× Войти Зарегистрироваться
Курсы

О проекте

SCORM
Сотрудничество

Платформа TeachPro Оплата Контакты
keyboard_arrow_up

Аннотация

В статье отражены образовательные тенденции, сделавшие революционную модернизация Система Образования в мире, но основе онлайн-курсов, наряду с моделью перевернутого класса, мобильным обучением, и широким распространением понятия «цифровая грамотность».

Общепризнано, что процесс начался в 2012 г. с МООС-курсов (massive open online-courses), в которых курсы доступны для всех желающих зарегистрироваться (massive - массовые), бесплатны (open - открытые), обучение происходит при помощи виртуальной обучающей среды (online - онлайн).

Очень скоро стало очевидно, что МООС, представляющих собой простое видео "говорящих голов" преподавателей без мультимедиа и без интерактива, не соответствуют современным возможностям ИКТ и облачных технологий. Поэтому был создан конструктор TeachPro для массового создания мультимедийных интерактивных онлайн-курсов (МИОК), основаны на наглядных мультимедиа во всех форматах видео: 2D, 3D, стерео, виртуальная и дополненная реальность, панорамное видео и деятельностном интерактиве дидактически "умной" программы, реализованной на платформе HTML5, чтобы обучаться на любом гаджете.

В настоящее время МИОК требуют очевидного развития на основе использования готовых программ, реализующих алгоритмы искусственного интеллекта, чтобы контролировать результат учебного процесса, переводить любой текст на любой иностранный язык и озвучивать его на любом языке, распознавать речь и реагировать в зависимости от голосового запроса, по мимике и аберрации голоса, угадывать психофизическое состояние обучаемого и т.д.

Дистанционное образование вчера

С 2012 г. в мире началась революция МООС (massive open online-courses) - www.Coursera.org, www.edX.org, www.KhanAcademy.org, www.Lynda.com, и др. МООС-курсы это форма дистанционного обучения в онлайне, которое локализовано в Интернете. Термин МООС в широком смысле применяется к целому ряду явлений, к чему применима комбинация слов, которые его составляют. Это открытые курсы, то есть за участие в них не нужно платить денег. Это массовые курсы, то есть туда может записаться сколько угодно человек. Это организованные курсы - с продуманной программой, промежуточными заданиями, тестами и итоговой аттестацией. Обычно они ограничены по времени со скидкой на дистанционность и массовость, требующих больше временной гибкости, чем традиционные образовательные форматы,

Все студенты Запада уже обучаются в онлайн в "перевернутых классах", когда студент сначала должен ознакомиться с лекцией дома в онлайн, а в вузе обсуждает ее с преподавателем. Правда, сейчас все провайдеру предлагают свои МООС-курсы, как правило за деньги.

Доступность МООС привела к тому, что наиболее талантливые и мотивированные студенты России, сумевшие самостоятельно преодолеть языковый барьер (большинство MOOC на английском языке), становятся подписчиками MOOC-порталов. Лучшим из них предоставляется возможность бесплатно учиться в США. Так реализуется стратегия "утечки мозгов" из России.

В 2015 г. Минобрнауки России вместе с 8 ведущими вузами России: ВШЭ, МФТИ, УрФУ, МГУ, МИСиС, ИТМО, СПбГУ и СПбПУ – инициировала проект по созданию Национальной платформы открытого образования (НПОО) - www.OpenEdu.ru. Был создан Совет по открытому образованию, в который̆ наряду с представителями восьми вузов вошли представители Рособрнадзора и Минобрнауки России.

НПОО обеспечивает публикацию разработанных членами Ассоциации онлайн-курсов, содействует внедрению международных стандартов, устанавливает собственные требования к качеству онлайн-курсов и взаимодействует с вузами, реализующими образовательные программы, которые частично осваиваются с использованием онлайн-курсов платформы. Национальная платформа развивается за счет инвестиций восьми вузов: каждый участник Ассоциации вложит в проект 50 млн руб. в течение трех лет.

