Методические рекомендации

для использования предложенных цифровых образовательных ресурсов

к учебнику

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

9 класс

авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.,

под редакцией первого заместителя министра МЧС России

Воробьева Ю.Л.;

издательство АСТ: Астрель, 2006-223 с. ил.

 

Этап 2 (3 – 4 четверти)

 

Москва

2007 г.

Вступление

В данном документе будут описаны представленные компанией ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс», авторы: Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др., под редакцией первого заместителя министра МЧС России Воробьева Ю.Л.; издательство АСТ: Астрель, 2005-366 с. ил.

Почти все представленные ЦОРы предназначены как для преподавателей, так и для обучающихся. Некоторые из ЦОРов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий. Все ЦОРы разработаны согласно ранее представленным Списку ЦОРов и Тематическому планированию уроков к вышеназванному учебнику.

Представленные ЦОРы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации при подготовке к уроку. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОРы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.

 

Форматы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих форматов:

Презентация Microsoft PowerPoint (демонстрация) - .pps. Эти презентации управляются преподавателем (переход от одного слайда к другому, в некоторых случаях – переход по ссылке). Переход от слайда к слайду выполняется при помощи щелчка по левой клавише мыши, или нажатием на клавишу «Пробел» на клавиатуре. Для перехода на произвольный слайд необходимо вызвать контекстное меню при помощи нажатия правой клавиши мыши, выбрать в раскрывшемся меню команду «Перейти к слайду» и затем из списка выбрать слайд, к которому нужно перейти. Для выхода из презентации можно нажать на клавишу «Esc» на клавиатуре или выбрать в контекстном меню команду «Завершить показ слайдов».

Файл Flash - .swf. Озвученная презентация Microsoft PowerPoint, преобразованная в формат swf. Эту презентацию можно просмотреть и прослушать с начала до конца непрерывно, можно останавливать, переходить к началу презентации. Для этого предназначены кнопки «Play», «Pause» и «Stop», соответственно.

Документ Microsoft Word - .doc. В этих документах представлены тексты и схемы.

Изображение в формате Graphics Interchange Format– . gif.

Слайд-шоу в формате Audio Video Interleave – avi.

 

Образовательные типы ЦОРов

В данном наборе представлены ЦОРы следующих образовательных типов:

Определение – презентация, в которой описывается или дается определение одного или нескольких понятий.

Лекция – раскрытие темы урока с помощью презентации, богато иллюстрированной изображениями, со звуком. Такие презентации представлены в формате Flash или в виде видеофайла и управляются с помощью соответствующих плееров. В обоих форматах демонстрацию можно останавливать, а затем продолжать с места останова. В презентациях, представленных в видеоформате можно осуществлять произвольную навигацию при помощи движка. Однако мы рекомендуем прослушивать их с начала и до конца.

Иллюстрация к лекции – презентация, которая демонстрируется для иллюстрации рассказа учителя. Иллюстрацией может быть также диаграмма.

Практикум – презентация, в которой показана последовательность действий, для какой-то определенной цели. Работая с таким ЦОРом, ученики получают знания что, и в какой именно последовательности следует делать в определенной ситуации. Например, как правильно оказать первую медицинскую помощь, как правильно надеть противогаз и т.д.

Воспитание примером – ЦОРы этого типа рассказывают о ком-либо или чем-либо достойном подражания. О знаменитых людях, совершивших полезные для человечества деяния.

Иллюстрированная схема – презентация, в которой приведена схема (иногда, разбитая на несколько частей) и иллюстрации к ней. Схема может быть представлена также в формате Word.

Таблица – таблицы представлены в двух видах: в формате Microsoft Excel, описание этапов вида соревнования «Маршрут выживания»; в виде гипертекстовой иллюстрированной таблицы в формате .pps. В таблицах представлен справочный материал к уроку.

Иллюстрированный текст – материал к уроку в формате MS Word, включающий в себя иллюстрации.

Текст – материал к уроку в формате MS Word.

ЦОРы типа Текст и Иллюстрированный текст включают в себя материалы, из которых каждый пользователь (преподаватель или ученик) может выбрать нужную ему часть, скомпоновать из имеющегося текста (текстов) новый документ для своих целей. Тексты предназначены для преподавателя, в качестве материала, необходимого для подготовки к уроку, составления конспектов урока. Кроме того, эти тексты можно предложить учащимся для их творческих занятий: подготовки рефератов, докладов и других самостоятельных работ. В случае необходимости тексты могут быть распечатаны в качестве раздаточного материала. Изображения, вложенные в тексты, могут быть использованы для иллюстрации рассказа учителя и для творческих работ учащихся.

Иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами – презентация или документ MS Word, включающий в себя вопросы с версиями ответов, среди которых есть один или более правильных. Каждый вопрос иллюстрирован подходящим изображением. Данные вопросы могут быть использованы для самооценки. Учащийся при самостоятельной работе с данным ЦОРом выясняет, какую часть материала он еще не освоил, и может повторить этот материал. При работе в классе, преподаватель требует устного ответа на каждый вопрос, опрашивая несколько учеников (по одному вопросу каждому). При этом недостаточно просто назвать правильный ответ. Необходимо также его объяснить, обосновать или доказать (в зависимости от вопроса), а иногда и развить тему.

ЦОР может быть использован и для проведения Контрольная работы, когда весь класс отвечает письменно на вопросы. Если есть возможность проводить работу в компьютерном классе, то можно завести на каждого ученика свою директорию, в которой он может хранить файлы с ответами на вопросы и другие свои работы.

