЦОРа можно закрепить в мастерской школы, если это возможно. Длительность – 0:04:56.