К сожалению, за основу взяли платформу США - edX, которая, в рамках санкций против России, закрыла доступ жителей Крыма к своим курсам - http://ru.krymr.com/a/26824247.html.

Все МООС-курсы и Запада и России похожи друг на друга по признаку минимальной мультимедийной наглядности и главное по интерактивности. МООС-курсы не отличаются от видеозаписей университетских лекций, которые выкладываются и публикуются в открытом доступе на специализированных ресурсах. Не более того.

Это естественно, так как явление молодое. Речь идет не столько о словоупотреблении, сколько о функциональной модернизации. Необходимо было переломить инерцию устаревших классно-урочных образовательных технологий, чтобы перейти на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

В 2005 г. WEB-Издательство "Мультимедиа Технологии" (ММТ) презентовала свой образовательный онлайн-портал http://TeachPro.ru на платформе Flash с мультимедийными интерактивными онлайн-курсами (МИОК). в Минобрнауки.

В 2007 г. в МПГУ портал http://TeachPro.ru демонстрировали Д.А. Медведеву (ТАСС): "…он тут же решил проверить, как работает Интернет-портал, о котором ему рассказали преподаватели - http://teachpro.ru. Он набрал адрес этого портала и сразу же получил доступ. Медведев высоко оценил Интернет-ресурс и призвал размещать ссылки на него и на других тематических сайтах" - http://www.allrus.info/main.php?ID=289110.

В 2010 г. была разработана первая версия конструктора TeachPro для массового создания МИОК на платформе Silverlight, на которую были перенесены более 300 мультимедийных интерактивных курсов на CD-ROM - www.Learn4You.ru по ИКТ и программированию, по иностранным языкам, по школьной и вузовской программе [1].

Дистанционное образование сегодня

В 2015 году Платформа TeachPro была усовершенствована в вид 3D-МИОК [2]. В отличие от МООС как западных провайдеров - edX, Coursera и др., так и российских - OpenEdu.ru, RESh.edu и др., представляющих собой видео "говорящих голов" преподавателей без мультимедиа и без интерактива, МИОК TeachPro, основаны на наглядных мультимедиа во всех актуальных видеоформатах: 2D, 3D, стерео, виртуальная и дополненная реальность, панорамное видео и деятельностном интерактиве дидактически "умной" программы, реализованной на платформе HTML5, чтобы можно было обучаться на любом компьютере, планшете и смартфоне.

Платформы 3D-TeachPro - это комплекс программ, в который входят:

а) Открытый инструментально-программный комплекс (ИПК) TeachPro, с помощью которого авторы-предметники, не владея программированием, смогут создавать собственные МИОК в 2D и/или 3D-формате по любой дисциплине - http://ANVUZ.com:

б) Готовый МИОК: "Педагогический дизайн МИОК", в котором даны инструкции по работе с свободным ПО, с помощью которого создается МИОК - http://ANVUZ.com;

в) Рабочая программа для повышения квалификации преподавателей: "Проектирование мультимедийных интерактивных онлайн-курсов для ЭО и ДОТ" - http://www.dpomos.ru/upload/iblock/61b/eno_it_2017_4d4_mesh_gotovo.pdf.

г) Плеер на платформе HTML5 для проигрывания МИОК, созданных в ИПК TeachPro.

Платформа TeachPro позволяет создавать МИОК по любым дисциплинам:

- работа с любым ПО: Excel, Photoshop, Java и т.д.;

- школьные и вузовские дисциплины: Физика, История, Экономика и т.д.

- дисциплина для дополнительного образования: Шахматы, ПДД, Массаж и т.д.