Вопросы - документ MS Word, включающий в себя список вопросов к рассматриваемым в уроке параграфам и домашние задания. Данный список дополняет список вопросов учебника, охватывает все, рассмотренные на уроке, темы. В первую очередь, этот ЦОР предназначен для преподавателя, он может использовать их на уроке, когда соответствующие темы раскрываются, чтобы проверить, как тема усваивается учениками, для акцентирования их внимания на определенные моменты или выяснения, о чем нужно рассказать подробнее. Это вопросы можно использовать и на следующем уроке, как для беглого опроса по предыдущей теме, так и для оценки знания учеников, и получения ими отметки.

В списке отдельно выделены домашние задания, в эту часть включены, в основном, задания для творческой работы учащихся, требующей использования различных источников информации, знаний по другим предметам.

Кроме того, ЦОРы этого типа могут быть использованы и учениками для самостоятельных занятий. Причем, в первую очередь, они имеют целью обучение, потом – контроль. Ученик, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, читает учебник, знакомится с ЦОРами, возможно, и с другими ресурсами. Ответы, полученные таким образом, дают более глубокие знания, чем выбор одного из готовых ответов.

 

 

Этап № 2 (3 – 4 четверть)

17 уроков, параграфы № 15 - № 25

 

Раздел 2. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

Глава 3. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях

 

Урок 19

§ 15. История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

 

План урока:

 

1.   Определение международного гуманитарного права и сфера его применения.

2.   Сообщение об истории создания и развития международного сотрудничества в сфере защиты от ЧС. Национальные общества Красного Креста (Красного Полумесяца).

3.   Гуманитарная помощь и гуманитарные организации. Роль ООН в создании организаций по оказанию своевременной гуманитарной помощи в различных районах мира.

 

ЦОР 118. Основные глобальные проблемы человечества

ЦОР 119. Понятие о чрезвычайной ситуации и катастрофе

ЦОР 120. Гуманитарная помощь, гуманитарные организации

ЦОР 121. Примеры оказания гуманитарной помощи

ЦОР 122. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 118 – это презентация, включающая в себя иллюстрированную гипертекстовую схему, отражающую основные глобальные проблемы человечества. ЦОР предложен в качестве иллюстрации к первому вопросу урока. После просмотра можно попросить учеников дополнить список представленных в ЦОРе проблем самостоятельно.

ЦОР 119 – озвученная презентация, в которой даны определения чрезвычайной ситуации и катастрофы. Длительность – 0:03:27. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока. С помощью этого ЦОРа ученики вспомнят и повторят пройденный материал.

ЦОР 120 - слайд-шоу, в котором дается определение гуманитарной помощи. Приводятся примеры гуманитарных организаций, занимающих в настоящее время особое место в деле борьбы с бедствиями. Длительность – 0:02:13. После демонстрации ЦОРа ученики отвечают на вопрос, как они представляют гуманитарную помощь, что, по их мнению, нужно приносить людям в качестве гуманитарной помощи в различных ситуациях, которые предложит учитель. ЦОР демонстрируется для раскрытия третьего вопроса урока.

ЦОР 121 – слайд-шоу, в котором рассказано о гуманитарной помощи, оказанной потерпевшим от наводнения в Африке, землетрясения в Пакистане, урагана «Феликс» в Никарагуа и Гондурасе, муссонных дождей в Бангладеш. Приведены примеры оказания гуманитарной помощи различными организациями для ликвидации последствий этих катастроф. Длительность – 0:02:32. После просмотра ЦОР ученики должны привести известные им примеры оказания гуманитарной помощи потерпевшим от катастроф. ЦОР демонстрируется для раскрытия третьего вопроса урока.

 

 

Урок 20

§ 16. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности

 

План урока:

 

1.     Определение международной гуманитарной помощи и ее направления.

2.     Основные цели оказания гуманитарной помощи в посткатастрофический период.

3.     Главные принципы всех гуманитарных акций (гуманность, беспристрастность, нейтралитет).

 

ЦОР 123. Основные цели оказания гуманитарной помощи в после катастрофический период

ЦОР 124. Виды гуманитарной помощи

ЦОР 125. Гуманитарная помощь МЧС России

ЦОР 126. Принципы оказания гуманитарной помощи

ЦОР 127. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 123 - озвученная презентация, в которой освещаются основополагающие принципы и цели гуманитарной помощи, оказываемой в случае бедствий. Длительность - 0:02:45. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока. Но до его демонстрации ученики пытаются самостоятельно объяснить, в чем заключается цель оказания международной гуманитарной помощи.

ЦОР 124 - озвученная презентация, в которой перечислены основные направления проведения действий гуманитарных операций, степень важности и приоритет которых варьируются по иерархии и масштабам. Длительность - 0:03:44. ЦОР предназначен для демонстрации во время раскрытия первого вопроса урока. До его демонстрации ученики перечисляют известные им виды гуманитарной помощи. После просмотра учитель просит привести известные примеры гуманитарной помощи, затем классифицировать приведенные примеры по видам гуманитарной помощи.

ЦОР 125 - озвученная презентация, в которой рассказывается об участии в международной гуманитарной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Длительность - 0:03:50. ЦОР демонстрируется для закрепления полученных при рассмотрении первый двух вопросов знаний. После просмотра ученики называют цели гуманитарной помощи показанной в ЦОРе.