Платформы TeachPro позволяет локализовать МИОК на любые иностранные языки:

- Java (рус) - http://mmt.teachpro.ru/Programming/JavaForProfessionals/Html/lessons.html

- Java (eng) - http://mmt.teachpro.ru/ForeignLanguage/JavaForProfessionalsEn/Html/lessons.html

Преимущество МИОК TeachPro в сравнении с мировым МООК-курсами мировых брендов: Coursera, edX и др., представляющие собой простые видеоролики без интерактива, в следующем:

- разрешение экрана 1080 х 1920 точек и более против 720 х 1280 точек (важно для сложного графического ПО);

- режимы обучения: непрерывный, пошаговый, контрольный и тестовый;

- интерактивное деятельностное обучение (ответы на контрольные и тестовые задания, выполнение определенных действий с изучаемым ПО);

- возможность получения подсказок;

- поиск точек входа в нужный урок 3D-МИОК, по ключевым словам, текста лекций;

- постановка собственных закладок в видеолекции;

- переход по закладкам внутри всего 3D-МИОК;

- ссылки в Интернет из любого урока и возврат в урок для продолжения занятия

- статистика учебных действия по прохождению занятия с МИОК и т.д.

Статьи, учебники, книги, ролики, наконец, МООС по самым инновационным и сложным дисциплинам доступны в Интернете в неограниченном количестве. В России имеются квалифицированные специалисты, чтобы в условиях глобализации образования, самим создавать сценарии МИОК по инновационным дисциплинам. Самое сложное, дорогое и неосвоенное – это технологии и модели для массового производства МИОК.

Создать грамотный, интересный, своевременный, понятный МИОК способны только опытные специалисты или преподаватели вузов, так как наличие ценного с научной точки зрения контента должно сопровождаться грамотным изложением учебного материала. Это под силу людям, у которых есть и научные знания, а также умение донести материал до слушателя. Надеяться, что каждый преподаватель в любом образовательном учреждении сможет самостоятельно обеспечить высочайший уровень преподавания предметной области - не реально. До последнего времени роль "компаса" выполняла книга-учебник. В настоящее время эту роль выполняют МИОК с наглядным мультимедийным видеорядом в стерео- и 3D-формате с дидактически выверенным интерактивом.

Только с помощью МИОК, созданных по материалам (сценарию) лучших специалистов, в которых реализованы все возможные дидактические принципы и правила на основе современных мультимедийных и Интернет-технологий, можно на новом уровне воссоздать классическую методику образования по принципу "от общего к частному", от фундаментальных законов к их проявлениям в конкретных условиях. МИОК позволяют проще и эффективнее добиться освоения учащимися знаний, умений, навыков и компетенций по любым дисциплинам.

 Другое дело педагогический процесс, который нельзя представить без Учителя. Но такого Учителя, который умеет эффективно и профессионально использовать МИОК в условиях совмещения самостоятельного обучения в онлайн и дистанционного обучения в среде LMS. В учебный процесс с МИОК, созданных ведущими специалистами, вовлекаются опытные преподаватели, которые становятся руководителями групп очного или дистанционного обучения. В итоге получаем систему смешанного очно-дистанционного обучения.

Учитывая современный уровень развитости "облачных" технологий, всеобщей доступности широкополосного Интернета на любом гаджете, следует говорить не просто об МИОК, а о учебно-методических комплексах нового поколения (УМК НП).

 

 

УМК НП представляет собой МИОК в следующих программынх реализациях:

- ONLINE-версия, когда МИОК проигрываются с "облачного" сервера на любом гаджете;

- SCORM-версия для организации дистанционного обучения в среде LMS (Moodle или др.);

- PDF-версия для печати в «твердой копии».

- MOBILE-версия для обучения в online с помощью смартфона или планшета;

- HDTV-версия, доступная в видео-хостинге тип YouTube;

По своему функциональному назначению каждый 3D-МИОК состоит множества электронных учебных модулей (ЭУМ). ЭУМ соответствует законченному элементу учебного курса (дисциплины): лекция, практическое занятие, лабораторная работа, тесты и/или другие контрольно-измерительные мероприятия.

Вне зависимости от дидактических назначений - лекция, практическое занятие, лабораторная работа, тесты и/или другие контрольно-измерительные мероприятия ЭУМ имеют унифицированный программный интерфейс и единую организацию работы с мультимедийным контентом.