ЦОР 126 - озвученная презентация, в которой говорится об обязанностях и правах государств при оказании и получении ими гуманитарной помощи. Длительность - 0:04:17. ЦОР демонстрируется для раскрытия третьего вопроса урока. Затем ученики должны объяснить, как они понимают эти принципы и почему нужно этих принципов придерживаться.

 

 

Урок 21

§ 17. Гуманитарные акции МЧС России

 

План урока:

 

1.     Участие России в международной гуманитарной деятельности. Полномочия МЧС России по осуществлению наиболее сложных крупномасштабных операций, как на территории России, так и за ее пределами.

2.     Деятельность Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и его подразделений.

 

ЦОР 128. Участие России в международной гуманитарной деятельности

ЦОР 129. Цели МЧС России по выполнению гуманитарных задач

ЦОР 130. Структура Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования

ЦОР 131. Роль Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования

ЦОР 132. Основная задача корпуса МЧС России

ЦОР 133. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 128 – текстовый документ с иллюстрациями, рассказывающий об участии России в международной гуманитарной деятельности. В нем приведены несколько примеров и рассказано о конкретных суммах, которые предусмотрены правительством России на благотворительную помощь. Материалы ЦОРа используется для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 129 - озвученная презентация, в которой говорится об основных задачах и основных целях МЧС России в деле оказания международной гуманитарной помощи. Длительность – 0:03:12. ЦОР демонстрируется во время раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 130 – схема, представляющая собой структуру Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. ЦОР демонстрируется во время раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 131 - озвученная презентация, в которой говорится о международной деятельности Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и его роли в международной гуманитарной деятельности. Длительность – 0:05:38.

ЦОР 132 - озвученная презентация, в которой говорится об основных задачах корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования МЧС России. Длительность – 0:02:58.

 

 

 

Глава 4. Всероссийское движение «Школа безопасности» Составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (практикум ОБЖ)

 

Урок 22

§ 18. Организация работы движения и соревнований

 

План урока:

 

1.     Цель создания детско-юношеского движения «Школа безопасности» ее история и деятельность. Устав движения.

2.     Областные (региональные) отделения Всероссийского общественного объединения в субъектах РФ и другие участники движения. Базовая часть организации – школьные отряды (команды).

3.     Организация региональных соревнований и состав команд.

4.     Программа соревнований, результаты соревнований и итоги соревнований. Судейство соревнований.

 

ЦОР 134. Основной документ «Школы безопасности»

ЦОР 135. Структура общественного объединения

ЦОР 136. Этапы соревнований

ЦОР 137. Программа соревнований

ЦОР 138. Места проведения

ЦОР 139. Результаты и судейство соревнований

ЦОР 140. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 134 – текстовый документ, включающий в себя Постановление об областной целевой программе поддержки и развития детско-юношеского движения "Школа безопасности". Данный документ приведен в качестве примера основного документа «Школы безопасности». Решение о создании движения было принято в 1995 году, после чего в каждом крае, области, республике были приняты подобные Постановления, утверждающие Программу движения. Материал ЦОРа рекомендуется использовать для раскрытия первого вопроса урока. Чтение всего текста ЦОРа можно предложить ученикам в качестве домашнего задания.

ЦОР 135 – презентация, включающая в себя схему, отображающую структуру Всероссийского общественного объединения детско-юношеского движения «Школа безопасности». ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока в качестве иллюстрации.

При раскрытии третьего вопроса используются ЦОРы 136 и 137.

ЦОР 136 – таблица Microsoft Excel, в которой представлены этапы одного из видов соревнования «Маршрут выживания», приведены названия этапов и их описания. А также требования к составу команд на каждом этапе. Ознакомившись с этой таблицей, ученики получат представление о том, какие задания им предстоит выполнить во время соревнований. Таблицу можно вывести на печать и использовать описанный вид соревнования во время проведения реальных соревнований по программе «Школа безопасности».

ЦОР 137 – презентация, рассказывающая о программе проведения соревнований по программе «Школа безопасности».

После демонстрации ЦОРов 136 и 137 учитель объясняет, что соревнования проходят в три этапа (не путать с этапами из предыдущего ЦОРа): на школьном уровне, на районном уровне и на окружном уровне. Ученики получают задание нарисовать таблицу соревнований для первого этапа, для их школы. Класс делится на три группы, каждая из которых подбирает команду участников соревнования среди одноклассников. Представитель каждой группы объясняет, почему они выбрали именно этих ребят. Затем демонстрируется ЦОР 137, после просмотра которого ученики могут предложить варианты мест в окрестностях их места жительства.

ЦОР 138 – презентация, в которой рассказывается о том, где проводятся соревнования «Школы безопасности», кто отвечает за безопасность и как себя должны вести члены команды, чтобы окружающая среда не пострадала от соревнований.

ЦОР 139 – презентация, в которой рассказывается, как осуществляется судейство, как определяются общекомандные места, как подсчитываются результаты. ЦОР используется при раскрытии четвертого вопроса урока.

 

 

Урок 23

§ 19 Ориентирование на местности

§ 19.1. Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов

§ 19.2. Определение сторон горизонта по Луне

§ 19.3. Ориентирование по Полярной звезде

 

План урока:

 

1.     Умение ориентироваться на местности и читать карту.

2.     Компас Адрианова.

3.     Ориентирование по Солнцу. Направление на север по тени. Определение сторон света с помощью часов.

4.     Определение сторон горизонта по Луне (ее фазам). Прием быстрого различия фаз Луны.

5.     Ориентирование по Полярной звезде.

 

ЦОР 141. Условия ориентирования на местах

ЦОР 142. Топографические знаки на карте

ЦОР 143. Ориентирование с помощью компаса Адрианова

ЦОР 144. Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов

ЦОР 145. Ориентирование по Луне

ЦОР 146. Ориентирование по полярной звезде

ЦОР 147. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 141 – озвученная презентация, рассказывающая о том, что каждый человек должен знать основы топографии и уметь ориентироваться на местности, даже незнакомой, должен уметь определить правильное направление по карте, по небесным светилам и другим ориентирам. Длительность – 0:03:46. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого вопроса. Так как эти условия ориентирования уже известны учащимся, то ЦОР служит для повторения пройденного и беглого обзора различных способов ориентирования.

ЦОР 142 - озвученная презентация, в которой говорится об ориентировании по топографическим картам и о различных типах условных топографических знаков. Длительность – 0:04:32. ЦОР расширяет знания учеников о топографических картах и их условных обозначениях, полученные из географии. Было бы хорошо показать учениками настоящие топографические карты и попросить рассказать, что они на них видят. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 143 - озвученная презентация, в которой говорится об устройстве компаса Адрианова и его практическом применении. Длительность – 0:03:34. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока, с его помощью ученики получают навыки ориентирования на местности с помощью этого компаса.

Следующие ЦОРы предназначены для раскрытия третьего, четвертого и пятого вопросов урока, соответственно. Ученики уже знакомы с описанными способами ориентирования, поэтому они рассказывают о них до демонстрации ЦОРов, а потом сравнивают свои ответы с тем, что рассказано в ЦОРе.

ЦОР 144 - озвученная презентация, в которой говорится о том, как определить стороны света по солнцу и часам. Длительность – 0:03:27.

ЦОР 145 - озвученная презентация, в которой говорится о том, как можно определить стороны света по луне. Длительность – 0:02:53.

ЦОР 146 – озвученная презентация, в которой говорится об определении сторон света по полярной звезде. Длительность – 0:02:40.

 

 

Урок 24

§ 19 Ориентирование на местности

§ 19.4. Ориентирование по местным признакам и предметам

§ 19.5. Ориентирование на местности без карты

§ 19.6. Ориентирование по туристской маркировке

 

План урока:

 

1.     Ориентирование по местным признакам и предметам. Поиск населенного пункта или дорог по звукам и др. признакам.

2.     Сбор информации для движений по незнакомой местности. Деление маршрута движения на сквозной и замкнутый. Прокладка пути движения.

3.     Определение расстояния.

4.     Техника ориентирования по туристической маркировке. Понятие маркировки, виды указателей с необходимой информацией для туриста на маршруте следования.

 

ЦОР 148. Способы определения направлений по местным признакам

ЦОР 149. Определение минимума сведений о маршруте

ЦОР 150. Способы определения расстояний

ЦОР 151. Ориентирование по туристической маркировке

ЦОР 152. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 148 - озвученная презентация, в которой перечислены способы ориентировки на местности, то есть, способы определения своего местоположения относительно сторон горизонта по местным признакам без помощи компаса и небесных светил. Длительность – 0:03:56.

ЦОР 149 - озвученная презентация, в которой даются советы по совершению различного рода туристских походов и путешествий и предварительному получению необходимой информации для более безопасного проведения таких походов. Длительность - 0:04:43.

ЦОР 150 - озвученная презентация, в которой приводятся способы определения расстояний до различных предметов на местности при отсутствии специальных приборов с помощью подручных средств и на глаз. Длительность - 0:03:47.

ЦОР 151 - озвученная презентация, в которой дается определение туристической маркировки. Описываются типы наиболее распространенных маркировок, позволяющих путешественнику успешно ориентироваться на местности. Длительность – 0:02:41.

 

 

Урок 25

§ 19 Ориентирование на местности

§ 19.7. Движение без четких ориентиров

§ 19.8. Действия при потере ориентировки

§ 19.9. Определение высоты и ширины объекта

 

План урока:

 

1.     Движение в поле, тундре и степи группы людей. Контроль движения группы в соответствии с маршрутом.

2.     Пребывание человека один на один с природой. Способы ориентирования, в том числе по звукам.

3.     Способ определения высоты и ширины объекта.

 

ЦОР 153. Способы передвижения по азимуту

ЦОР 154. Что делать при потере ориентировки?

ЦОР 155. Предельная дальность слышимости звуков от некоторых источников

ЦОР 156. Способы определения высоты и ширины объекта

ЦОР 157. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 153 – слайд-шоу со звуком, в котором говорится о различных способах движения по магнитному азимуту в зависимости от местности. Длительность – 0:04:45. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса.

ЦОР 154 - озвученная презентация, в которой даются практические советы о том, какие шаги следует предпринимать в случае потери ориентировки. Длительность – 0:06:13. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока. После просмотра ЦОРа ученики предлагают свои варианты действий при потере ориентировки. Каждое предложение рассматривается классом и оценивается.

ЦОР 155 – презентация, включающая в себя иллюстрированную гипертекстовую таблицу, о предельной дальности слышимости звуков от некоторых источников, которые можно услышать во время похода. ЦОР рекомендуется в качестве справочного материала ко второму вопросу урока.

Для раскрытия следующего вопроса сначала ученики должны вспомнить правила подобных треугольников из геометрии. Затем демонстрируется ЦОР 156.