В зависимости от учебных задач – лекция, лабораторная работа, тестирование - различны соотношения типов и видов мультимедийных данных и, главное, характер учебного процесса.

Все ЭУМ делятся на три основных типа: Л-тип – лекции, П-тип – практикумы (лабораторные работы) и К-тип – контроль и аттестация. При этом интерактивность видеолекции базируется на том, что ЭУМ содержат в себе множество контрольных вопросов (не тестовых заданий) для самоконтроля в процессе обучения (обучающийся постоянно отвечает на задаваемые вопросы).

Количество таких триад ЭУМ (Л-, П- и К-типа) рассчитаны таким образом, чтобы они соответствовали учебному плану и программе обучения. Модульность 3D-МИОК позволит изменить объем и содержание образовательной программы с целью более полного и качественного освоения обучающимися учебного курса.

Лекция должна идти энергично, с подъемом и с использованием ярких фактов. В дикторском тексте не допускаются:

- канцеляризмы, штампы, повторы;

- различные термины неизвестные обучающемуся, а также не предусмотренные программой;

- полное повторение текста учебника или пособия.

 

Дистанционное образование завтра

 

Выступая на ПМЭФ-2017 В.В. Путин сказал: "Чтобы наращивать наш кадровые, интеллектуальные, технологические преимущества в сфере цифровой экономики, мы намерены действовать по направлениям, имеющим системное значение. Государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих сквозной, так называемый межотраслевой эффект. Это обработка и анализ больших массивов данных, ИИ, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности и ряд других" (http://kremlin.ru/events/president/news/54667).

 В майских 2018 г. Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» сказано (http://kremlin.ru/events/president/news/57425): "Исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Как видно из предыдущих разделов, МИОК TeachPro по всем техническим и дидактически характеристикам превосходит МООК-курсы всех известных западных и российских брендов, (Coursera, edX и др.). В то же время Платформу МИОК TeachPro нельзя считать, что в ней реализован ИИ(ИИ).

WEB-Издательство "Мультимедиа технологии" продолжает работу над совершенствованием новой Платформы TeachPro-ИИ основанной на ИИ (artificial intelligence), использующей адаптивное обучении, прокторинг, распознавание речи, голосовой интерфейс, распознавание эмоций и др. когнитивных сервисов.

Мы не претендуем на фундаментальные исследования в сфере ИИ и даже в программной реализации столь сложных алгоритмов. Тем более сразу по всем по сложным и разнообразным направлениям. Нашу задачу мы видим в использовании открытых программных алгоритмов, кодов и решений при реализации Платформы TeachPro-ИИ.

Например, для распознавания речи подойдет Google Web Speech API; для синтеза речи - Microsoft Speech API, SmartTag - слушает, распознает, тегирует; распознавание эмоции по изображению - Emotion recognition API; Распознаем эмоции по голосу и изображению с помощью API Project Oxford; ProctorExam или ProctorEdu для прокторинга по результатам учебного процесса и т.д.

В текущей версии Платформы TeachPro3D мы уже используем готовые элементы ИИ для автоматизации отдельных технологических процессов при разработке МИОК. Например, мы используем открытую онлайн-программу Speech Logger для распознавания авторского голоса и преобразования его в текст для дальнейшего перевода на иностранные языки с помощью Google Translate или Trados и озвучки готового МИОК на других языках с помощью синтезатора речи - Microsoft Speech API.

 

Искусственный интеллект (ИИ) в образовании

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. За последние годы проявился интерес к использованию ИИ при создании обучающих программ. В нашем случае центральная задача ИИ состоят в том, чтобы заложить в программный код плеера "облачного" МИОК возможности ИИ. Такой МИОК доступный на любом гаджете будет реализовывать сложнейшие функции, которые лежат в основе интеллекта преподавателя, которые будут выполнятся на мощных процессорах облачного сервера.