ЦОР 156 - озвученная презентация, в которой предлагается несколько вариантов определения высоты и ширины объекта, как с помощью специальных приборов и подручных средств, так и с помощью построения на местности равнобедренного прямоугольного треугольника. Длительность - 0:06:05.

 

 

Урок 26

§ 20. Жизнеспособность человека

 

План урока:

 

1.     Понятие о жизнеобеспечении человека в походных условиях.

2.     Деление снаряжения на личное, групповое и специальное.

3.     Понятие о биваке. Выбор его места расположения.

4.     Туристическая палатка и ее установка.

5.     Строительство шалаша из природного материала.

 

ЦОР 158. Перечень снаряжения и имущества (личное и групповое)

ЦОР 159. Туристические палатки

ЦОР 160. Костровые принадлежности

ЦОР 161. Выбор места для устройства бивака

ЦОР 162. Установка палатки

ЦОР 163. Устройство временных укрытий (навес, шалаш)

ЦОР 164. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 158 – озвученная презентация, в которой приведен перечень снаряжения, без которого нельзя обойтись в походе. Отмечено, какие предметы из перечисленного снаряжения являются личными, а какие – групповыми. Даются советы, как лучше подобрать снаряжение. Длительность – 0:05:04. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 159 – слайд-шоу со звуком, в котором описаны различные виды туристических палаток и представлены их преимущества и недостатки. Длительность – 0:04:51. ЦОР демонстрируется для раскрытия четвертого вопроса урока.

ЦОР 160 – озвученная презентация, в которой описаны костровые принадлежности для разведения костра летом и зимой. Длительность – 0:01:56. И этот ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 161 – озвученная презентация, описывающая требования, которым должно удовлетворять место для бивака и дается много полезных практических советов. Длительность – 0:02:54. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 162 – озвученная презентация, дающая практические знания о том, как можно выбрать место для установки палатки и как нужно правильно ее установить. Рассмотрены два типа палаток – двускатная и туннелеобразная. Длительность – 0:03:32. ЦОР предназначен для демонстрации при раскрытии четвертого вопроса урока.

ЦОР 163 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами. Каждый ответ должен быть обоснован. Краткие правильные ответы следующие: вопрос 1 – ответ 3; вопрос 2 – ответ 1; вопрос 3 – ответ 2; вопрос 4 – ответ 3; вопрос 5 – ответ 1. Работа с ЦОРом выполняется при раскрытии пятого вопроса урока или дома самостоятельно.

 

 

Урок 27

§ 21. Преодоление препятствий

§ 21.1. Специальное снаряжение, используемое для страховки и преодоления препятствий

§ 21.2. Техника вязания узлов

 

План урока:

 

1.     Некоторые виды препятствий на пути туристов.

2.     Умение преодолевать препятствия, использовать страховку и специальные приспособления в ходе проведения соревнований «Школа безопасности».

3.     Основа специального снаряжения – альпинистские веревки, которые делятся на основные и вспомогательные. Хранение веревок.

4.     Элементы специального снаряжения – карабины различных типов. Индивидуальная страховочная система (ИСС «Венто – универсальная»).

5.     Техника вязания узлов.

 

ЦОР 165. Виды препятствий

ЦОР 166. Страховка и самостраховка

ЦОР 167. Перечень снаряжения, обеспечивающего страховку

ЦОР 168. Группы узлов, применяемых для связывания верёвок и обвязывания

ЦОР 169. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 165 - озвученная презентация, которая рассказывает о полосе препятствий: видах препятствий и способах их преодоления. Длительность – 0:04:00. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 166 - озвученная презентация, рассказывающая о видах страховки и самостраховки, обеспечивающей безопасность туристского движения. Дает информацию о прочностной характеристике веревок, канатов и узлов. Длительность – 0:02:11. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 167 - озвученная презентация, которая дает информацию о перечне снаряжения, обеспечивающего страховку: требования к снаряжению и его применению. Длительность – 0:03:36. ЦОР демонстрируется для раскрытия третьего и четвертого вопросов урока.

ЦОР 168 – слайд-шоу, которое рассказывает об узлах, как о способах соединения веревок, рассматривает виды узлов и требования к ним. Дает рекомендации к их применению. Длительность – 0:04:55. ЦОР демонстрируется для раскрытия пятого вопроса урока. Для того, чтобы научиться вязать узлы, желательно принести на урок веревки и попытаться завязать их, как показывается в ЦОРе. Умение вязать некоторые узлы требует тренировки, поэтому можно задать на дом работу с этим ЦОРом.

 

 

Урок 28

§ 21. Преодоление препятствий

§ 21.3. Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и его использованием

 

План урока:

 

1.     Организация движения походной группы

2.     Правила передвижения походной группы.

3.     Способы преодоления препятствий.

 

ЦОР 170. Этап соревнований по преодолению препятствий: «Спуск». Преодолевается с использованием схватывающего узла.

ЦОР 171. Этап соревнований по преодолению препятствий: «Рукоход» – по балке на руках через речку (10 м)

ЦОР 172. Этап соревнований по преодолению препятствий: «Шест». Участник, опираясь на шест, преодолевает (перепрыгивает) препятствие (канаву)

ЦОР 173. Этап соревнований по преодолению препятствий: Траверс склона

ЦОР 174. Этап соревнований по преодолению препятствий: Движение по узкому лазу

ЦОР 175. Вопросы к параграфу

 

Все предложенные к данному уроку ЦОРы демонстрируются при раскрытии третьего вопроса урока.

ЦОР 170 - озвученная презентация, которая рассматривает этап соревнований «Спуск» с использованием схватывающего узла, рассказывает о действиях каждого участника. Длительность – 0:02:56.

ЦОР 171 – озвученная презентация, рассказывающая об этапе соревнований «Рукоход», когда участники должны перейти через речку по балке на руках. Длительность – 0:00:56.

ЦОР 172 – озвученная презентация, рассказывающая, как можно перепрыгнуть на другой берег при помощи шеста. Длительность – 0:00:37.

ЦОР 173 - презентация, которая рассказывает об этапе соревнований «Траверс склона», рассматривает различные виды страховок, применяемые в этом этапе соревнований.

ЦОР 174 - озвученная презентация рассказывает об этапе соревнований «Движение по узкому лазу» («Мышеловка») и о способах его преодоления. Длительность – 0:01:21.

 

 

Урок 29

§ 22. Организация первой доврачебной помощи.

§ 22.1. Медицинская аптечка и правила её использования

 

План урока:

 

1.     Правило безопасного поведения в природных условиях.

2.     Состав и назначение индивидуальной и групповой медицинской аптечки.

 

ЦОР 176. Меры предосторожности во время проведения соревнований в природных условиях

ЦОР 177. Упаковка лекарств

ЦОР 178. Состав индивидуальной аптечки

ЦОР 179. Состав групповой аптечки

ЦОР 180. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 176 – озвученная презентация, в которой даются практические советы о том, какие меры предосторожности должны быть приняты, чтобы не было несчастных случаев во время проведения соревнований в природных условиях. Длительность – 0:02:23. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого вопроса урока.

ЦОР 177 - озвученная презентация, в которой даются практические советы о том, как правильно упаковать лекарственные и перевязочные средства, чтобы они не потеряли своих формы и свойств, а также, чтобы их не перепутали при использовании. Длительность – 0:02:51. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока

Следующие два ЦОРа предназначены для раскрытия второго вопроса урока.

ЦОР 178 – озвученная презентация, в которой рассказано, какие лекарственные средства, и в каком количестве должна содержать индивидуальная аптечка. Длительность – 0:02:10.

ЦОР 179 - озвученная презентация, в которой рассказано, что входит в состав групповой аптечки, для каких целей можно использовать перечисленные препараты. Длительность – 0:03:23.

 

 

Урок 30

§ 22. Организация первой доврачебной помощи

§ 22.2. Использование природных лекарственных средств

 

План урока:

 

1.     Дары «живой аптеки» - природы – лекарственные растения. Растительное сырье для приготовления отваров и настоев.

2.     Природные лекарственные средства и их применение.

 

ЦОР 181. Приготовление отваров и настоев в природных условиях

ЦОР 182. Природные кровоостанавливающие лекарственные средства

ЦОР 183. Природные лекарственные средства, применяемые при отравлении

ЦОР 184. Природные противовосполительные лекарственные средства

ЦОР 185. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 181 – озвученная презентация, в которой рассказывается о способе приготовления отваров и настоев и о том, какие части растений для этого используются. Длительность – 0:02:58. ЦОР демонстрируется при раскрытии первого вопроса урока.

Следующие три ЦОРа демонстрируются при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 182 – озвученная презентация, в которой перечислены растения, которые можно использовать как кровоостанавливающие лекарственные средства. В ЦОРе также описано, каким образом можно применять эти растения для остановки кровотечения. Длительность – 0:03:57.

ЦОР 183 – озвученная презентация, в которой рассказывается о природных лекарственных средствах, применяемых при отравлении, о способе их применения. Также приводятся рецепты некоторых травяных сборов. Длительность – 0:03:15.

ЦОР 184 – озвученная презентация, в которой перечислены природные противовоспалительные лекарственные средства, и даны краткие рекомендации по их применению. Длительность – 0:03:59.

 

 

Урок 31

§ 22. Организация первой доврачебной помощи

§ 22.3. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь

 

План урока:

 

1.     Понятие и терминальном состоянии.

2.     Этапы первой реанимационной помощи. Реанимация и ее задачи.

3.     Этап диагностический.

4.     Этап подготовительный. Правильное размещение пострадавшего для оказания ему первой реанимационной помощи.

5.     Этап начальный. Проверка проходимости дыхательных путей для воздуха. Методика восстановления проходимости дыхательных путей. Открытие рта пострадавшего.

 

ЦОР 186. Понятие терминального состояния. Признаки клинической смерти

ЦОР 187. Этапы первой реанимационной помощи

ЦОР 188. Этап диагностический

ЦОР 189. Этап подготовительный

ЦОР 190. Этап начальный

ЦОР 191. Вопросы к параграфу

 

Предложенные ЦОРы с номерами от 186 до 187 демонстрируются при раскрытии вопросов с 1 по 5, соответственно. Чтобы хорошо усвоить действия, необходимые при реанимации, необходима практика. Практиковаться в выполнении этих этапов можно на манекене, а если его нет, то на ком-либо из добровольцев. В любом случае ученики должны знать всю последовательность действий процесса реанимации.

ЦОР 186 - озвученная презентация, которая дает понятие о терминальных состояниях причинах, классификациях, продолжительности, признаках клинической смерти. Длительность – 0:04:40.