Благодаря ПО плеера с ИИ, работающему на мощном процессоре облачного сервера, можно делать такие вещи, которые делают лучшие из педагогов: демонстрировать и управлять 3D-мультимедиа в виртуальной и дополненной реальности, обучать в режиме дидактически выверенного интерактива с контрольными вопросами и тестовыми заданиями, проверять ответы обучаемых, контролировать результат учебного процесса, переводить любой текст на любой иностранный язык и озвучивать его на любом языке, распознавать речь и реагировать в зависимости от голосового запроса, по мимике и аберрации голоса угадывать психофизическое состояние обучаемого и т.д.

Использование МИОК с ИИ потребует серьезного переосмысления задач, стоящих перед системой образования. В первую очередь к вопросам, связанным с автоматизацией обучения, поскольку традиционные методы, без использования ИИ, 3D-мультимедиа и дидактически выверенного интерактива и др. когнитивных инструментов давно исчерпали свои возможности.

Другое дело педагогический процесс, который невозможно представить без Учителя с большой буквы. Учителя, который умеет эффективно и профессионально использовать МИОК с ИИ в условиях совмещения самостоятельного обучения в онлайн и дистанционного обучения в среде LMS.

В учебный процесс с МИОК с ИИ созданных ведущими специалистами, вовлекаются опытные преподаватели, которые становятся руководителями групп очного или дистанционного обучения. В итоге получаем систему смешанного очно-дистанционного обучения.

 

Деятельностное обучение

Рассматривая ИИ - как научное направление, основным методом применения ИИ в образовании является моделирование педагогического процесса, причем в самых различных формах, от формализованного моделирования до построения и создания различных педагогических процессов, реализованных в МИОК с ИИ.

Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение МИОК с ИИ в лекционных занятиях, когда лекции создают лучшие из лучших авторов-предметников.

Качественный МИОК должен максимально использовать средства мультимедиа и, главное, алгоритмические возможности облачного ПО, который позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, опираясь на систему мультимедийных учебных модулей. К специфике организации дидактического обеспечения мультимедийных МИОК относится то, что в них используются известные педагогические принципы и правила:

- Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих трех важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео- и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие. В этом смысле в настоящее время безусловный приоритет за прорывом через использование технологий виртуальной и дополненной реальности.

- Интерактивность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.

- Практическая ориентированность. Очевидно, что для каждой учебной задачи оптимально разработать модель изучаемого объекта. Например, полномасштабную модель самолета, сварочного аппарата, человека, которого надо оперировать на сердце и т.д. Если для самолетов тренажеры уже созданы, то модель человека невозможно реализовать. Даже на тренажере самолета, невозможно "прогнать" весь летный персонал, из-за нехватки свободного времени для всех;

- Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) делает курс доступным для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;

- Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

- Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на информационные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей понятия, как единицы информации). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения. И т.д.

Оптимально моделировать ситуации на основе заранее наснятых 3D-видео для очков виртуальной реальности, в которых обучаемый будет работать с объектом в режиме "жесткого", пошагового сценария. Например, в таком режиме можно собирать/разбирать любые сложные объекты, выбирая на каждом шаге фильмы нужную деталь и указывая куда ее переставить: проведение эксперимента с лабораторным комплексом; исследование больного на МРТ-комплексе; разворачивание в боевое положение расчета С-400 и т.д. Т.е. засняв видеоролик в 3D-формате, выполнять учебную задачу с виртуальным объектом, управляя им мышью.

 

Адаптивное обучение

Уровень знаний у приступающих к изучению предмета разный. И способности разные. Разный жизненный опыт и разные мотивации. Поэтому кому-то из обучающихся программа всегда кажется слишком легкой, кому-то невыносимо трудной. Кому-то удобно воспринимать материал в одной форме. Кому-то в другой.

В результате, преподаватель всё время оказывается перед нерешаемой задачей: как обеспечить приемлемую успеваемость «слабых» учеников и не отбить желание учиться легким материалом у сильных? Решить эту проблему должно применение адаптивных технологий.