ЦОР 187 - озвученная презентация, которая рассматривает этапы первой реанимационной помощи, указывает на главные нарушения при терминальном состоянии, подчеркивает необходимость немедленного оказания экстренной помощи в любой обстановке. Длительность – 0:02:49.

ЦОР 188 – слайд-шоу со звуком, в котором рассматривается диагностический этап перед проведением реанимационной помощи. Длительность – 0:02:45.

ЦОР 189 - слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о подготовительном этапе перед проведением реанимационной помощи. Длительность – 0:02:37.

ЦОР 190 - слайд-шоу со звуком, в котором рассказывается о начальном этапе: обеспечении проходимости верхних дыхательных путей сердечно-легочной реанимации. Длительность – 0:02:49.

 

 

Урок 32

§ 22. Организация первой доврачебной помощи

§ 22.3. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь (продолжение)

 

План урока:

 

1.     Процесс оживления умирающего и его составные части.

2.     Проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и наружного массажа сердца.

3.     Важнейшие задачи спасателя при проведении ИВЛ.

4.     Метод прекардиального удара.

5.     Наружный массаж сердца.

6.     Этап восстановительный, охранительный.

 

ЦОР 192. Этап реанимации

ЦОР 193. Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) методом рот в рот

ЦОР 194. Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) методом рот в нос

ЦОР 195. Беспаузная ИВЛ

ЦОР 196. Метод прекардиального удара

ЦОР 197. Наружный массаж сердца

ЦОР 198. Восстановительное охранительное положение пострадавшего

ЦОР 199. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 192 - озвученная презентация, которая рассказывает об этапах сердечно-легочной реанимации (процесс оживления умирающего) и их последовательности, подчеркивая важность каждого из них. Длительность – 0:04:29. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого вопроса урока

Для раскрытия второго и третьего вопроса демонстрируются ЦОРы 193, 194 и 195.

ЦОР 193 - слайд-шоу, которое рассказывает, как выполнять искусственную вентиляцию легких методом «рот в рот». Длительность – 0:01:58.

ЦОР 194 - слайд-шоу, которое рассказывает как выполнять искусственную вентиляцию легких методом «рот в нос». Длительность – 0:01:46.

ЦОР 195 - слайд-шоу, которое рассматривает методы беспаузной искусственной вентиляции легких. Длительность – 0:03:08.

ЦОР 196 - слайд-шоу, которое рассматривает метод прекардиального удара, рассказывает о его назначении, показывает способ нанесения прекардиального удара, предостерегает от губительных действий, приводящих к гибели человека. Длительность – 0:02:51. ЦОР демонстрируется для раскрытия четвертого вопроса урока.

ЦОР 197 - слайд-шоу, которое рассказывает о правилах и технике наружного массажа сердца. Длительность – 0:03:50. ЦОР демонстрируется для раскрытия пятого вопроса урока.

ЦОР 198 - слайд-шоу, которое рассматривает восстановительное охранительное положение пострадавшего (охлаждение головного мозга, организма в целом), показания и противопоказания. Контроль над состоянием пострадавшего. Длительность – 0:02:01. ЦОР демонстрируется во время раскрытия шестого вопроса урока.

Практиковаться в выполнении этих этапов можно на манекене, как и на прошлом уроке, а если его нет, то на ком-либо из добровольцев. В любом случае необходимы практические занятия.

 

 

Урок 33

§ 22. Организация первой доврачебной помощи

§22.4. Шок

§ 22.5. Водные травмы

 

План урока:

 

1.     Понятие шока, степени шока и основные виды шока.

2.     Симптомы шока 3-ей степени и оказание первой медицинской помощи.

3.     Водные травмы и их виды.

4.     Приемы первой реанимационной помощи при утоплении в воде, буксировка по воде, сплав средств и на берегу.

 

ЦОР 200. Понятие о шоке и степени шока

ЦОР 201. Первая помощь при шоке

ЦОР 202. Водные травмы

ЦОР 203. Приёмы первой реанимационной помощи при утоплении на воде

ЦОР 204. Приёмы первой реанимационной помощи при утоплении на борту лодки

ЦОР 205. Приёмы первой реанимационной помощи при утоплении на берегу

ЦОР 206. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 200 – озвученная презентация, дающая определение шока, рассматривающая случаи, когда человек испытывает шок. В ЦОРе представлены различные виды и различные степени шока. Длительность – 0:02:59. ЦОР демонстрируется для раскрытия первого и второго вопросов урока.

ЦОР 201 – озвученная презентация, в которой раскрывается главная задача спасателя при оказании первой помощи при шоке. А также описаны действия, которые необходимо выполнить при оказании первой помощи при разных видах шока. Длительность – 0:01:44. ЦОР демонстрируется для раскрытия второго вопроса урока. После просмотра ЦОРа ученики должны вспомнить, как делается ИВЛ и прямой массаж сердца.

ЦОР 202 – озвученная презентация, в которой рассмотрены водные травмы, встречающиеся чаще всего – утопление, переломы и переохлаждения. Даны определения и представлены причины и последствия этих травм. Длительность – 0:03:37. ЦОР демонстрируется при раскрытии третьего вопроса урока.

Для раскрытия четвертого вопроса демонстрируются ЦОРы 203, 204 и 205.

ЦОР 203 - озвученная презентация, в которой описано, как можно оказать первую реанимационную помощь при утоплении непосредственно в воде. При этом описан и процесс вытаскивания утопающего из воды. Длительность – 0:01:59.

ЦОР 204 - озвученная презентация, в которой рассказано, какую помощь нужно оказать утопающему после того, как его перенесли в лодку. Длительность – 0:02:45.

ЦОР 205 - озвученная презентация, в которой описан процесс оказания первой реанимационной помощи, после того, как утопающего вынесла на берег. Длительность – 0:03:02.

 

 

Урок 34

§ 23. Действия в чрезвычайных ситуациях технического характера

 

План урока:

 

1.     Понятие ЧС техногенного характера и очага химического поражения.

2.     Знакомство с фильтрующим противогазом ГП-7, его назначение и устройство.

3.     Средства индивидуальной защиты: легкий защитный костюм Л-1, защитные комбинезон и костюм, общевойсковой защитный комплект.

4.     Преодоление зоны заражения радиоактивными веществами.

5.     Измерительные приборы для определения мощности дозы (рентгенометр) ДП-5В.

 

ЦОР 207. Средства защиты от АХОВ

ЦОР 208. Определение размера маски и противогаза ГП -7 и его использование

ЦОР 209. Лёгкий защитный костюм Л- 1 и его использование

ЦОР 210. Коэффициент ослабления радиации и вычисление дозы облучения

ЦОР 211. Приборы для изменения радиоактивного заражения

ЦОР 212. Вопросы к параграфу

 

ЦОР 207 – озвученная презентация, рассказывающая о средствах защиты от АХОВ: средствах защиты дыхательных путей и кожного покрова человека. Причем рассмотрены средства для взрослых, детей и даже младенцев. Длительность – 0:04:35. ЦОР можно демонстрировать и при раскрытии первого вопроса, и при раскрытии второго вопроса урока.

ЦОР 208 - озвученная презентация, которая дает информацию о противогазе ГП-7, о том, от чего он защищает и из чего состоит, учит определять размер маски противогаза, а также о том, как его использовать. Длительность – 0:03:40. ЦОР демонстрируется при раскрытии второго вопроса урока. После демонстрации ученики практикуются в определении своего размера маски противогаза.

ЦОР 209 – презентация, в которой дается информация о легком костюме Л-1, его назначении, составе и эксплуатации. ЦОР демонстрируется в качестве иллюстрации при раскрытии третьего вопроса урока. ЦОР предназначен также для самостоятельной работы учеников в классе или дома.

ЦОР 210 – презентация, включающая в себя иллюстрированные вопросы с альтернативными ответами о величине дозы облучения и ее параметрах. Краткие правильные ответы на вопросы следующие: вопрос 1 – ответы 1 и 3; вопрос 2 – ответы 1, 2 и 3; вопрос 3 – ответ 2; вопрос 4 – ответ 1; вопрос 5 – ответ 1. Работать с данным ЦОРом рекомендуется после раскрытия четвертого вопроса урока.

ЦОР 211 - озвученная презентация дает информацию о приборах для измерения радиоактивного заражения, их видах, применении, предназначении, методах дозиметрии. Длительность – 0:04:26. ЦОР демонстрируется для раскрытия пятого вопроса урока. Если в школе есть такие приборы, то можно измерить дозу радиации в классе.

 

 

Урок 35

§ 24. Действия в опасных ситуациях криминального характера

§ 25. Поисково-спасательные работы

 

План урока:

 

1.     Понятие о конфликте, преступнике и жертве.

2.     Конфликт ценностей, интересов и правил взаимодействия.

3.     Управление чувствами и эмоциями.

4.     Терроризм и безопасность человека.

5.     Поисково-спасательные работы.

6.     Безопасное использование плавсредств.

 

ЦОР 213. Как вести себя в случае нападения

ЦОР 214. Средства самозащиты

ЦОР 215. Виды террористов

ЦОР 216. Основные правила поведения при захвате в заложники

ЦОР 217. Сигналы международного кода терпящих бедствие людей

ЦОР 218. Меры безопасности при использовании плавсредств

ЦОР 219. Вопросы к параграфам

 

ЦОР 213 – презентация, в которой даются практические советы, как себя вести, чтобы избежать нападения, при угрозе нападения и во время нападения агрессивно настроенных личностей. После ознакомления с этим ЦОРом учитель предлагает различные ситуации нападения, а ученики должны решить творческую задачу и придумать аргументированные ответы на нападки, суметь защитить свои ценности и доказать свою правоту. ЦОР может быть показан при раскрытии второго или третьего вопросов.

ЦОР 214 - озвученная презентация, которая дает информацию о средствах самозащиты, делит их на группы, рассматривает их технические характеристики. Длительность – 0:04:29. ЦОР можно демонстрироваться при раскрытии четвертого вопроса. Корме него при раскрытии четвертого вопроса используются ЦОРы 215 и 216.

ЦОР 215 – слайд-шоу со звуком, в котором рассматриваются различные виды террористов, применяемые ими методы давления для достижения своих преступных целей. Длительность – 0:05:54.

ЦОР 216 – презентация, в которой описывается, как необходимо себя вести, попав в заложники, чтобы не усугубить своего положения.

ЦОР 217 - озвученная презентация рассказывает о видах сигналов международного кода терпящих бедствие людей, которые подаются во время катастроф, аварий и происшествий на воздушных или водных судах. Длительность – 0:04:56. ЦОР демонстрируется при раскрытии пятого вопроса урока.

ЦОР 218 - озвученная презентация, которая рассказывает о правилах безопасности при использовании плавсредств. Длительность – 0:02:40. ЦОР демонстрируется при раскрытии шестого вопроса