Предполагается, что МИОК с ИИ будет отслеживать успеваемость каждого отдельного обучающегося и либо подстраивать порядок показа блоков курса под его способности, либо информировать преподавателя о том, какой материал хуже усвоен, а какой лучше.

Эксперименты по внедрению подобных программ в ранее консервативный процесс обучения ведутся многими передовыми технологическими компаниями. Однако на российском рынке пока доминирует взгляд на высокотехнологическое образование как на просто дистанционное, сохраняющее парадигму линейного курса: онлайн курса.

Эксперименты по внедрению адаптивных технологий при обучении проводятся в коммерческих проектах в сфере HR. На сегодняшний день на российском рынке наиболее заметны Сompetentum, Ispring, Е-mba. Существуют попытки внедрения ИИ при обучении языкам (Skyeng, Lingualeo, Websoft), а также программированию и дизайну (Geekbrains, Netology)

 

Прокторинг

В соответствии со Статей 16: Закона об образовании в РФ (№273-ФЗ): "Реализация образовательных программ с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ)" дистанционное обучение (ДО) стала вторым локомотивом в поддержку первого (ЭО) - онлайн-образование для современного высокотехнологического образования.

Как организовать его так, чтобы быть уверенным, что обучающийся не списывал? На помощь приходят системы прокторинга – слежки за студентом во время написания контрольных работ и сдачи экзаменов на основе использования ИИ.

Прокторинг способен отслеживать психофизические параметры поведение у одновременно множества сдающих. Узнавать соответствие личности сдающего экзамен в сравнении с метрикой, прошедших обучение при реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ.

В прошлом, под прокторингом подразумевалось, что на протяжении всего экзамена за сдающим наблюдают через веб-камеру. Сегодня ситуация поменялась. На помощь человеку пришел ИИ. Все эти данные фиксируются как нарушения. В особых случаях, система дает сигнал человеку-проктору обратить внимание на того или иного сдающего.

В России наиболее продвинутый продукт в этой области представляет ProctorEdu. ПО ProctorEdu контролирует онлайн тесты, обеспечивает объективность их результатов и показывает реальные знания участников. С нашими технологиями представители бизнеса будут уверены в компетенции своих сотрудников и перестанут терять клиентов из-за пробелов в обучении.

В настоящее время сервис налаживает взаимодействие с платформами дистанционного образования, работающими на российском рынке, российскими ВУЗами и пытается выйти на рынки зарубежные.

 

Распознавание эмоции человека

В последнее время современные технологии всё чаще соприкасаются с эмоциональной сферой жизни человека. Тем временем ученые всё ближе подходят к созданию ИИ, считывающего эмоции человека.

Компания Silver Logic Labs (SLL) изучает возможности ИИ. Несмотря на то, что сегодня SLL представляет собой стартап, работающий с довольно слабыми формами ИИ, его специалистам удалось добиться определенных успехов в данной сфере.

Если большинство систем ИИ заняты считыванием данных ДЛЯ человека, то ИИ, над которым трудятся в SLL, считывает данные С человека.

Данная программа с ИИ анализирует поведение человека, отслеживая его мимику или движения тела. На основе мельчайших деталей поведения человека компьютер способен сделать вывод о том, в каком настроении пребывает на данный момент анализируемый им субъект. Иными словами, ИИ может определить, что именно чувствует человек.

Цель - помогать разнообразным фирмам для того, чтобы те могли правильно оценить, как к ним относятся их клиенты, участвующих в проводимых ими опросах. Все-таки машина может оценить это с большей вероятностью, чем опытный психолог.

В случае, если человек пытается обмануть кого-то, его чувства можно определить путем математического анализа. Всё же, психолог руководствуется в таких ситуациях интуицией, тогда как внутри ИИ происходят сложные математические вычисления, которые могут гораздо точнее определить, что на уме у анализируемого субъекта.

 

Описание: 2

 

Благодаря довольно высокой точности определения ИИ человеческих эмоций, компания SLL планирует вывести свой проект на коммерческие рельсы.

ИИ, созданный компанией SLL, способен зарегистрировать такие эмоции, как счастье, удивление, страх, гнев, отвращение или грусть, выразив их в баллах. Максимальное значение определенной характеристики - единица.

Доподлинно выразить ту или иную эмоцию в баллах невозможно, однако система может с высокой стоимостью определить доминантную эмоцию.  При этом ИИ использует лишь камеру и ПО. Несмотря на то, что роботы научились определять настроении человека, «Роботовед» выражает надежду на то, что у нас останутся секреты друг от друга, а электронным собеседникам мы продолжим предпочитать живых людей.

 

Предчувствие будущего МИОК с  ИИ

В образовании происходит новый скачок развития. Все говорят о пока “сыром” направлении, связанном с использованием ботов - программ на основе ИИ для общения со студентами. По сути это замена преподавателя роботами в процессе образовательной деятельности. Это что-то из области фантастики. Во всяком случае видно, что уже в скором времени компьютеры заменят преподавателей.

Развитие ИИ в образовании разделило экспертов на 2 лагеря: если одни утверждают, что машины способны улучшить жизнь преподавателей, то другие считают, что они представляют значительно большую угрозу, чем потеря рабочих мест.

Нас ждет время, когда ИИ будет играть важную роль в образовательной деятельности. Это явление в большей степени коснется рутинных процессов в педагогике. Как только ИИ достигнет этого уровня и будет понимать того, кого он учит, находить индивидуальный подход — это будет реальный прорыв.

На наш взгляд, МИОК с ИИ, хоть и пока под руководством человека, способна более аккуратно проводить обучение. И рано или поздно мы столкнемся с тем, что базовое обучение будет проводится с помощью МИОК с ИИ. В то же время, человеческий фактор, экспертное оценивание — никуда не денется.

Сфера использования ИИ в образовании не ограничивается этими направлениями. Существуют планы по созданию программ автоматической проверки творческих заданий типа сочинений. Идей применения ИИ множество. Воплощение пока получили лишь единицы. Рынок только формируется.

Если говорить о студентах, то проблема обучения заключается в том, что люди приходят на курсы в неподготовленном состоянии. Большинство студентов испытывают профессиональную усталость и отсутствие интереса к обучению. У них просто перестают появляться результаты.

Вопрос актуален на уровне адаптивного обучения, мотивации и сопровождения студентов. МИОК должны научиться отслеживать эмоциональное и физическое, состояние студента.

Хороший преподаватель, как правило, стремится найти подход к каждому студенту. Для этого он не просто читает лекцию и дублирует тексты с учебников, а вдохновляет, импровизирует, пробуждает интерес. Заменить преподавателя, его нестандартное мышление, творческий подход и эмоциональную поддержку у ИИ, на мой взгляд, не получится, и от этой идеи отказываются многие ученые.

А вот избавить от рутинных нагрузок и дать возможность заниматься исключительно экспертным наставничеством — это гораздо более практичная задача, которую вполне могут решить машины.

 

1. Аветисян Д.Д., Лейбовский М.А. "Проблемы информатизации системы общего образования и учебно-методические комплекты нового поколения"/ "Педагогическое образование и наука", № 9 - 2010 г. Стр. 14-20.

2. Аветисян Д.Д., Катханова Ю.Ф., Кирилов Д.Ю. "Облачный портал в электронной образовательной среде". IX Международная научно-практическая конференция. "Научные исследования: от теории к практике". (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / ред. кол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=112401.

3. Джавад Аветисян (Multimedia Technologies Ltd, Россия). Проектирование электронных систем для обучения и исследований с помощью инструментов стерео-и 3D-контента на основе облачных сервисов. Заголовок источника: Интеллектуальные системы: концепции, методологии, инструменты и приложения. Copyright: © 2018 | Страницы: 13. DOI: 10.4018 / 978-1-5225-5643-5

. https://www.igi-global.com/chapter/design-of-the-e-systems-for-training-and-researching-with-tools-of-cloud-services-based-stereo-and-3d-content/205806.